Не срок

Олег Цвира
Жизнь. Сколько раз мне говорили: "Жизнь прожить - не речку вброд перейти." Я еще в школу не ходил, но эта мудрость далеко засела в моих маленьких извилинах, и в минуты бессонницы не давала мне покоя.
Помню, как однажды при переходе речушки вброд, поток воды резко меня оторвал от песчаного дна и стал относить от друзей. Как, не умея плавать, старался до последнего сопротивляться - подныривая, отталкивался от уходящего на глубину дна, всплывая над поверхностью, хватал смесь воды и воздуха. И, как очнувшись на берегу, не понимая, как я там оказался, мог каждому, кто говорил эту жизненную мудрость, просто возразить. Наверное, в те мгновения я имел на это право. Не срок.
Но жизнь расставила все точки и запятые. Удивительным образом, но то, что нам казалось трудным в начале пути, в его середине оказывается посредственным и обыденным.
Сколько раз потом в жизни мне приходилось самому себе говорить «Не срок»? Пусть, я сейчас пишу образно, но каждый из случаев моей жизни мог оставить меня только в памяти близких и друзей, в лучшем случае, фотокарточкой в рамке на почетном месте в родном доме.
Это мне довелось в первом классе стоять посреди горящей комнаты в квартире и чудом найти выход из огненного кольца. Было трудно, но надо сказать спасибо тетке-соседке, которая в какой-то момент услышала мои всхлипывания и позвала. А я просто пошел через пламя на её голос и вышел. Не срок.
Это я, уже чуть постарше, на речке заигрался с другом так, что мы всерьез чуть не перетопили друг друга. Спасать нас было некому, поэтому выход нашелся сам. В момент, когда наши ноги срывались в обрыва под водой вниз, руки были заняты цеплянием друг другу за волосы, а течение тащило на глубину, я оттолкнул своего друга к берегу, а сам поднырнул в его сторону. Благо сам в этой кутерьме выбрал правильное направление под водой. И это действие ко мне пришло неосознанно, как единственный правильный выход в сложившейся ситуации. Не срок.
Это было детство, события развивались очень стремительно. И то, что казалось смертельно опасным вчера на следующий день превращалось в историю. А жизненная спираль, сжимаясь, следующим своим витком обязательно приносила новую порцию адреналина.
Студенчество ознаменовалось лазанием по балконам общаг. И это было нормально – забираться до пятого этажа по балконам, потому что на предыдущих двери были закрыты. Однажды сорвался, но пролетел всего один этаж. Удачно зацепился за поручень нижнего этажа. При этом, успев отбить руки и разбив ноги до крови, был очень счастлив, потому что внизу меня ждала бетонная плита. Не срок.
После первого курса института ушли с другом в лес. Надеялся, что он свои места знает. Зря! Заблудились так, что выходили из архангельских болот полтора суток. Благо нас было двое, да и в конце своих мытарств мы случайно набрели на рыбацкую избу, где смогли немного отдохнуть. Не срок.
Второй курс института, колхоз. Эта вечная студенческая работа – убирать картошку. Веселого было мало. Жили мы в бараке на тридцать коек, и от одного вируса все умудрились заболеть. Чтобы не лежать в кровати и тупо не смотреть в потолок, выздоравливая, на последние деньги я предпринял попытку путешествия по Северной Двине на теплоходе «Заря». Были такие, если кто помнит. Прямых рейсов не было, мне предстояла пересадка и ночевка в одном из поселков. Вот именно там, кочегар и сторож в одном лице речного вокзальчика допился до белочки, а черт к нему ночью пришел в моём образе. Ночевка удалась на славу! Утром первые посетители нашли виновника привязанным к батарее, а на мне было два касательных неглубоких пореза кухонным ножом. Не срок.
Похода в лес после первого курса института мне показалось мало. Закончив второй и, приехав на свою малую родину, я, полностью уверенный в себе, ушел покорять мурманские сопки… Заблудился из-за климатического коллапса. Пробродив в тумане восемнадцать часов, вернулся домой через сутки с полной уверенностью, что дорогу назад указало провидение. Не срок.
Двадцать один. И на этом жизнь перестала проверять меня на способность выжить самому. Всё, можно ставить точку? Не тут-то было. В дальнейшем приставка «ВЫ» сменилась на «ПЕРЕ». Пережить и остаться человеком - вот, что уготовила мне дальше судьба.
Но это уже совсем другая история.