Глава VIII. 1. 60-е годы в СССР и на флоте

Альберт Иванович Храптович
         (Продолжение, предыдущее см.http://www.proza.ru/2017/12/04/729).

               Прежде, чем продолжать рассказ о службе и жизни подводников, позволю себе небольшое отступление. Остановлюсь коротко на том, что происходило в стране и на флоте в 60-х годах, о которых у меня идет речь. Думаю, это необходимо для более полного понимания дальнейшего.
 
               Главным событием  стал, конечно, состоявшийся 31 октября 1961 года  ХХII  Съезд КПСС, на котором была принята новая Программа КПСС. В ней была четко обозначена главная цель и  задача партии  -  построение коммунизма в СССР. Причем, теперь указывались конкретные сроки:  коммунизм, и в первую очередь его материальная база, должен был быть построен, «в основном», к концу 1980 года. А полностью – к 1991-му(!) (Какое символическое совпадение сроков, как оказалось впоследствии!).
 
               Хотя до установленных сроков нам тогда, в начале 60-х, казалось очень далеко, тем не менее, сказанное партией воспринималось с сомнением: можно ли за 20-30 лет достичь полного изобилия материальных благ, а главное – практически  полностью изменить психологию людей? Между собой говорили, посмеивались, но не публично, разумеется. Никому не хотелось услышать в свой адрес: «Вы что – не верите партии? Может вы вообще против Советской власти?», со всеми вытекающими отсюда понятными в те года последствиями.
 
               И вот, во исполнение решений Съезда, больше на словах да на бумаге чем на деле, в стране развернулась очередная кампания. Искусственно создавалось движение «ударников коммунистического труда»,  «стихийно» возникали их бригады, был сочинен и начал повсеместно, разумеется, включая армию и флот, внедряться «Моральный кодекс строителя коммунизма». Брались повышенные соцобязательства (сейчас уже мало кто из молодежи знает, что это такое, но ниже я о том скажу) и так далее.
 
              В Новочеркасске расстреливали демонстрацию трудящихся, вышедших на площадь в знак протеста против повышения цен на самые необходимые продукты питания, которых к тому же не хватало, а партийная пропаганда во-всю трубила о росте сознательности, энтузиазма, благосостояния масс, о всё новых и новых успехах и достижениях.  Естественно, в докладах «наверх» в чести были именно успехи. Действительные, или мнимые, но успехи, никак иначе. Крайне отрицательно воспринимался "наверху" любой негатив. Такое было и раньше, но, по моему глубокому убеждению, именно в эти годы показуха, очковтирательство, сокрытие недостатков достигли своего апогея. Ловкие, лишенные совести и порядочности люди, умело использовали неписанные правила игры в своих личных целях, и, надо сказать, достигали весьма приличных высот в должностях и званиях. (Это среди них бытовало понятие: "Вот кем я стал, благодаря советской власти!").
               
             Особенно губительно всё это отразилось на Вооруженных силах. В армии и на флоте тоже развернулось «социалистическое соревнование», (то самое, которым в экономике пытались заменить капиталистическую конкуренцию, как двигатель прогресса). Продумать только - где кропотливая боевая подготовка, достижение фактического мастерства в боевой работе, а где соцсоревнование - это же разные сферы. Какое может быть соцобязательство, например: "Все торпедные стрельбы выполнить на "отлично"? Это же заведомое поощрение к очковтирательству. Как можно - вышел в море и все стрельбы на "отлично"? Это ведь ни что иное, как лишение возможности путем реальной оценки каждой стрельбы и многократных повторений постепенно добиться настоящего успеха в боевом мастерстве. Нет, теперь требуется каждую стрельбу выполнять "на отлично". Во всяком случае так отчитываться на бумаге. Прямой путь к очковтирательству. И он не пресекался! Все делали вид, что так оно и есть.

            Казалось бы и ежу понятно, что будет в итоге на деле, не дай Бог война. Ан, нет. Под нажимом и строгим контролем политорганов, на кораблях и в частях брались повышенные соцобязательства по выполнению планов Боевой и политической подготовки, (БП и ПП), выращиванию Отличников БП и ПП, классных специалистов, мастеров военного дела, отличных подразделений и кораблей.
 
            Поскольку отчитываться о выполнении соцобязательств, планов БП и ПП,  приходилось, как я уже сказал, на бумаге, (начальники, всякие комиссии, инспекции в первую очередь проверяли бумаги), то именно они, в конце-концов,  и стали главными.
            И не дай Бог, если в каком то из планов  у какого-то пункта не стоит пометка «Вып.»  (Выполнено). Катастрофа! Флотские остряки толковали это так: "Не выполнил, но отметил - ошибка. А выполнил, но не отметил - преступление!".

            Аварии, происшествия, грубые нарушения воинской дисциплины, а то и преступления, если была возможность, скрывались. Потому, что, если о них доложить выше, то виноватым оказывался не столько сам провинившийся (хотя он тоже, но это уж потом), сколько доложивший о том начальник. Такое расценивалось, как "неспособность работать с людьми". Потому докладывать о фактических серьёзных недостатках (о мелких - без проблем) начальники не торопились.  Ну а сокрытие, вместо тщательного разбора и воздаяния по заслугам, ни к чему хорошему, как известно, не ведет.
            
            Всё сказанное выше в армии и на флоте понятным образом отражалось на боевой выучке воинских частей, экипажей, кораблей, и на дисциплине. А в промышленности - не в последнюю очередь на качестве поступающих в армию и на флот вооружений и техники, не говоря уж о технике гражданской и "товарах народного потребления". Ну и на наших судьбах, конечно, потому что не все мы одинаково относились к происходящему.

            Не хочу сказать, что на флоте буквально все были бездельниками-очковтирателями. Тогда и флота, как такового, не было бы. А он держался! Держался на самоотверженном труде, службе офицеров, мичманов, матросов. Именно на их плечи ложился весь груз ответственности за боеготовность кораблей, боевых частей. Были те, которые очковтирательства не принимали. Однако большинство просто вынуждены были поддерживать «правила игры». У некоторых даже стали путаться понятия, где правда, а где ложь. Бывало, и сам я ловил себя на неодолимом желании втереть очки очередной комиссии, инспекции, предъявляя бумаги, бодро докладывал, что всё у нас отлично…  И не видел в том ничего особенного! Так было принято, и я делал то же, что и другие, не испытывая никаких угрызений совести. Наоборот, было бы стыдно, показав, как оно есть на самом деле, «подвести» корабль, дивизию, флот…

            Казалось бы невероятно, но пример нам в том нередко подавали высокие наши флотские начальники. Вот, скажем, такой случай. В июле 1962 года на Северный флот прибыл, так сказать, для ознакомления и проверки его боеготовности Первый секретарь КПСС Н.С.Хрущев. На одном из крейсеров он вышел в море, где ему продемонстрировали боевую мощь СФ. А именно, пуск баллистической ракеты атомной подводной лодкой из-под воды.
             В то время на флоте такой пуск могла выполнить одна единственная дизельная подводная лодка 629А проекта. Вот она  и выполнила пуск ракеты. А через небольшой промежуток времени недалеко от борта крейсера на глазах Хрущева всплыла атомная ракетная подводная лодка 658 проекта. Вот её и представил Хрущеву командующий СФ, как выполнившую пуск ракеты.
             Все о том знали, но почему-то, нисколько не удивлялись столь явному, даже наглому, чудовищному по своему уровню очковтирательству. Оно становилось обычным, мало того, им часто восхищались, как умением и находчивостью в таких делах. И подобные случаи были не единичными. Любой из нас, военнослужащих может привести десятки подобных.
             Еще пример, уже из 80-х годов. В июне 1983 года в бухте Саранной у Камчатки, из-за неудовлетворительной подготовки к выходу в море корабля и экипажа, по вине командования дивизии и флотилии, знавшего о том, но приказавшего выйти в море ради галочки в плане, утонула при дифферентовке атомная подводная лодка "К-469". Погибли 16 человек экипажа, остальных спасли. Подводную лодку в 1984 году подняли, поставили в завод.
              И вот намного позже стало известно, как  Главнокомандующий ВМФ С. Г. Горшков докладывал в ЦК КПСС о случившемся. Выдержка из Википедии:
              "Он докладывал не как о катастрофе с потерей лодки и 16 погибших подводников, а как о «случае частичного приёма воды в отдельные отсеки» с последующим возвращением "К-469" в строй. На основании такого доклада был составлен излишне оптимистичный план ремонта: вместо необходимых 32 месяцев на ремонт было предусмотрено 18.
              Ремонт стоимостью 320 млн рублей начался после подъёма лодки в 1984 году. Реализация сжатых сроков потребовала совмещения несовместимых типов работ. Так, в феврале 1984 года было принято решение начать затяжку магистральных кабелей на плаву, что было строго запрещено технологией ремонта. Затяжка кабелей должна была проводиться в сухом доке, так как процедура предполагала одновременное нарушение герметичности межотсечных переборок многих отсеков. Тем не менее 14 марта 1985 года лодка вышла из дока с негерметизируемыми отсеками, что создало предпосылки к её второму затоплению. Кроме того, для наращивания скорости ремонта количество ежедневно работающих было увеличено с 600 до 1200 человек, что затруднило экипажу контроль процесса работ.
          В 5 часов 30 минут 13 сентября 1985 года из-за нарушений в соблюдении требований технологии ремонта, лодка вновь затонула у заводского пирса. Подняли её через десять дней. Ремонтные работы были прекращены, а исключенный из боевого состава флота корабль переоборудовали в учебно-тренировочное судно. В 1987 году была выведена в резерв, а позже утилизирована. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница).

          Была утилизирована одна из самых новых атомных подводных лодок, с потерей для боевой готовности флота. И 16 погибших моряков-подводников...  Не считая, сколько сломанных судеб, оставшихся в живых офицеров... А вот их высоких начальников то трагическое событие не коснулось ни в малейшей степени.
          Нетрудно заметить, КАК докладывались на "самый верх" неприятные события, которых невозможно было скрыть. (А скрывалось весьма и весьма многое, и возрастать такое явление стало с тех самых 60-х). Известно и то, какими бывали последствия из-за подобного очковтирательства. (Подробнее о причинах катастрофы "К-469" будет сказано здесь, позже).

             В части, касающейся воинской дисциплины в армии и на флоте упомянутые выше события тоже сказались губительным образом.
             Помню, в середине 60-х приехал к нам в бригаду  из Москвы какой-то адмирал-политработник. Собрал офицеров, командование и долго внушал нам, что сейчас, когда на флот начали приходить люди с новым, (уже новым!), сознанием, из тех самых «коммунистических бригад», нужды в строгих наказаниях, взысканиях нет. Достаточно, обращаясь с подчиненными вежливо, лучше по имени-отчеству, объяснить, что такое воинская дисциплина, её значение для боевой готовности корабля, Боевой части, и всё. Соблюдать её дисциплину будут неукоснительно. А если нет, значит, начальник виноват – не смог как следует объяснить подчиненным. Значит, он не способен работать с людьми. (До сих пор не могу понять, верил ли он сам тому, что говорил, или просто выполнял установку свыше).
            Дошло до того, что там, наверху, переписали Уставы военной службы, убрали из них, веками практиковавшиеся меры взысканий для нерадивых или недисциплинированных военнослужащих срочной службы. Например, наряд вне очереди на работу или на службу, лишение очередного увольнения. У командиров, практически, не осталось мер воздействия на своих подчиненных, кроме выговора да в самом крайнем случае гауптвахты… .

            И пошло…  Чтобы не выглядеть в глазах начальников «неспособным работать с людьми», многие из нас перестали наказывать подчиненных за «мелочи», ограничиваясь разговорами. Чтобы не докладывать о грубых проступках, приходилось смягчать формулировки, и, соответственно, наказания и т.д. Дисциплина стала падать буквально на глазах. Например, однажды я увидел, как матросы, сидящие на скамейке, не поднялись, как положено по Уставу,  когда мимо них проходил начальник штаба бригады, капитан 1 ранга.  Но что меня особенно поразило, так это то, что он прошел мимо, как бы даже того не заметив. Мелочь? Но из таких "мелочей" складывается понятие воинской дисциплины.
             Сокрытие грубых проступков подчиненных, очень скоро обернулось невиданным раньше расцветом печально известной «дедовщины», (на флоте она называлась «годковщиной») В казармах и матросских кубриках старослужащие по последнему году службы, («годки»), уже приступали к «воспитанию» молодых матросов вместо бесправных и беспринципных командиров.  Теперь  по-другому, не так, как это делали раньше. Дошло до издевательств, избиений и даже до самоубийств и побегов из армии...

             Липа, показуха начинали набирать обороты, становились обыденным явлением постепенно и незаметно. Ситуацию можно было бы сравнить с такой, например, когда ржавчину, вместо того, чтобы  предварительно очистить, красят сверху слоем краски. Ржавчина, скрытая от глаз, начинает пожирать механизм с удвоенной силой и скоростью, и в какой-то особо напряженный момент он выходит из строя.  Последствия, особенно в походе или в бою, могут быть самыми тяжелыми. И потому настоящие моряки тех, кто красит ржавчину лишь бы скрыть её от глаз начальства, презирают. К сожалению, здесь и «ржавчина» была другая, и отношение к ней было иное.   
       «Ржавчина» начала свою работу. А что было дальше – о том речь впереди.

               Продолжение:  http://www.proza.ru/2015/11/09/1417