В храме

Сергей Кубасов
В храме

Под высокими сводами недавно выстроенного храма начиналась воскресная служба. Зодчие только приступили к росписи внутренних стен и сводов, поэтому  внутри стояли леса. Богомольного народа, как всегда, было много, некоторые стояли на балконе, где пел хор. В этом известном в столице храме бываю не часто, но сегодня здесь у меня должна состояться встреча с известным православным певцом и композитором В.
Отдав записки, я прошёл приложиться к центральной иконе. Затем, отойдя,  встал в конце длинной очереди к исповеди.  Она в  большинстве верующих состояла из молодёжи. Стараясь не отвлекаться от молитвы, «в голос» со всеми пел «ектинии» и возносил мысленные прошения к Богу. Но, как ни старайся, при большом скоплении народа взгляд не убережёшь. Близко со мной, слева и чуть впереди стояла девушка, лица которой мне не было видно. Она аккуратно и неспешно крестилась и клала поклоны. На её головке была тёмная меховая шапочка с множеством тонких хвостиков сбоку. Сзади из-под шапочки спадали белые прямые волосы. Девушка несколько раз оглянулась назад и в сторону, словно кого-то искала, и продолжала молиться.
И тут вдруг я почему-то вспомнил Веру, девушку, которая в далёкой юности любила меня. Это был чистый образ из того времени, где мы расстались. Вера была светловолосой, стройной и поэтической натурой, училась в медицинском институте. Наши отношения навсегда остались чистыми и искренними. Мне опять подумалось: как сложилась её жизнь? Очень скоро после нашей разлуки она вышла замуж и уехала куда-то в глубинку. Друзья говорили потом, что её направили работать врачом в одну из «зон», которых в наших лесных краях хватало. Не раз, много лет спустя, мне хотелось узнать как сложилась её судьба. Расспрашивал друзей, но никто не знал. Видимо, она сменила фамилию, и даже интернет не смог помочь мне. А может быть этого уже вовсе не надо? Сейчас я невольно вспомнил то время и наши чистые отношения. Какая-то ностальгия и даже грусть охватила меня в этот морозный февральский день в стенах нового храма в центре Киева.
Очередь к исповеди двигалась медленно, и я стал слегка волноваться, попаду ли к причастию. Но потом успокоился, возложив всё на Бога.
После чтения Евангелия настоятель сказал яркую, живую проповедь о мытаре и фарисее. Она прозвучала очень современно. Пожалев, что не включил диктофон, я всё же надеялся записать речь священника во второй части службы, когда он будет говорить о сегодняшнем празднике – Соборе новомучеников и исповедников Русских.
Пока звучит Херувимская, закрываю глаза, так лучше молиться. В эти таинственные мгновения службы в храме замирают все движения и, несмотря на большое число людей, всё исполнено благоговейной тишиной, с боязнью каждого  нарушить её. И вот перед всеобщим пением Символа веры после возгласа: «Возлюбим друг друга и исповем…» стоящие рядом прихожане поворачиваются друг к другу и трижды приветствуются целованием. А я стою в неопределённости, ведь здесь я бываю редко, и этот обычай для меня ещё непривычен. Кто-то впереди и справа принимают друг друга в объятия и по апостольскому завету приветствуют ближнего трикратным поцелуем. Мне же не хватает решимости кого-то приблизить к себе. И вдруг девушка слева поворачивается ко мне лицом, делает шаг навстречу и протягивает руки. Её светлое, открытое лицо тянется к моему, и я принимаю это устремление. Мы трижды целуемся. Нежная щёчка касается моих губ и её чистая, лёгкая улыбка озаряет мне душу. Как лёгкий взмах ангельских крыльев, как весенний, тёплый ветерок, слетают ко мне три её поцелуя. Мы снова возвращаемся на свои места. Господь подарил мне это маленькое чудо, а девушка ещё несколько раз поворачивается, словно ищет кого-то, а может быть это таинственное и необъяснимое желание оставить на память свой светлый образ. И я вижу в нём схожесть с Верой, и это удивительно.
Мы параллельно движемся к исповеди, и девушка оказывается на несколько человек ближе меня к одному из принимающих исповедь священников. Мысли оставляют  попечение о земном и обращаются к предстоящему таинству. Незаметно подошла моя очередь. Целую крест и Евангелие, опускаюсь на колени…
Прочитана разрешительная молитва, и получено благословение священника на причастие. Растворяюсь в многоликом окружении верующих в ожидании чаши. Через какое-то время вновь появляется девушка в меховой шапочке. Она проходит сквозь застывший на какое-то время поток людей прямо передо мной. Её взор встречается с моим, и я, чуть улыбнувшись, провожаю её исчезающую в этом потоке фигурку. И  есть во всём этом что-то необыкновенное. Храни тебя, Господь, душечка.
Открываются Царские врата. Верую, Господи, и исповедую …
- Причащается раб Божий … 
В кармане почти 40 минут записи проповеди отца настоятеля. У Креста мы пересекаемся с В. Отходим, и он протягивает мне диски.
Ослепительный зимний день встречает морозным, колючим ветерком. Но как тихо, светло и радостно на душе! Господи, слава Тебе!


Киев, 2011г.