Картинки с выставки мод

Елена Узун
Балет «Картинки с выставки» был поставлен 22 ноября 2002 на музыку Модеста Мусоргского. Либретто и постановка - Раду Поклитару. Сценография - Андрея Злобина, художник по костюмам - Анна Ипатьева. Исполнители: Балет Киевской Национальной оперы Украины им Т.Шевченко. Дирижер-постановщик - народный артист Украины и России Владимир Кожухарь. В главной роли Кутюрье - заслуженный артист Украины Максим Чепик. Жанр - балет-дефиле. 

История: фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.Мусоргский написал в 1874 году сразу после премьеры оперы «Борис Годунов». В 1928 году балетмейстер Г.Хесс поставил одноименный балет в Гааге. В 1944 году балерина и балетмейстер Киевской оперы Бронислава Нижинская сделала хореографическую интерпретацию «Картинок» с американской труппой «Ballet international». В 1963 году Ф.Лопухов осуществил постановку этого опуса Мусоргского в театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. В 1972 Е.М.Розен показал свою версию в Гетеборге, наконец, Леонид Якобсон сделал хореографическую миниатюру на знаменитую «Бабу-Ягу» из «Картинок» в 1965...

«Картинки с выставки» в постановке Поклитару стали первым спектаклем в Киевской опере в тандемной премьере с «Весной священной» 22 ноября 2002 года. И это был первый опыт сотрудничества с киевскими художниками Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой, столь удачно переросший в творческое трио с Поклитару. Почти все последующие спектакли они ставили вместе, представив суду зрителей безграничную амплитуду фантазии и юмора.

Жанр постановки Поклитару обозначает как «показ мод» или балет-дефиле, которым правит Кутюрье-кудесник, похожий на Мефистофеля. Его шикарно-фантазийный показ высокой моды экспонируется во вступлении выходом публики, одетой в черно-белые костюмы, отражающие контрасты светотени. Кутюрье представлен в блестящем черном фраке – символе тени, тайны и фантасмагории.

Процесс дефиле представляет собой доминирование темы «Променада», прерываемое
театрализованными эпизодами, что придает традиционной танцевальной сюите черты рондо. Первый номер «Тролль» (Красавица и Тролль) и второй эпизод «Старый замок» (Любовный квартет) смотрятся как мотивы из древних времен, овеянные какой-то неживой эфемерностью. Изящный «Тюильрийский сад» (женщина, сын, мужчина и дочка) – это картинка о прогулке благородного семейства, в которой непрерывно что-то читающие родители-интеллигенты не замечают шалостей резвящихся детей. Далее следует весьма колоритный эпизод - выход «Культуриста и атлета», большого и маленького спортсменов, комично-кокетливо изображающих свою силу и мощь. Еще забавнее «Балет невылупившихся цыплят». Он явно пародирует знаменитый «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского. Цыплята одеты в три желтенькие пачки, вздернутые непривычно «краями вверх» - так возникает овальный контур яйца.

Затем следует номер «Факир», вносящий таинственно-мистическую краску, столь близкую Кутюрье. Факир выходит в окружении четырех прекрасных дев, подобных блестящим змейкам-ящеркам. Они то сливаются в одну серебристую фигурку, то распадаются на четыре абсолютно одинаковые тельца. Факир управляет не только своим гаремом, он начинает гипнотизировать и толпу зрителей, движущуюся в параллель с девами. Мистификация продолжается в финальной «Бабе-Яге», состоящей из четырех фрагментов: Красавица, Баба-Яга, Зрители и Участники дефиле. Здесь продолжается раздвоение образов: Красавица танцует вместе с эффектной дамой в образе Бабы-Яги, Кутюрье возникает в дуэте с Красавцем, образуя драматургически важный черно-белый контраст. Самая сложная по композиции «Баба-Яга» становится своеобразным мостом между миром реальным и потусторонним, в который Кутюрье заманивает всех участников представления. В итоге он раздевает нарядных героев и превращает их в механистично-неуклюжие безликие манекены. Так модельер низвергает эфемерный шик своего представления, убеждая, что весь мир в его власти. Он может придать действию праздничный блеск, а может и унизить всех до уровня примитивных манекенов. Все изменчиво, и только он, Кутюрье, властен знать, что возможно «за гранью» светотени.

«Картинки с выставки» - очень красивый, эффектный спектакль, местами напоминающий сказочные танцевальные сюиты в балетах Чайковского. Это еще ранний  Поклитару, вполне традиционный в своем торжестве красоты и фантазии.

«Дистиллированная стилистика «Весны священной» резонирует с намеренной эклектикой «Картинок с выставки», - отмечает украинский искусствовед Анна Веселовская. - Либретто здесь так же переосмыслено, но менее радикально, поскольку сохранена сама идея променада, претворенная в современное дефиле. Более того, некоторые из «картинок» прямо отсылают к вдохновившим Мусоргского изображениям Гартмана: дама в парике из «Тюильрийского сада», любовные пары из Старого замка, цыплята в яйце с огромной ложкой из "Балета невылупившихся птенцов». Другие же картинки проявляются, словно в переводе на другой язык: Гном становится Троллем, Быдло - Культуристом и Атлетом, а Катакомбы - Факиром. Но отнюдь не идея прет-а-порте, где представленная коллекция должна выглядеть по-авторски целостно, провоцирует  удивительную эклектику этого балета, соединяющего шарм и провинциальную безвкусицу, китч и тонкое творчество... Поклитару усложняет задачу артистам и зрителям тем, что почти в каждом фрагменте постмодернистки иронически цитирует некий другой балет: «Золотой век» и «Спартак» Григоровича, «Баядерку» и «Лебединое озеро» Петипа». 

Из книги "Раду Поклитару. Свободный танец"