Рождение ребёнка. глава 7

Валентина Гишаева
   За месяц до родов ,Лиза, поехала в деревню к родителям мужа. В Ленинграде, после свадьбы они с мужем жили в общежитии.   В одной комнате с ними  жили ещё два парня.  Все стояли в очереди на жильё по договору. Таких семей было много. Конечно,  общежитие было не семейное,  но добрые  коменданты , жалея молодые семьи, закрывали на это глаза.  Молодожёны тоже были добрыми и старались щедро отблагодарить за предоставленный им угол.  Были комнаты где жили  три или четыре семьи.  Перегородкой  служили простые занавески или легкие одеяла.  Но и этому были рады молодые люди. Как ни странно, но ссор особых не было. Чаще слышался только смех или плач маленьких  новорождённых  детей.
Лиза боялась привести в такую комнату совсем маленького  ребёнка,  поэтому они с мужем  решили, что ей лучше уехать на время в деревню.  Там хороший дом и свекровь с бабушкой помогут  молодой  маме.
 Дорога оказалась долгой и мучительной для беременной, но молодость не даёт расслабиться и раскисать.  Ожидание маленького чуда,  только придавало  смелости и бодрости.  В дороге  Лиза была в хорошем  настроении.
После поезда  она села в автобус,  чтобы доехать до районного центра.  Мест свободных не было, пришлось стоять, придерживая живот.  Минут пятнадцать она почти подпрыгивала: дорога плохая.  Уступил место солдат, который сидел на заднем сиденье.  Мужики озлобились на Лизу- Солдатика  подняла.
Женщины  заступились- Она ребёнка носит, не дай Бог  родит  здесь.
После автобуса  была переправа на пароме через  реку  Вятку, а потом на попутке уже до деревни.
 Родители  встретили  невестку  сдержанно, а бабушка (мама свекрови) сразу заявила-  А мы уже поужинали, не знаю чем и накормить  тебя.
-Я на пароме поела хорошо, только пить хочется- сказала Лиза.
 
  В деревне было красиво. Из окна было видно, как разлилась  Вятка. Лиза гуляла по лугам.  Трава была уже зелёной и много было цветов.  Май выдался тёплым.
За неделю до срока, Лизу отвезли в маленький  городок  Уржум.
В роддоме были внимательные, добрые врачи ,медсёстры и санитарки.  Лиза успокоилась.  В Ленинграде,  как рассказывали, в родильных домах не хватало мест для рожениц и койки стояли  даже в коридоре. Да и отношение было не очень доброе. А тут  столько внимания и всё с шуточками - прибауточками. Беременных  называют -Миленькая, доченька, мамочка. Свежее молоко два раза в день.  Лизе всё это очень понравилось.  А как узнали, что она из Ленинграда, стали называть
 её " ленинградской  барышней."
Лиза родила легко и быстро. 31 мая появился на свет мальчик, весом 2,6.
Рост 53см. Врач сказала , что пуповина была очень тонкой и питание ребёнку поступало мало.
Когда она родила, все удивились:" Ленинградская барышня" родила? Когда? Мы думали тут крику будет, а её и слышно не было.
А всё было просто, вернее не совсем просто: когда начинались схватки, у Лизы был обморок. Она не могла переносить  сильную боль. (уже потом это поняла)
А когда начались роды, Лиза чуть не родила на кровати.  Врач случайно зашла в палату и с улыбкой сказала- Ну давай посмотрим, как ты рожаешь. Увидев головку ребёнка уже на выходе, позвала на помощь и Лизу на руках несли ...
Когда появился на свет мальчик, медсестра сказала, что они даже не успели надеть перчатки.

 Родители мужа были рады внуку. Свекровь, Анна Ивановна, помогала невестке, хотя сама работала в школе и ей приходилось по вечерам проверять тетради. Мальчик по ночам плакал и она иногда вставала, чтобы помочь перепеленать малыша. Лизе трудно это давалось.  Или ручка вылезет или ножка.  Такой неугомонный был парень.      По ночам она брала ребёнка на руки и быстро ходила с ним вокруг стола. Как только укоротит  шаг - сынок начинает плакать.  Вот она и бегала.
Лиза постоянно хотела есть. В этом доме питались очень скромно. В холодильнике всё было, но колбаса всегда лежала в морозилке и  Лизе хотелось отрезать кусочек, но она не смела попросить. Сначала Лиза пила много молока, но потом бабушка заохала, что быстро кончается оно и приказала пить только настой из шиповника. Потом и на это был  наложен  запрет.
 В комнате , где по ночам бегала  кругами Лиза, успокаивая малыша, стоял сервант, а там ваза с пряниками.
Вот эти пряники  и перетаскала Лиза.
 Как-то свекровь вспомнила  о них  и ...Лиза  замерла.

 Ой, а где пряники?- держа два пряничка в руке спросила с удивлением Анна Ивановна.
И тут Лиза заплакала.  Она набралась смелости и всё высказала  свекрови.
- Я съела  ваши пряники. Я всегда хочу есть. Бабушка не даёт мне ничего. Даже молоко  вы перестали покупать. Сажусь за стол и боюсь, что- либо взять. Она смотрит какой кусочек я беру.
-Я с ней поговорю. Ты не обижайся на бабку. Она такая, бережливая. Если бы была другая, то у нас не было бы ничего. Она у нас питанием занимается. Мне некогда.

На следующий день на обед была рыба. Сковородку поставили в центр стола. Рыба казалась красивой,  аппетитной,  куски большие.  Первым протянул руку за рыбой свёкр и вдруг бабка шлёпнула его по руке - Вася, зачем большой кусок берёшь ?!
- Ты, что, бабка, сдурела совсем - опешил свёкр.

Лиза уже не хотела рыбы. Она собралась встать  и уйти, но свекровь, сделала бабушке замечание и усадила Лизу, подложив ей в тарелку большой кусок рыбы.

  Как-то раз бабка сказала, что будет печь ватрушки. Лиза обрадовалась. Она помнила мамины ватрушки с творогом и любила их.
 На обед , как обычно были пустые щи. Одна капуста и картошка. Тарелку с мясом ставили в центр стола и все по маленькому кусочку брали. Лиза всегда удивлялась, почему в деревне не кладут в первое блюдо сметану и зелень? Почему не покупают творог, ряженку?
В доме всё есть, одеваются родители хорошо да и зарплата приличная. Помогают своим детям. Люди интеллигентные. Для своих сыновей добрые. Но в деревне, как заметила Лиза, их не любят. Конечно, управляет  на кухне бабушка, это Лиза сразу заметила.
 У моих родителей всё не так- вспоминала Лиза - всегда полон стол всего, пусть даже самого простого, но никто не ограничивает никого в еде.
  Мои жили и живут бедно: Ни одежды хорошей, ни мебели, но зато маму уважают и любят на работе и соседи тоже. Хорошая у меня мама, добрая.

 На вечер были ватрушки! Но они были ... с картошкой.
У Лизы навернулись слёзы. Она так ждала, так ждала ватрушки с творогом. Лиза не знала, что они могут быть с картошкой. Она съела только одну, аппетит пропал.
Лиза не осуждала родителей, она просто их не понимала.
-Или одеваться хорошо и иметь хорошую мебель- или вкусно кушать. Такой вывод сделала Лиза для себя.

Но ведь и там в Ленинграде, после свадьбы , они с мужем скромно жили. Денег не было. Когда Лиза была беременной, она весила 44 кг. Врач, осмотрев её, сказала- Господи, да там у тебя мышонок. Питаться надо хорошо, девочка.

Лизе хотелось этого, хотелось и ягод, и сладенького, но больше всего ей хотелось мяса. Но супы были из пакетиков. Были такие из вермишели-звёздочки, гороховые.
Как - то ей захотелось  сухариков и лимонада. Купила, но дома муж отругал -Покупаешь всякую ерунду.
 И она плакала. Она же была беременна и ей много чего хотелось. И сейчас хочется кушать. Кормит ребёнка. Молока много, но видно оно не такое жирное, вот и плачет мальчик.

Вернулись в Ленинград, через 2,5 месяца после родов.
Иногда были проверки и комендант предупреждала:
 "Чтобы плача не было слышно. Из комнаты не выходить!"

Если успеет кто сварить кашу - хорошо. Ребёнок будет спать и не стоит волноваться. Но бывает хуже. Всё делаешь, чтобы не услышали плач малыша, только у самой слёзы льются. Гулять уже в этот день не выйдешь.
Иногда после гуляния, вахтёр не пускает: проверка. Не часто, конечно такое было, но было. Ребёнок уже кушать хочет и мокрый, но приходится ждать.

Через  шесть месяцев получили своё жильё- комнату.

Потом Лиза часто размышляла :  Как можно было выходить замуж, не имея жилья?   Не думая о ребёнке. Всего через один месяц после знакомства.  Нужно было подождать. Молодость...глупость, беспечность?