Литература и нравы постколониальный подход

Вера Сергеевна Мещерская
Maртен МЕЖЕВАН
Университет Париж-8

конспект лекции)

Предлагается рассмотреть связи между литературой и нравами в перспективе постколониальных исследований, в которых внимание обращено, в первую очередь, на вопрос инаковости. Автор исследует эту тематику во франкоязычной литературе под углом зрения отличия, что приводит нас к рассмотрению устаревших форм представления другого (клише, стереотипы) и аффективных состояний, которые они пробуждают (беспокойство, недоверие) в колониальной литературе, а также представления чужих нравов в такой сложной категории как экзотизм. Затем будут изучены способы, которыми некоторые писатели (Рене Маран, Леон Верт) пытались обновить точку зрения на нравы колонизованных народов или разработать жанр обличительного описания. В завершение курса внимание будет обращено на критику политических нравов, проводимую франкоязычными писателями, опираясь в этом на поэтов теории негритюда и на творчество двух основных писателей эпохи провозглашения независимостей, Сони Лабу Танси и Ахмаду Курума.
Профессор:
Maртен Межеван  состоит старшим преподавателем в Университете Париж VIII  – Венсенн-Сен Дени. В его докторской диссертации, посвященной театральным исследованиям, изучается использование хора в театре и музыке в Европе во второй половине XX века. В настоящее время он работает по двум направлениям исследований литературы XX века.
Автор изучает связи, существующие между литературой и случаями насилий в истории, опираясь на французскую и франкоязычную литературы второй половины XX века. Механизмом в его работе выступают постколониальные теории и исследования (работы о Эме Сезер, Ясин Катеб, Лабу Танси, Курума, Саид). Постколониальный подход привел его также к рассмотрению литературы в перспективе культурных исследований и изучения культурной памяти применительно к таким писателям, как Робер Пенже, Сэмюэл Бекетт и их произведениям.  Он издал три книги о Робере Пенже, возглавлял в составе редакторской группы коллективный труд о его творчестве, создал Интернет-сайт о Робере Пенже и депонировал все его рукописи в Литературную библиотеку Жака Дусе. Он также руководил изданием двух номеров журнала на французском и английском языках о Сэмюэле Бекетте.  По этим двум направлениям своих исследований он издал в общей сложности около тридцати статей.
Программа:
Понедельник 12 октября 2015, 18.30-20.30, ауд. П10, II ГУМ ВНИМАНИЕ: ЛЕКЦИЯ ОТМЕНЯЕТСЯ
Лекция 1 (с синхронным переводом):
Литература и нравы другого
-      Первые опыты рассмотрения вопроса о другом (Moнтень и Дидро)
-      Парадигмы постмодерна (другой, чужак, отличие)
Вторник  13 октября 2015, 17.00-20.00, ауд. П10, II ГУМ
Лекция 2 (с синхронным переводом):
Экзотизм
-      Экзотизм и портрет нравов (стереотипы и штампы от Руайе до Де Круассе)
-      Можно ли считать Альбера Камю писателем позднего колониального периода?  Читательская дискуссия Саида о новелле Камю Неверная жена
Среда  14 октября 2015, 16.00-19.00, ауд. П10, II ГУМ
Семинар 1 (без синхронного перевода):
Писать инаковость (размышления о стереотипе)
Четверг 15 октября 2015, 16.00-19.00, ауд. П11, II ГУМ
Семинар 2 (без синхронного перевода):
Прочтение и экзотизм
Пятница  16 октября 2015, 17.00-20.00, ауд. П10, II ГУМ
Лекция 3 (с синхронным переводом):
Антиколониальные дискурсы и повествования
-      Описание колониальных нравов (Рене Маран, Леон Верт)
-      Осуждение колониальных практик (Андре Жид, Симона Вейль)
Суббота  17 октября 2015, 10.00-13.00, ауд. 01, ГЗ МГУ
Семинар 3 (без синхронного перевода):
Ангажированность французских интеллектуалов
Понедельник 19 октября 2015, 17.00-20.00, ауд. П10, II ГУМ
Лекция 4 (с синхронным переводом):
Франкоязычная критика политических нравов
-      Переговоры и компромиссы (Сезер, Сенгор, читательское видение Сенгора нигерийским драматургом,
писателем и поэтом Акинванде Воле Бабатунде Шойинка)
-      Франкоязычные описания крайности (Kурума, Лабу Танси)
Вторник 20 октября 2015, 16.00-19.00, ауд. П11, II ГУМ
Семинар 4 (без синхронного перевода):
Критика политических нравов: вокруг двух ключевых понятий
Среда 21 октября 2015, 09.00-10.30, ауд. П11, II ГУМ
Обсуждение дипломних работ
 
Библиография:
1. Целые новеллы
• Изабель Эберхардт, Ясмина.
http://www.bmlisieux.com/litterature/eberhardt/yasmin01.htm
• Aльбер Камю, Неверная жена.
2. Статья
• Симона Вейль, «Кровь течет в Тунисе», в сборнике Исторические и политические сочинения, вторая часть «Политика», стр.113.
http://www.classiques.uqac.ca/classiques/weil_simone/ecrits
3. Отрывки из произведений
• Франсис де Круассе, Сингалезская феерия.
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k58126108/f4.image
Главы для прочтения:
-          Туземный город (стр.48-50)
-          Рынок (стр.51-54)
-          Канди – Губительные соблазны (стр.105–109)
-          Колдовская ночь (стр.194-198)

Денисова Вера, II курс, конспект курс лекций

 вопрос прежде всего  связано с другом - инаковость.
 
текст
 
 
сокровища фр языка TLF  в интернете опр.слова
нравы: правила жизни связ.с нравственностью
 
но при колониальном подход иной. Критическая оценка нравов кот.можно отнести с защитой некот. Полонизаций.
 
2 смысл обычаи образ жизни. Многие авторы и раньше интересовались обычаями др.нао. общ
образ жизни. Общ.опис.
 
лит. Чаще всего романы нравов
 не особый жанр но говорить обо всех жанрах.
 
 живопись. Жанровая. Картина сцен повседневной жизни .
 
нравы как обычаи привычки людей в опр.реальности.
 
Монте нь и Дидро ориентиры во всех лит-рах как точки отсчета пост колониальных иссл-й. Вопрос об инаковости
понятие различия важно для 1960-70-х.
кан балы
 16 в. Разгар решил.войн. в центре - Монтень отошел от суеты и написал тексты о себе.  И мире не вдаваясь в морализаторство. Борьба против предрассудков  после окно в философском мире возникнет гибкость и мысль об относительности культур. Знакомится с отчетами путеш-в. Кол ионизаторы охотно гов.о варварах - чаще. Так наз.непривычное. Монтень за признание др. Предметом интересов является.образ мыслей французов кот. он х.бы. изменить. Дидро - др. Не центр интереса. Изменить образ мыслей французов.   Бу ген в иль. Забавный текст. Прайс.после коммерческого успеха этого путешественника млреплвателя иссл.Таити. там он вмьрктил эквивалент хор. Дикаря Руссо. Дидро оттоунувщись лт этой книги напишет о критике с точки зрения франции.  18 в. И его нравы. Ч точки зрения реляьивищма продолжает Монтеня. Критика соц.общ.огр-й фп. Общество 1850-70гг.  Шеф приглашен священник к таинтянскому вождю - провести ночь в обществе жены или одной из дочкой. Потечтует но исчезает в комнате самой мл.дочери. священник сначала чопрттвлся но наутро оказался рядом с ней.  Все довольны. Но священник пытается к сути христианства.для Дидро нравственные законы связаны с лице ме ой ем
 полный релятивизм пока ничего не измениться. Воображаемая инаковость свойств. 18 в. Узбек Пикап ложные письма о Персии
 
Формы инаковости появляются. Но это предлог критиковать себя. Дидактика элемент
 после завоевания Алжира многие писатели заинтересовались инаковостью
 
 
1960-70 эпоха деколонизации. Связь между ьеооитивами жак Дерида (родился в Алжире вехал потом рстрл ощутил войну поструктуализм и его позиция де конструкции. Он ощущает себя иностранцем без корней в стране разрушен войной) и Лиатар - также опыт исторического насилия
 фу го. Доли оз. Ь кор кт км читая мз много получиили.
 
 
le differeend 1981
спор который остается неразрушимым
очень близко к слову. Лист ар - то что нельзя примирить с пом.закона.
 недоразумение
 
просьба которую надо удовлетворить. Возместить ущерб жителям Африки. 
la difference 1972
 
критикует рефлекс мысли например слово идентичность.
 
но человек постоянно нах рд тс в становлении движении.
la differance
 
язык для Да роды строится на противопоставлениях - белый есть потому что есть черный. Но слова как часть различия одних от других. Но это - расхождение в сознании собеседников. Для Дарида это важно.  Само слово будет иметь для каждого разный смысл. Эме Сезэр Полит деятель и поэт родился на острове Монти ник и основатель борьбы за независимость. В Пвнтплне он не хотел быть похоронен. Но там есть табличка что он творец деколонизации. Но он сохранил Антильские острова Франции. Рядом Гаити. Он не хотел антидам судьбы Таити. 
 
1830-1960 второй период завоеваний. Доктрина колониальной партии - ассимиляция. Хорошо работала в Синегале - не было такой войны как в Алжире. Кол он из о ванные народы такие же как французы. 
 
лев Шесть в "Апофеоз не уу л ранен ности" асимеляция по принципу христианства. Нл не сработала в сев.Африке. в Алжире жестокая война. 
 
после первой мировой войны была предложены доктрина ос тв пить народы как есть . Но прав у колоний меньше. Кодекс туземеного проживания: ка то рж ные работы. Но неравенство. Страх перед захватом др. Начался еще в 4 веке с гунских воин. Кристева из Болгарии француженка 1968- вопрос чужого чужакп - новый гуманизм. 1988 эволюциионировада - исп. Инст-ты психоанализа- чужак внутри себя. Unheimlich - тревожный. У французов пугающая близость. Uncanny. Но с этой стран ностью надо жить. Признать свои странности тогда примешь и чужие. Радость состояния транса. Катарсис. Фильм Jean Roush Les Mai^tes Fous наркотики... чтоб понять др.
 
это разрушительно для обеих сторон. подход. Движется по полям лит. От фр. К их.
 
ассимиляция - вопрос о клише м стереотипе. Вопрос в
Camаra Laye 1953 книга во Франции понравилась. Он из Гвинеи. Белых нет. Живописность истории это рабство.соли ля бутон си пишет пьесы и романы но пишет р жестокости полит. нравов. "Я пишу чтобы во мне родился страх". Бкзличная фр.конструкция. Sot Labou Tansi возвращает читателя к собственной инаковости.
 
 
почему декодонизация началась после 2 мировой а не после первой.
 
Кндрэ Ватон основатель сюреализма вместе с Луи Арагоном. Сартр.
 
 
в творчестве полон из о ванных многое сильно меняется. 1916 много романов о жестокости войны. Ролан Доржелес. Georgeo Dorgenel. Поль Валери. Ключевой момент цивилизации.
 
.
Neil Lazarus обзор произведений поделись на кол они ал т ные и антиколониальеые. А.Жид - колрнмщатор. Обличает насилие но не колониальную систему.Камю тоже.
;аетикололониализм экэотищм связи с эпохой кот. Т стекла.изначально вкус к инлсьраннлнлму. Состояние моды ума и влиять нв искусттву. Романтизи нач 19 в. Потом колонизация.  Проф
же невского универа спец. По ист. Рассм.слово экз от изм как связующее обязательно связано с клнтеустлм хотя показывает реальность. Экз.точка зрения на реальность - западный - что то далкурк от за рады
 этот география уточняет что должно быть что то экслекое от запада Европы. Расстояние привлекает как экзотические.
T.F.Staszak
 
есть яо всех образах обольщение. В л т
 нач. С 1970-х гг. Нельзя отделять экзотизм вызывает контр атаки. Работе тоже... доме спец. По китайской лит. Simon Leys стал кр.спец. по кол мнение с письма Ф добра 13 марта. На границе ч Суданом мы в квартале проституток.  С колье из золотых пиастров. Не с ними не был чтобы сохранить в план ходил картины образа алт. БЛ очки о ван 1850. 1841 кр.историк эузаркинк ренессанс иссл. И открыть тест тя вось.аытллав 19 века. 
 
 
Пьер Лоти и Сегален
 
Шарль Вуайе  эротика
левые движения 
1920 ком.партии франции Борис Суворин Марсель Каша н 1923 Суворина удалили из ьрлцуичтсутх идей группа социальной критики левые прлетаривты су войн фр.иртелекиуалы философ Симон Вейль. Между двумя войнами Бора борец зв право гомиеов. Пьер Мо нато рук. Ж. Пролетарская рев. 1915-28 сувлрин вейль камю
левую двери жк тоже ру ую чввлрие Хор ж Бат ай Мишель Л крис Вейль
много жупеалов вообще пофслющые студенческие. Симона Вейль ы закрытых. 
с.Вейль ее анти кол он ив лист.тексты были пер. На англ. Не постель они ад ь ные алнтексты. Инд.инициатива писательницы. Роеплдавала фмдочрфию в лицее. Требовптельна и отеле актуальна.  Докторская диссертация но и работала на заводе хотя слабое здоровье рл она писала об условиях труда рабочих. Античная лирика
 не вынлстдв римлян. Греки как модель демократии. Рим это уже. Империя уолонизирщая народы.  Накануне 2 мировой ззвмнткоесоваоась Индией и Китаем. Выучила сан скрипт
 придерживалась  внтифашизма.
 
 
Леон Верт журналист в конце войны написал книгу об опыте. Вопрос антикодогизациии . 1944
 
 
Вейль
 
Сартр издал поэтич. Антологии
 
сюрриализм
 
после 19в. Лит фр. Трагедии Саид.
 
Леон Верт инверсия расизма
мо ентыы диалектики ненависти к собственной сути.
 
Верт не историк, а журналист. Очевидец событий.
 
Ильяс Канети  Eluas Canetti

;Антикололониализм экэотизм связи с эпохой кот. Т стекла.изначально вкус к инлсьраннлнлму. Состояние моды ума и влиять нв искусттву. Романтизи нач 19 в. Потом колонизация.  Проф .женевского универа спец. По ист. Рассм.слово экзотизм как связующее обязательно связано с контекстом хотя показывает реальность. Экз.точка озрения на реальность - западный – что-то далёкое от за рады
 этот география уточняет что должно быть что тл жслеуое от запада европы. Расстояние привлекает как  экзотическое..
T.F.Staszak
 
есть во всех образах обольщение. В л т
 нач. С 1970-х гг. Нельзя отделять экзотизм вызывает контр атаки. Работе тоже... доме спец. По китайской лит. Simon Leys стал кр.спец. по кол мнение с письма Ф добра 13 марта. На границе ч Суданом мы в квартале проституток.  Они в колье из золотых пиастров. Он с  ними не был чтобы сохранить чистоту картины образа алт. БЛ очки о ван 1850. 1841 кр.историк экзаркине ренессанс иссл. И открыть тест тя вось.аытллав 19 века. 
 
 
Пьер Лоти и Сегален
 
Шарль Вуайе  эротика
левые движения 
1920 ком.партии Франции Борис Суворин марсель каша н 1923 Суворина удалили из ьрлцуичтсутх идей группа социальной критики левые прлетаривты су войн фр.интелекиуалы философ Симон Вейль. Между двумя войнами Бора борец зв право гомосексуалистов. Пьер Мо нато рук. Ж. Пролетарская рев. 1915-28 Суворин, Вейль, Камю - левую двери же тоже руководил чввлрие Хор ж Бат ай Мишель Лерис Вейль
много журналов вообще: пофсоюзные, студенческие и т.д.. Ст мона Вейль ы закрытых. 
с.Вейль ее анти кол он ив лист.тексты были пер. На англ. Не постель они ад ь ные алнтексты. Инд.инициатива писательницы. Преподавала философию в лицее. Требовательна и отеле актуальна.  Докторская диссертация но и работала на заводе хотя слабое здоровье рл она писала об условиях труда рабочих. Античная лирика
 не вынлстдв римлян. Греки как модель демократии. Рим это уже. Империя уолонизирщая народы.  Накануне 2 мировой ззвмнткоесоваоась Индией и Китаем. Выучила сан скрипт
 придерживалась  внтифашизма.
 
 
Леон Верт журналист в конце войны написал книгу об опыте. Вопрос антикодогизациии . 1944
 
 
Вейль успела
 
Сартр издал поэтич. Антологии
 
сюрриализм
 
после 19в. Лит фр. Трагедии Саид.
 
Леон Верт инверсия расизма
мо ентыы диалектики ненависти к собственно сути.
Верт не историк а журналист. Очевидец событий.
 
ильяс Канети  Eluas Canetti 

постколонивлизм - англ слово. Ангажированность у Сартра Проклятые земли 1961. 1948 Сезвр написал предисловие по лк смерти Фон она. Сартр эврлюуилнироыал после проблематики свободы проблема дейчтвия в истории
изменил клпс маркчиьской т.зр
последствия для взаимоотношения действия и ящика. Фанон. Проклятые земли и Черная любовница. Полн.под воздуха. сайтов - база для ьелрктиклч пл тколонивдьных иссл. Ф.психиатр.
мысль о предательстве.
м.Фуко не философ не историк но мыслитель щантм
критикой дом тн и рования.
диск ур си в ная формация. След в культуре вот.оставили речизнание не отделимо от власти. Epi`steme` условия возможности знаний в конкретный историч. Момент. Кол они аль ная эпистема.
3. Дарида. Defiiniren du postcolonial найти элементы препядчтвщие появление свободной мысли. Декарт. Критикует оппозицию. Систему тело и ум, тело и дух, разум и чувственность. Совершенно западные категории. Фоне греч.слово интересное Далида. Khora почвы.книгу это слово в мифологии указ.на момент не созданный человеческой идентичности. Слова невозможно непереводимые ч греч.на фр. Позволяет реконструировать систему колонизация западный образ мыслей. Элен Сексу. Оба их Алжира. Решающий вклад вклад в культуру. Объединить три пред.момента. рост колониальные исследования это определение нации по реконструкция. Диску курсов для культурного господства и его последствия в условиях колонизации и ее господства. Логическая, последовательность. Того как преодолеть блоки разного рода от кот. Страдают и сегодня мз за неравенства.
лит. Формы мороз данные периодом времени в кот. 4 части господство колонизация деколонизация и независимость. Сег. Пост. Перирод и трудно определить т.у. много пост потому через связь ч прошлым пытается отрицанием ныне время у кот. нет самоопределения. широкая области не представляла собой учение но теории ч. Поле ч маркстсткас и с одной стороны потом деструктуалисты. Постимпрессионисты. Американцы англичане индийцы. Те, кто добровольно потерял корни.
4. Extension
-- temporale
время с логич т.зр. 1492 кон 15 века со сверш. Георг.откр. но на право. Тексты ко второму пер.уолрнищации. англия и Фр ю стаж. 1763 году оконч дог семи лет ня ч война. Люди раб. С мат. 1830- по н.д. алжирский роман ист Дауд Мнрсо против расследования K.Daud Mersaulr coate enquete
осн. Тексты с дневника Флобера и П.Лоти до Сегалена
между войнами 2 пер.
деколонизация проблема да титова ния лит. Нам может по моя. ноябрь 1954 офиц. Дата алжирской войны
праздник кончился кровавой бойней в Алжире.
лит.канон в пост. движении.
франкофоны в Африке
2.- spatiale пространство империи -дело сложнее. Прежде всего интересуют результаты уолонищацтии. Блокировки. Вопросы неравенства. Вопрос о кул. Капитала и осущ. Кул.власти в мире. Премия книге изданной ы африке. Паскаль Казанова P.Casanova La Republuquk musalw du Letau государство изящной члоыестесьи. Тематика бесуонечна. Пять подходов: лит. Тв-во высказывание - контекст в клт совершается, надо шесть бмогр.пис. историю жизни ч т.зр. влияния на тексты; письмо - что можно и нельзя писать - жестокость и травмы истории, символизировать- назвать словами ;
восприятие- чтение недопонимание возник при чтении и лит.канале и те поыежуры вот. Делают нечто видимым, некот. Пис-ли исключения из группы интеллектуалов, трагедии вот.никогда не ставятся во  Франции Ине Ясин исключен из общих обсуждений
свидетельство писателя
взаимоотношения с властью: рабство, часто историческое нкгритянскся зависимость дит.мотив у кот. Есть причина чтобы существовать. Образ. Во ставшего раба. Соц.реализм. Сезэр речь о падении восстании и протесте больше значимом еще процесс не против себя самого. Воссоздание в воображении.
- thematiqyue
границы между разными группами в культуре. Но при гегемонии одной группы над другой ситуация м.б. тяжелой и плохое восприятие др.языка. границы языков центр вопрос.


Рецензия на курс лекций

Лекция показалась мне весьма полезной в плане как обновления информации, так  и нового взгляда на историю литература Франции. Очень приятно, что лектор дал возможность студентам поработать с текстами – даже слабо знающим язык интересно было прочувствовать оригинальные образы, так, скажем мне лично понравилось выражение Л.Верта в стиле Кэролла. Отдельное спасибо за статью С.Вейль «Кровь течёт в Тунисе» - найти её трудновато, а преставление сложилось интересное.

Особенно понравилось определение понятия  экзотизм, на мой взгляд, очень современного, так как тенденция индивидуализма в нашей стране идёт полным ходом м понятие это весьма актуально во всех областях культуры. В нашей стране понятие рабства существовало на несколько ином уровне…