Праздничные письма

Ирина Ярославна
Надин, привет! Ты, как всегда, не берешь трубку. Опять у мобильника звук  выключила. Наверное, молишься в своей церкви. Третий раз звоню, похоже, застряла там надолго. Нет бы, как все. Заскочила, свечку поставила, да и ладно.  А я  парад на Красной площади смотрела. Знаешь, очень впечатляет. А то этот «Дом 2» уже надоел. Показали  историческое действо. Здорово. А задевает, по самое не хочу!   Слушай, у меня слезу даже прошибло.  Хотя, сама понимаешь, до тех стариков немощных, которые там плакали, ну прям, как последние из могикан,  нам  еще очень далеко.  Но расчувствовалась.

Молодежь активно выступает, задорно поет, декламирует, марширует. Боевые девчонки с белыми бантами  зажигают, отстукивают каблучками в курсантских взводах,  похлеще  бравых парней. Молодцы, девчата. Знай, наших! Я даже вспомнила, как в старших классах нас гоняли из-под палки на демонстрации.  Сейчас бы с удовольствием прошлась.
Мудрею, наверное. А ты монашенкой заделалась, не рановато ли, да и пропустила такую красочную трансляцию.
А зря. Я только из гостей вернулась. Даже две рюмахи булькнула по случаю. Одну за парад памятный, другую за тех,
кого с нами нет. Больше не стала, завтра на работу. Целую. Твоя подруга, Люсьхен.   




Люсьхен, здравствуй, дорогая старшая подружка. Ты проницательна. Да, я молилась в нашей  православной церкви.
Она такая же моя, как и твоя. Как и вся долгая история  многострадальной, но любимой Родины, наша общая. Всех касается. Сегодня родительская Дмитриевская суббота, день всеобщего поминовения усопших. Почему Дмитриевская? Мне с тобой, увы, обделенной церковными таинствами и мудростью  святоотеческих книг, хочется поделиться и попробовать ответить на этот вопрос, конечно, с помощью духовного наследия святых отцов и рукописей, описателей тех времен.

После тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле, князем Дмитрием Донским было установлено поминовение воинов — защитников земли Русской. Как мы в двадцать первом веке соборно, в день девятого мая, все вместе,
независимо от национальностей и религиозных конфессий молимся о упокоении душ воинов, погибших в тяжкие годы Великой Отечественной  Войны, так молились на Руси всем миром за доблестных ратников, павших в страшной сече. Головы  положивших в кровавой битве  с татарами на алтарь победы, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы восьмого сентября 1380 года.  Позже, поминать стали воинов, отдавших жизни за Отечество во все времена,
а затем и вообще всех усопших православных христиан.

Святитель Димитрий Ростовский, мощи которого почивают в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря,
так пишет об этом событии: «С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…»

Но почему Дмитриевская, а не Донская, и не восьмого сентября?
После Дмитриевской субботы, восьмого ноября по новому стилю Православная церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского — римского христианина, пострадавшего за веру в 306 году.

Для чего пишу тебе  об этом так подробно. Все связано крепкими  духовыми нитями и в древней истории, и в нашей современной жизни. И сегодняшний парад тоже.

Память великомученика издревле связывалась с защитой родины, воинским подвигом и патриотизмом. Имя  святого открывает страницы русской летописи: когда князь Олег Вещий одержал победу над греками под Константинополем,
в 907 году. Те «убоялись», решив, что не Олег, но сам святой Димитрий послан на них Богом в наказание за грехи.
Первым каменным храмом в Московском Кремле  стала  церковь во имя великомученика Димитрия, а  князь Александр Невский назвал в честь святого своего сына.

Житие Дмитрия Донского повествует: победитель Мамая чтил Солунского великомученика, возможно, даже более других святых. Поэтому, вполне вероятно, что именно канун дня его памяти был выбран князем, как день поминовения павших воинов.

Тогда русское войско под  его предводительством выиграло, но потери были огромны. Так же, как и Красная Армия, весь советский народ, спустя столетия, одержали победу над коричневой чумой ценой невероятных, нечеловеческих усилий, громадных, катастрофических потерь и разрушений. Но русской душе всегда были свойственны мужество, храбрость, отвага, любовь к отеческим гробам — память священная, патриотизм и вера православная. Этими качествами и побеждаем.

А про «заделывание в монашенки» ни верой, ни духом, ни "рылом", как говорят в народе, не вышла. Кстати, про монашество. Ты же помнишь, надеюсь, что  преподобный Сергий  Радонежский благословил на ратную битву двух монахов,  Пересвета и Ослябю. Сынов богатых и знатных  дворян. На Куликовом поле свершился их последний подвиг, к которому они шли всю жизнь.

В те далекие тяжелые времена, когда полчища басурманские старались испоганить, изничтожить Русь, крепко укрепился в сознании людском миф о непобедимости страшных ордынских воинов. Одолеть их в честном бою было невозможно, потому что владели те мистической силою. Одних физических данных, чтобы превозмочь бесовское коварство,  было недостаточно. Требовалась великая сила духа и необоримая  помощь Свыше.

Благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил  дать  в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение.
Они были не просто великие и бесстрашные искусные ратники, но воины Христовы, облеченные Божией силою, которая должна была  без сомнения уничтожить злую, разрушающую и непобедимую доселе, челубеевскую мощь.
 
Великий игумен земли Русской  благословил  духоносных воинов-схимников, могущих и должных воодушевить русское воинство, наказал взять  вместо тленного оружия, нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя,  напутствуя  словами: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

Перед началом Куликовской битвы Пересвет принял вызов богомерзкого нечестивца,  тюркского могучего богатыря Челубея из мамаевского бесчисленного полчища, вступив в  единоборство. Соперники, по словам Сказания, «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». Ничейный исход поединка,  но более,  смерть   исполинского варвара, ранее непобедимого «Голиафа», явно показали  духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевили русские войска, став залогом их исторической победы.

Древний бытописатель повествует:
«...И сшиблись после поединка смертного сыновья Руси с сильною ратью басурманскою. Ударились копьями гибельными
о доспехи железные, загремели мечи булатные, словно молнии сверкая; великий стук и свист от летящего града стрел поглотили тишину. Белая ковыль-трава обагрилась чермною живительною влагою, окрасившись цветом мученичества честных воинов русской земли, цветом победным сил добра над силами зла».

Ушли на битву москвичи и коломенцы, ростовчане и суздальцы, владимирцы, белозерцы, дмитровцы, костромичи...
А вернулись все  победно единым русским народом!
И слова Пересвета, сказанные перед смертельным решающим поединком, живы:
«Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть погаными. Смерть или свободная Родина! Лучше умереть во имя вечной жизни, чем влачить жалкое существование под непосильным бременем целому православному народу.»

В давние времена люди жили гораздо проще и чище. Не думали, не гадали, как и на чем  сделать себе имя. Рождение — воспитание — служба — монашество — битва — смерть. И венец всего — уход в жизнь вечную, спасение души и ожидание воскресения в Царствии Света, Правды, Любви, чтобы вместе с Господом быть.

Вот какими монахами  славилась  Русь! Имена  Александра Пересвета и Андрея Осляби  светятся неугасимыми лампадами на скрижалях родной истории. 
И  нервущимися  историческими нитями,  в продолжение, как один из многочисленных примеров,  героический подвиг Панфиловцев в годы Великой Отечественной Войны,  легендарных сынов, не подпустивших врага к сердцу столицы ценой собственных жизней. Как же не чтить  имена и не молиться за них. Одной свечкой не отделаться.
Вечная Память, Вечный Покой.

А  торжественный марш, посвященный легендарному параду 1941 года, посмотрела в записи после храмовой заупокойной литургии и панихиды. Сначала напекла на помин пирожков, со свежей капустой, с луком и яйцом, да блинов ажурных.  Исконное русское кушанье от души гораздо вкуснее и полезнее  макдональдовских «бигов-бургеров» или японских роллов-суши. Накормила родных и близких, как говорится от пуза. Жаль, ты в другом городе. А то посидели бы рядком за  душистым чайком, да поговорили бы ладком.  В письме  ведь всего не опишешь, не расскажешь, как при живом общении.

Пиршество историческое столичное  на Красной площади вышло отменным и зрелищным.
Согласна с тобой, на все сто. Надо возрождать былые патриотические чувства. Историю знать, изучать и понимать. Память будоражить. Иначе она зарастет, намеренно занесенными западными, искусственно взращенными сорняками, затянется европейским дряхлым чертополохом. И тогда будет поздно ахать и охать. Ноябрьский парад  был первым в пору военного лихолетья и имел огромное значение для поднятия и укрепления морального духа всей страны, показав миру, что боевой дух армии не сломлен и Москва не сдается. Многие армейские боевые соединения с парада сразу уходили на фронт.

Поэтому радовалась и горевала вместе со всеми участниками памятной акции.  Окуналась в то время, благодаря живым сценам –действиям. Улыбалась  и декламировала с молодежью,  вытирала слезы и себе, и мысленно ветеранам, главным героям, пожимая им руки, посылая уважительный поклон. В далеком сорок первом в параде участвовало около 28,5 тысячи бойцов, а сегодня в живых в Москве осталось только 46. На Красную площадь смогли  прийти  и вовсе 21 участник.

Я вышагивала  с белоснежным красивым бантом в волосах, чеканя шаг по древней брусчатке, в память тех, кто ушёл на смертный бой. Хотя, если подумать, не дело женщине в руки автомат брать, наравне с мужчинами в бой вступать. Ей бы огонь мирного очага хранить, детей рожать, воспитывать. Да время такое суровое на дворе. И  опять «все смешалось в доме Облонских»... Поэтому честно воодушевленно пела со всеми: «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя, Москва!» И стояла гордо, плечом к плечу с двумя тысячами человек, выстроившимися вдоль Красной площади в дорогое слово "Победа".

Достойный парад памяти, уважения к участникам исторических событий, патриотический марш радушия и внимания.

Что сказать по этому поводу? Опять Путин виноват, не иначе! Но с каким удовольствием я разделяю  «вину» президента, когда вижу возрождающуюся обновленную Россию, красивую, здоровую, сильную. И всем хочется пожелать здравомыслия, мудрости, терпения, мира и, главное, любви. От этой главной ипостаси и всё остальное светлое и лучшее будет произрастать и совершаться.
Празднично обнимаю тебя, Люсьхен. Мобильник я включила. Звони, поговорим. Твоя Надин.



Жося, здравствуй! Двадцать лет прошло, как  упрямого несмышленого малепусика, крестили  в Феодоровском Соборе
в этот день, седьмого ноября. Ты никак не давался в руки священника, крепко прижавшись к материнской груди. И только тогда успокоился, расслабился и ласково разулыбался, когда измученный твоим непокорством, но невозмутимый старенький иерей причастил тебя. При этом сказав мирно и облегченно, что раньше бы, сразу так надо было вести себя. На что молодая мамочка неофитка, смело заявила с юмором: «Раньше надо было  наливать, батюшка». 

Сегодня Дмитриевская родительская суббота. Причастилась, молилась. Все мы, твои родные, переживаем
за тебя и любим. Как ты, что ты, в своем далёком Далеке...
Посылаю ссылку на марш-парад, который проходил в Москве, на Красной площади, посвящённый памятным событиям
7 ноября 1941 года. Тогда Красная Армия уходила на праведный бой с фашистской ордой. И победила! Жуткой страшной ценой потерь, но победила! Думаю, тебе будет интересно,  и ты останешься неравнодушным. Такое ощущение сопричастности к истории, до слёз!  Про трагическое  крушение авиалайнера скорбно молчу. Ты в курсе, следишь за новостной лентой.

Здоровья тебе, сынок, береги себя. Ангела хранителя на всех путях. И много бы других слов сказала хороших, от души.
Да, что толку в словах, все от отчаяния. Ты недосягаем в упёртом молчании...

Хотя верю, что слышишь сердце материнское, чувствуешь боль,  заботу,  молитву,  любовь... С Праздником!

P.S.   Ссылка на праздничный марш –парад:

https://youtu.be/874xzHA8j4E