Развитие социальной философии 9

Виталий Шолохов
Развитие социальной философии в рамках самоорганизующейся картины мира и синергетики

Возникновение нового организационного порядка системы обозначается в синергетике как «порядок через флюктуацию» (Тоффлер [244]). Однако возможны ситуации, когда система не переходит в новое устойчивое состояние, а её состояние продолжает оставаться хаотическим и в нём происходит процесс самоорганизации исходно гомогенной среды. В этом случае макроскопическое предсказание траектории, по которой пойдёт развитие системы, окажется вероятностным. Хотя, собственно эволюция – есть процесс последовательно бифуркационных переходов, которые происходят под воздействием случайности. Итак, мир не подчиняется линейной причинности, но он и не полностью стохастичен из-за действия процессов самоорганизации. Для проведения социальных преобразований необходимо привести систему в «режим с обострением», то есть режим сверхбыстрого нарастания процессов (в открытых нелинейных средах) – [116]. Однако, окончательный результат зависит от целого ряда случайностей. Сознательная составляющая может оказать решающее влияние. Но только при условии наличия теории происходящих процессов.
«Природа из хаоса» - фундаментальный вывод синергетики. Самоорганизация  систем проявляется в возникновении динамических структур, когда структура и порядок образуются за счет динамических потерь энергии (Пригожин [201]). Возникновение диссипативных структур также есть следствие адаптационного потенциала самоорганизующихся систем, который приводит уже к другой – динамической устойчивости систем. Применительно к обществу это может означать, что после «перегрева» (социальная революция) для приведения общества в нормальное состояние необходимы меры по «выпуску пара» - террор, экономические преобразования, передел территории и собственности, изменение идеологии и т.п. В самом деле, нечто подобное в истории мы уже наблюдали и не раз. Взять, к примеру, Россию начала 90-х годов ХХ столетия. Несмотря на то, что террор на сей раз в физической форме, вроде бы, отсутствовал, государство, экономика и социальная сфера были настолько сильно изменены, что это для многих носило характер морального террора. В то же время, хотя страна оказалась отброшенной на 20 лет назад, были проведены многочисленные организационные изменения, соответствующие в историческом плане такой эволюции истории России, которая приближает её к Западу как наиболее развитому общественно экономическому и культурному региону мира. Последнее достигается благодаря динамической устойчивости систем, которая никогда не исчезает, даже в состоянии «перегрева» системы. Этот механизм (принцип) самоорганизации надо иметь постоянно в виду при изучении общества. Вывод Пригожина и И.Стингерс [203] можно уточнить в форме: организация через диссипацию и самоорганизацию.
Так как возникновение порядка есть более высокий уровень иерархии бытия, то эволюция идёт именно таким образом. Более высокий уровень бытия определяет общее направление эволюции. Но не следует забывать, что более высокий уровень возникает из нижележащего уровня и существовать без последнего не может. Отсюда реально система всегда существует в форме взаимодействия элементов с системой. Отдельные элементы сами по себе ничего не дают нам для понимания системы (общества). Но и наоборот, системные структуры без указания элементов не представляют собой существенной информации. Отсюда следует важнейший методологический вывод: при рассмотрении социума следует исходить из взаимодействия человека и общества (его структуры). Именно этой методологической позиции мы и будем руководствоваться в нашем исследовании.
Модели взаимодействия систем являются предметом специального исследования.
Все вышеотмеченные свойства среды (бытия) могут быть приведены в систему в виде набора онтологических принципов. Таким образом, и система онтологических принципов должна быть понята через организацию и в виде организации. Следовательно, на первое место в философских исследованиях выступает ныне организация как важнейший принцип реальности.
Факты, подобные тем, которые легли в основание синергетики были известны и прежде. Например, стоячая волна (в том числе – «гармония сфер»), явления турбулентности (в частности, колебания струи газа около острого края – причина звучания органа), конкурентная борьба двух систем (модель «хищник – жертва», описываемая математическими уравнениями В.Вольтерра [44]), бифуркационные явления (описываемые нелинейными дифференциальными уравнениями) и многое другое. Синергетика сделала, пожалуй, слишком большой упор на роль случайности и неустойчивости в вышеперечисленных явлениях. Не отрицая значения случайности и необходимости её учёта, мы считаем в то же время, что практически более важным явлением для возникновения и существования устойчивых структур и процессов является самоорганизация как система.
Очень важным с методологической точки зрения можно считать вывод синергетики о единстве элементов и целого, о зависимости макросвойств системы от свойств составляющих её элементов. В  применении к обществу это означает, что неправильным будет как односторонне антропологический, так и односторонне социологический подход к изучению общества. Только взаимодействие человека и общества в форме обменов между ними трудом, продуктами, информацией, энергией и т.д. является по настоящему правильным подходом к познанию социальных процессов и определению положения человека в обществе.
Синергетика усилила известный тезис о том, что для истинного познания нужна вариация системы (возбуждения её). Правда, в математике этот приём применялся уже со времен Ньютона. Но использование этой идеи в экспериментах привело как бы к переоткрытию этой давно известной идеи. Сама вариация чаще всего рассматривается как такое изменение переменных системы, при которых вариация некоторого интегрального показателя системы оказывается равной нулю. Этого достаточно для определения собственных значений (порядка) систем. Например, энтропия системы (функция энтропии) в районе равновесия системы равна нулю. Отклонение от положения равновесия, вызванное возмущением системы, ведет к вариации энтропии. Процессы же диссипации энергии и самоорганизации восстанавливают равновесие. При этом выявляются макропараметры (в обществе – труд, продукт, ресурс, энергия, деньги и т.д.), которые реально обеспечивают достижение положения равновесия. После отклонения появляется информация (уменьшение энтропии) и процессы управления (самоорганизация). Эти же макропараметры получаются из вариации функции энтропии.

244 Тоффлер Э. Третья волна //пер. с англ., США, экономика, политика, идеология. 1982.
116 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетические принципы эволюции сложных систем. (Источник – Интернет).
201 Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой //пер. с англ. изд. 4-е, стереотипное, М., Едиторил УРСС, 2003, 312 с. (Серия Синергетика: от прошлого к будущему.
203 Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла  Время, хаос, квант. К решению парадокса времени //пер. с англ. изд. 5-е, исправл., М., Едиториал УРСС, 2003, 240 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).
44  Волгин Л.Н. Принцип согласованного оптимума //М., Советское радио, 1977, 144 с.

2005 год