На разные темы

Ширин Ефремова 3
Напиши мне письмо...


  Сегодня отмечается День почерка или, говоря более элегантно, День ручного письма, который учрежден с целью напоминания об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека.
 
 Почерк человека может рассказать о многом. По нему можно судить, аккуратен человек или неряха, уверенный или нерешительный. В те прекрасные времена, когда люди писали друг другу письма, адресата по почерку узнавали. Если конверт чужой рукой подписан – это был как сигнал тревоги. А канцелярский почерк на фронтовых треугольниках вовсе с ног валил: значит, что-то страшное с мужем или с сыном случилось.
 
Перейдя на печатный шрифт, мы многое приобрели, но и многое потеряли. Словосочетание «милый почерк» теперь уж ничего не значит. Не то, что раньше, когда барышни письмо от любимого к сердцу прижимали, в слезах мочили, поцелуями покрывали. Не будешь же смс-сообщения на экране телефона или компьютера лобызать…
 
Читать тексты, набранные на компьютере, конечно, намного удобнее, чем каракули некоторых «каллиграфов» разбирать. Но слова, написанные знакомым почерком, милее сердцу, радости от них больше и трогают за душу. Так что, думаю, не отомрут рукописи, только цениться выше будут. Даже в далеком будущем, для того чтобы доверить бумаге самые главные слова, люди будут пользоваться ручным письмом. И счастливая девушка поделится с подругами: «Представляешь, он мне собственноручно написал!»
 



СКРОМНОСТЬ И СВАДЬБЫ УКРАШАЕТ

Рядовое, можно сказать, неизбежное событие: пришло время - женишься, замуж выходишь. Ну, если уж не хочешь - тогда живешь один - вольному воля. Вполне допустимо, но свадеб от этого меньше не становится. В дни торжественных бракосочетаний Янаул аж гудит от шума свадебных кортежей. Первое время я прямо вздрагивала, и в окно высовывалась на целый километр, услышав клаксонов вой. Пожар, война, теракт, стихийное бедствие? Куда бежать, кого спасать?

Теперь уже не удивляюсь, только возмущаться не устаю. Ну, женитесь ради Бога, совет вам да любовь, но, как говорится, зачем всему миру кричать о себе? Во-первых, могут сглазить. Мало ли колдунов скрытых по земле бродит! Во-вторых, Правилами дорожного движения регламентировано, что подача звуковых сигналов допускается лишь в аварийных ситуациях. Получается, молодожены и их близкие сигналят об опасности? Так вы радуетесь или «караул» кричите?

Около ЗАГСа дорогу обязательно загородят. Тут же дети бегают, монетки подбирают. Но ведь двухстороннее движение по улице никто не отменял, ехать людям надо, а свадьба гуляет себе напропалую!

А на мосту через реку Буй что творится? И пляшут, и поют, и на «встречку» выезжают. Столько недобрых слов в фундамент вновь созданной семьи ложатся. Это вам надо?

Давайте будем скромнее, молодожены и их родители! Пляшите и пойте в своем кругу, поздравляйте, дарите подарки, только не надо на мировую арену выходить. Это же не зрелищное мероприятие, не всенародный, а семейный праздник, праздник людей, родных друг другу и близких.

нельзя шуметь. Мы понимаем мероприятие очень важное, но наши дети от грохота просыпаются и пугаются, да что там говорить, мы взрослые пугаемся. Представьте, мирно смотря телевизор после рабочего или выходного дня вдруг начинается грохот и визжание... Будущие молодожены, пожалуйста проявите уважение. Выезжайте за город и хоть ночь на пролет шумите.




 ГРАНИЧНЫЕ ДЕТИ

  Я наткнулась на понятие «граничные дети» в бескрайних просторах всемирной паутины: добрый человек назвал так детей с ограниченными возможностями. С ограниченными возможностями не только здоровья и развития, но и материального состояния и воспитания.
 
 «Граничные дети нужны, по ним определяется, по какую сторону границы – границы между добром и злом – ты окажешься, - рассуждает он. - Протянешь руку помощи или обидишь». Мне в душу запал один эпизод, невольным свидетелем которого оказалась, и сегодня хочу об этом поведать.

  На детской площадке играли девочки в возрасте примерно от пяти до десяти лет, красивые, аккуратно причесанные, одетые в яркие летние костюмчики. И игрушки у них соответствующие: дорогие куклы, сумочки, стилизованные под современные дамские, детская бижутерия, косметика. Игра тоже была «великосветской»: подражая взрослым, они устроили прием, где щебетали, делясь «новостями» о том, какую машину недавно купили, какую шубу отхватили, где отдыхали, чем отличается отдых в Египте от отдыха в Турции. Наблюдая за их игрой, можно было понять, что девочки эти из семей, где материальный достаток угнездился давно и надолго.
 
Тут во двор выбежала девочка лет семи. Контраст с почти ровесницами был разительный: одета в длинное не по размеру платье, с нелепой стрижкой. Тем более говорила непонятно, и даже несведущему было ясно, что девочка отстает в развитии. С доброжелательной улыбкой подошла к играющим и наткнулась на полное пренебрежение. Те закрыли собой игрушки, отвернулись, а она все старалась заглянуть за их спины, пока не обозвали обидными словами. а самые непримиримые «дамы» стали грубо отталкивать девочку. Постояв некоторое время в растерянности, она нехотя направилась к качелям, откуда потерянно наблюдала за недоступной для нее игрой. «Красавицы» демонстративно на нее поглядывали и искренне возмущались тем, что вынуждены терпеть близкое соседство с такой «ошибкой» природы.
 
Такая вот невеселая история. Разумеется, взгляды у девочек изменятся, они, повзрослев, многое поймут, ведь жизнь – строгий учитель. Но в тот день первый шаг в сторону зла и гордыни они сделали. А пересекать границы ой как непросто. Хочется надеяться, что у них в будущем хватит для этого сил.
 



Это сладкое слово "Свобода"
 
Правом свободно выражать свои взгляды мы владеем больше двадцати лет. Двадцать лет открыто ругаем правительство, депутатов, законы, ими принимаемые. И ничего нам за это не бывает: на собраниях не разбирают, из партии не исключают, в тюрьму не сажают. Самое интересное, никто из власть имущих на это не обижается.

Карикатуры на них рисуют, в куклах изображают, пародии пишут, анекдоты травят. Ругают, критикуют, матерят, а им хоть бы что. Как игра в одни ворота, как горох об стенку.

  А раньше, лет двадцать с лишним тому назад, как было? Самое популярное место, где открыто и смело говорили о политике и политиках, была кухня. В других местах, если нечаянно не то слово не в тот адрес вылетит, испуганно озирались. В честь государственных деятелей полагалось петь дифирамбы, провожать и встречать их продолжительными  аплодисментами. Это были времена, когда власть ревностно блюла свою репутацию, болезненно реагировала на вероятность самой ни есть невиннейшей критики, зверствовала цензура, не дремала КГБ.  А как мы грезили о свободе слова, о праве во всеуслышание говорить все, что думаешь!

  Первые годы, когда такая возможность появилась, мы вздохнули полной грудью. Произносили смелые речи, зачитывались произведениями, не общипанными цензурой, называющими черное черным, а белое белым. Не могли надышаться воздухом свободы, восхищались, удивлялись, наслаждались.

  Со временем привыкли, потом успокоились, а там пришло разочарование, подозрение, что нас не слышат, что президенты, мэры, премьеры, депутаты, олигархи как будто находятся за звуконепроницаемым стеклом, обсуждают что-то важное для себя, толкуют об успехах, о светлом будущем. И становилось горько от своего бессилия, от сознания своей никчемности, от того, что так называемая «свобода слова» это как погремушка для ребенка, чтоб он «тешился и не плакал».

  Дальше мы даже затосковали по тем временам, когда нас хоть во что-то ставили, подслушивали, речи наши глушили радиосигналами, за нами строго следила цензура. Следовательно, мы существовали. А сейчас - как будто пустое место вместе с нашими гениальными творениями, смелыми лозунгами, критическими мыслями.

  Вдруг подумалось: а что бы мне грозило за такую писанину лет тридцать – сорок тому назад? То-то же. Давайте уж потешимся.





С песней по жизни

" Бабуля, не пой!" - одергивает меня внук. Ну, что за ребенок,не любит, когда кто-то из домашних напевает. В моем-то случае я еще могу его понять: пою, мягко говоря, не очень -  ни слуха, ни голоса.

Но петь люблю, душа-то певучая! Так и шагаю с песней по жизни. Кто-то не умеет, не поет и не страдает от этого. А я вот не могу без песен, «потому что мир без песен тесен».

Окружающие, не считая «вредного» внука, петь мне разрешают, только негромко, не выделяясь в общем хоре. Впросак тоже попадала. Помню, в начальных классах все вместе разучивали песню, видимо, очень уж она мне понравилась, все умолкли, а я продолжаю петь. Отвлек меня от занятий вокалом дружный хохот. Сейчас-то мне самой смешно, а тогда стыдно было.

  Мои школьные подруги пели хорошо. Песен в наше время было мало, услышим новую по радио -  и давай разучивать. Самая способная начинает мелодию выводить, другие поддерживают, и я в том числе, понятное дело, негромко, не выделяясь. А вот слова песни я первая запоминала, это тоже ценилось. Через неделю-другую песня вовсю звенела от начала до конца, доставляя радость самодеятельным исполнителям. Любили не только свои, татарские, но и русские песни.

  «Я служу на границе, где полярная мгла...», -  вдохновенно пели мы, может и с акцентом, но от души.

  Почти все наши сверстники на гармони играли. Танцы, пляски под гармошку в клубе, концерты участников художественной самодеятельности пользовались таким успехом, что участникам шоу под «фанеру» и не снилось. Кто первый парень на деревне? Гармонист. А самой завидной невестой считалась не самая красивая, а та, которая при средней пригожести певуньей и плясуньей слыла. Если при этом она еще работящая и проворная, никто устоять перед такой не мог. Те же, у кого глаза в пол-лица, румянец на всю щеку, коса до пояса, если ни спеть, ни сплясать, ни снопы связать – на задний план отходили. Век любоваться не будешь на красу, надоест, а вот мастерица на все руки скучать не даст. Только гляди в оба, чтобы не увели до замужества. Нас, конечно, тоже замуж брали. И подпевать нам разрешали. Только не громко, вполголоса. И на том спасибо, я вам скажу.