Покаянный крестный ход 2002 года

Валерий Молчанов
               
   Как тысячи рек и речушек впадают в великую реку Волгу, так множество православных русских людей вливалось в Покаянный Крестный ход от Екатеринбурга до Костромы, от Поклонного Креста, который воздвигнут ныне на месте дома Ипатьева, до Ипатьевского монастыря Костромы. В Екатеринбурге, в доме железнодорожного инженера-строителя Н.Н.Ипатьева, в ночь на 17 июля 1918 года произошло злодеяние врагов Божиих, слуг дьявола – ритуальное убиение помазанника Божия – Императора, Православного Русского Царя, удерживающего мир земной от напастей сатаны, и убиение Августейшей семьи и верных царских слуг.
   «Над Пермью висит чёрный крест», - сказал святой праведный Иоанн Кронштадский в 1890 г., по свидетельству И.К.Сурского, во время беседы с благочестивым купеческим семейством из г. Кунгура.
    В свете прошедших после пророчества десятилетий стало очевидно, что пермской чёрной меткой явилось истребление Царской династии, ведь Екатеринбург в 1918 г. входит в состав Пермской губернии, как и Алапаевск, где были казнены родные и близкие Царской Семьи, среди которых – святые преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара, Великие Князья Константин Константинович, Игорь Константинович. Всех их живыми сбросили в шахту 18 июля 1918 г.
   - Господи,
   Иисусе Христе, Сыне Божий,
   Помилуй нас!
   Господи,
   Иисусе Христе, Сыне Божий,
   Помилуй нас!
  Идут православные люди по Русской Земле и поют покаянную молитву.
  Зададимся, мои дорогие, вопросом. Когда начинался этот Покаянный ход? Заглянем в себя и… вспомним. Вспомним прадедов, дедов, отцов наших из своей родни. Вспомним, насколько хватит памяти, усеченной безбожной властью, её десятилетними искусными ухищрениями. И память сердца – генная память Православных русских людей подскажет ответ.
   Да-да, верно! Затоскует, сильнее забьётся  сердце русское, вспомнит, что забыли мы Бога, забыли, что наши родные в нескольких поколениях назад предали своего Православного Царя, отдали Его врагам Православия. И за этот тяжкий грех мы обязаны – каяться!
   Нет благодати Божией на нас. И только по молитвам старцев, которые есть в Русской Земле, Бог терпит нас как народ, и сохраняет, не давая нам совсем истребиться.
   - Господи,
     Иисусе Христе, Сыне Божий,
     Помилуй нас!
     Господи,
     Иисусе Христе, Сыне Божий,
     Помилуй нас!
   В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Св. Синода к 75-летию убиения Царской семьи прозвучал призыв к покаянию всего нашего народа. «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим нераскаян. Будучи преступлением и Божественного, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании…»
  Нераскаян он и доныне потому, что многими не осознаётся как грех личный.
  Но на Святое дело Бог избирает своих людей…
  Во все века стояния Православной Руси, Святой Руси, делалось духоносное дело Покаянных Крестных ходов. Это Святое делание, всем миром.
  Крестные ходы – духовные боевые действия воинов Христовых по защите себя, своих близких, земли Русской, городов и весей её, границ Отечества нашего от смертоносной радиации нераскаянного греха, заполонившего русские пространства, от врагов видимых и невидимых. Крестные ходы – школа покаяния, смирения, молитвы, братской любви, жертвенного служения ближнему. Возрождение крестных ходов Руси от западных пределов её до Урала и Дальнего Востока – радостное, волнующее явление, вселяющее надежду. Это торжество православного русского духа.
  Несколько лет уже по Руси идут поместные крестные ходы. В нижегородской губернии, Вятской, Костромской, в Москве, в Пермской, Курганской… Дальше и дальше по Руси… Например, Великорецкий крестный ход в Вятской губернии продолжается из года в год – 600 лет! И не оборвана связующая нить покаяния народа нашего за грехи перед Богом.
  В 1991 году пророчески прозвучали стихи православного русского поэта:
      И слышу Свет в начале века –
      Живёт в провинции, в глуши,
      Свет образует человека
      Стояньем святости души.
   Начало первого Покаянного Крестного хода всея Руси было в глухой провинции Урала. В 2001 году о. Александр Петропавловский – настоятель церкви села Брехово Суксунского района - вместе со своим 13-летним сыном Дмитрием, ходил пешком по лесным тропам в Верхне-Чусовские городки Пермской епархии, в Казанскую Трифоно-Вятскую женскую пустынь, чтобы заказать инокине Емелии икону Царственных страстотерпцев. По Божьей милости икона была написана, ставшая благодатным парусом для плывущих в покаянном струге трудников.
   - Господи,
     Иисусе Христе, Сыне Божий,
     Помилуй нас!
     Господи,
     Иисусе Христе, Сыне Божий,
     Помилуй нас!
   Первый Покаянный Крестный ход всея Руси, куда влились избранные Богом люди из прошедших ходов и отдельные сильные святорусским духом люди, есть продолжение Покаянного Крестного хода, состоявшегося в Пермской  епархии в 2001 г. по благословению архиепископа Пермского и Солигаличского Афанасия, а также архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Тысячекилометровый крестный ход «Ныроб – Пермь – Екатеринбург».
   В сердцах отдельных Богом избранных Русских людей Покаянный Крестный ход был задуман как покаяние русского народа за великий и тяжкий  грех цареубийства, клятвопреступления и вероотступничества, доселе тяготеющий над нами, над народом нашим.
  В Покаянной Молитве русского народа, в Молитве ко Господу Вседержителю говорится:
   «Господи, помилуй нас и предков наших, забвению предавших и неистово поправших обеты верности Богови и Православному Царю, Помазаннику Твоему, кои клятвою на веки вечныя были даны народом русским и утверждены в Соборной грамоте Великаго и Всероссийскаго Собора 1613 года.
   Господи, помилуй нас, дерзновенно преступивших Соборную клятву и крестоцелование русскаго народа на верность Царствующему дому Романовых до скончания века».
   И не случайно, конечно, в 2001 г. Крестный Покаянный ход шёл из далёкого села Ныроб.
   Промыслительно история трагических испытаний рода Романовых на Пермской земле началась задолго до страшных событий 1918 года. Ещё раньше, в 1601 г., глухое село Ныроб стало местом заточения и гибели боярина Михаила Никитича Романова, первого мученика Царской династии, родного дяди будущего Царя Михаила Феодоровича.
   Все представители Царского Дома были убиты на Пермской земле. Промыслительно, что продолжительные Покаянные Крестные ходы вышли из Пермской земли.
  Ещё раз вспомним, мой соотечественник, пророческие слова святого праведного о. Иоанна Кронштадского: «Над Пермью висит чёрный крест».
    - Господи,
      Иисусе Христе, Сыне Божий,
      Помилуй нас!
      Господи,
      Иисусе Христе, Сыне Божий,
      Помилуй нас!
   Участники крестного хода «Ныроб – Пермь – Екатеринбург» с дерзновенной просьбой обратились к правящим архиереям и Святейшему Патриарху – благословить в 2002 году покаянный пеший крестный ход от Ипатьевского дома до Ипатьевского монастыря. Такое благословения было получено. Благословил первый покаянный Крестный ход всея Руси, молитвенно предстоя пред Господом за трудников, и старец – архимандрит Кирилл (Павлов).
   Нынешний Покаянный Крестный ход начался 19 мая 2002 г. – в день рождения Святого Царя Николая, Николая Александровича Романова.
                Стихира, глас 6
      «Великим тайнам Божиим/ служитель и причастник еси ты, Царю-Искупителю Николае/: как бо прежде Сын Божий предан бысть/ на пропятие богоубийственным родом иудейским/, такоже ныне  и Боговенчанного царя Православного/ лживии в мерилех сынове человечестии/, яко овча безгласна/, на заколение предают/, и заушение, оплевание, укорение и убиение приемлет/
   Помазанник Бога Живаго/.
   Всем, кто повинен/ страсти твоея на Русской Голгофе/: аз, Венценосче/, аз беззаконии моими преступих Клятву Соборную/, аз молчанием безумным/ распях тя, Христолюбче/, молчанием бо предается Бог/: но моли, Царю Николае, ко Господу/, да не вменит мне/ греха сего кающемуся».
   Тысячи жителей Екатеринбурга провожали Покаянный Крестный ход всея Руси в 2000 – километровый путь по городам и весям матушки-России.
   В Екатеринбурге, на месте дома инженера Ипатьева, который  снесли в советское время, в годы правления в тех краях Ельцина Б.Н., строится храм на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. Это будет величественный белокаменный собор, а пока поставлена маленькая часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары и воздвигнут Поклонный крест. На его мраморном постаменте написано: «Царю-мученику Николаю ||, его Августейшей Семье и верным слугам с покаянием от русского народа». На противоположной  стороне выбиты слова: «Склонись, Россия, на колени к подножью Царского Креста».
  Благословить Крестный ход в длительный путь прибыл архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, который отслужил возле Поклонного креста молебен с многочисленным духовенством при большом стечении верующих. Владыка обратился к присутвующим со словами благодарности за соучастие в этом священном деле. Он призвал всегда помнить о том, «какой урок был дан всем нам историей, кровь каких чистых людей была невинно пролита на том месте, где мы сейчас стоим перед их святым образом, молясь: «Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас».
   Затем участники Крестного хода двинулись по улицам Екатеринбурга. Впереди – хоругви и главное сокровище Крестного хода, его благодатный парус – икона Царственных мучеников.
     - Господи,
       Иисусе Христе, Сыне Божий,
       Помилуй нас!
       Господи,
       Иисусе Христе, Сыне Божий,
       Помилуй нас! –
 полетела покаянная молитва православных русских людей по городам и весям Отчизны.
     - Господи,
        Иисусе Христе, Сыне Божий,
        Помилуй нас! –
 поёт покаянную молитву Господу духоносная процессия. Впереди схимник-монах с крестом, хоругви, Икона Царственных мучеников, духовник Покаянного Крестного хода о. Александр, и рядом иеромонахи из монастырей Руси, православный народ.
      - Господи,
        Иисусе Христе, Сыне Божий,
        Помилуй нас! –
подхватывают молитву сестры дальше по растянувшейся колонне. Впереди православные братья, дальше православные сестры. Через всю Россию антифонно плывёт ко Господу покаянная молитва за себя и народ наш русский.
   На груди каждого паломника икона Богоматери. Несут необычную и волнующую сердце икону «Жертва усердная», написанную иконописцем Владимиром Макаровым. Этот образ был явлен иконописцу во сне. Икона Иоанна Предтеча названа «Ангелом Покаяния». А здесь, на иконе «Жертва усердная», в чаше глава Царя Николая, подобно Честной главе Иоанна Предтечи. Список этой иконы был специально заказан для Крестного хода «Ныроб – Пермь – Екатеринбург» екатеринбуржцем Андреем. В Крестном ходе несут икону «Терновый Венец России». Икона была явлена год назад во сне рабе Божией Виктории, ею же написана по благословлению игумена Ионы. Сия келейная икона благословлена на Крестный ход. В Крестном ходе икона «Святому Царю Николае». На иконе святой Царь, в военной гимнастёрке, в правой руке православный крест, в левой руке – список со славянской вязью.
   - Господи,
      Иисусе Христе, Сыне Божий,
      Помилуй нас!
  Группа паломников из Костромы влилась в Покаянный Крестный ход 16 июля вечером в г. Мантурово. Автор этих строк – вместе с ними. Паломники – трудники Покаянного Крестного хода – прошли уже сотни километров.
   Утром,  после литургии и молебна Царственным страстотерпцам в храме Николая-чудотворца, после трапезы в столовой школы-интерната, где паломники останавливались на ночлег, Крестный ход вышел из г. Мантурово.
     - Господи,
       Иисусе Христе, Сыне Божий,
       Помилуй нас!
       Господи,
       Иисусе Христе, Сыне Божий,
       Помилуй нас! 
    Накрапывал дождь. Когда шли с молебна на трапезу и на получасовой отдых перед походом, дождь лил, освежая окрестные дали от стоявшего летнего зноя. Покаянный Крестный ход из Мантурово никто не провожал. Редкие прохожие с любопытством смотрели вслед, правда, изредка на обочине стояли старушки и крестились. Впереди Крестного хода шла патрульная  машина ГАИ.
   Темп Крестного хода высокий, 6 – 7км в час. Втягиваюсь в ритм хода. Первые десять километров прохожу нормально. Но от Мантурово до Костромы 260 км.
    После 10-ти километров хода – остановка на привал. За обочиной дороги в пятнадцати, двадцати метрах слева и справа – русский лес. Высокие стройные сосны, берёзы, кустарники, ели. Ныне, когда идёт Покаянный Крестный ход, в наших землях Руси ягодная пора. Созрела черника, малина, попадаются грибы, правда, редко. Стоит сухое лето.
   После трапезы отдых. Ноги мои в порядке, но к такому быстрому ритму Крестного хода никак не приноровлюсь, на полшага отстаю, а то и больше. Иду в конце вереницы братии, сзади начинаются шеренги сестёр. Своё отставание мне приходится всё время нагонять. Иду, иду.., чувствую, что отстаю – раз, и подбегаю на уровень своей пары. Порой слышу, что вот-вот на мои пятки наступит идущая сзади сестра. Это размашистым шагом с посохом в руке раба Божия Фёкла – заботливый наш врачеватель.
   - Господи,
     Иисусе Христе, Сыне Божий,
     Помилуй нас! –
более высоко звучат стройные голоса сестёр, которые антифонно подхватывают молитву братьев.
   С дороги через поле, вдалеке, виднелся купол сельской церквушки, блазнится серебристый крест.
   Вот слышим громкий голос о. Александра, выходящего из колонны Крестного хода: «Принять влево!» Впереди колонны машина ГАИ перекрывает шоссе. Молитва трудников хода начинает затихать, так как мы все видим, что слева, на обочине дороги, нас встречает небольшая группа православных людей во главе с батюшкой. Здесь отворот с шоссе на просёлочную дорогу в село. «Поднять икону!» - тихо сказал о. Александр.
    А впереди ещё были километры и километры…   
   
     Километры летят по дороге
     Изболевшейся сердцем Руси –
     Крестный ход покаянием строгим,
     Чтоб в народе простом прорасти.
     Крестный ход из Екатеринбурга
     До «Ипатьевского» в Кострому –
     Духоносным спасительным стругом
     В скорбный час государственных Смут.