Война... страна... бабы

Александр Голик 2
Война - сука.
 Государство – орудие насилия.
Зачастую жив принцип: награды – непричастным, наказание  - невиновным.
Вот случилась война, мужику, что? Попил, погорланил пьяные удалые песни и на «фронт»-передовую... Погиб – душу отдал За Родину! Честь и память! Довелось выжить – слава тебе Господи! Почет и уважение на все года!
А бабе? Что бабе, когда война? А слезы бабские, да тяготы безмерные….
Моей бабушке Прасковье Спиридоновне (царствие небесное, упокой ее душу), когда дедушку Павла Сидоровича «забрали на фронт» и зимой сорок второго он сгинул (погиб) «на Смоленском направлении, деревня Слобода», было тридцать лет отроду, три «дитенка» (старшему девять лет, дочке Нюре четыре, годика, младшему год с небольшим) и плюс восемь месяцев беременности с четвертым…. Ни родных, ни богатого наследства…., а было землянка – дом, корова-кормилица, …. ну и мир, конечно, не без добрых людей. А если правду сказать,  «добрые люди» это такие же бабы, как моя бабушка Прасковья Спиридоновна, и с таким же «счастьем» и судьбой – целая округа-улица.  Ну наверное было по всякому.
Вот так и жила: корову подоит молоко – сметану – масло продаст – хлеба купит -  деток накормит.  Поросенка выкормит – опять же прибыль…. А огороду соток пятьдесят…… и все вручную, а еще сено косить – корову-кормилицу чем зимой кормить-потчивать?
Вот так год за годом…. Из землянки в «засыпуху» (Жилое строение более высокого класса проживания чем землянка. Характеризуется тем, что стены выполнялись каркасными из теса-дерева с засыпкой шлаком. Ну, это уже домик такой был). И где-то. в конце пятидесятых, затеяла строительство дома кирпичного большого. ..
А когда и как детей воспитывала? Да вот так и воспитывала, на огороде, покосе, в «стайке» (сарай по сибирски) при уходе за скотиной. Дочку, вот, Нюрку не уберегла…. Умерла, сгорела от болезни в шесть лет отроду…. Три сына выросли…родили своих детей…. Думаю моей бабушке Прасковьи Спиридоновне не было за них стыдно перед людьми. Она любила повторять свой назидательный принцип жизни – «ходите в латаном, но не в хватаном!».
Помню, на закате жизни, она говорила «сейчас жизнь, что не жить? Все есть, войны нет…» И детей она своих очень любила….
А, что бабская доля? Иногда ее прорывало и она Прасковья Спиридоновна вспоминала (не часто) как порой…. бывало нечего есть… и ни просвета, ни надежды….и слезы, бабские слезы… «корову дою и плачу», «в огород пойду и плачу»….
И вот ведь, что удивительно, никогда она власть не ругала, добрых людей помнила, о плохих не хотела говорить…. Жила по совести… Да и некогда ей было в причинах жития-бытия разбираться… война была, детей кормить надо было….
Вот только слезы…. Бабьи слезы….