Антропоцентризм

Виктор Постников
Антропоцентризм – буквально, «с человеком в центре», одна из наиболее дискуссионных  тем в экологической этике.  Предпринимались попытки заменить этот термин, но безуспешно. Поскольку такое понятие необходимо, вероятно, его следует оставить; в то же время, следует более внимательно отнестись к тому, что же оно значит.

   Одно из возражений можно отмести сразу.  Оно сводится к следующему:  «Для нас всё неизбежно будет «с человеком в центре».  Поэтому  другого быть и не может, и данный термин бессмысленен».  Эта точка зрения (достаточно широко распространенная) используется  для доказательства того, что все ценности определяются человеком, и поэтому этика должна рассматривать человека как главного или даже единственного действующего лица: «Человек» никогда не покидал центральное место, природа никогда его не занимала и не займет» (Jordanova 1987). [4]

  Посыл здесь совершенно правильный.  Все ценности для нас антропоцентрические, т.е. гененерируются человеческим опытом (хотя всегда сопровождаются сотворчеством других миров).  Но из-за того, что ценности генерируются человеческими существами не следует, что люди должны быть главными хранилищами или судьями в отношении ценностей.   Аналогично, признание внутренней ценности мира природы требует наличия человеческого наблюдателя. (Хотя, разве мы единственные животные, которые могут определять ценность?  Я в этом сомневаюсь!)  Из этого не следует, что такая ценность  должна быть чисто человеческой.  Как заметил Дэвид Виггинс: «В отношении экологических объектов мы не должны притворяться, что у нас есть альтернатива человеческим критериям ценности… [Но] критерии ценности ни к коей мере не сводятся исключительно к человеческим ценностям» (2000: 7-8) [5] .

  Тем не менее, некоторые продолжают настаивать на том, что с точки зрения опыта и  метафизики, человечество – единственная, или главная ценность и что единственным критерием ценности служат человеческие ценности.  Для такой позиции требуется отдельный термин.  Я уже говорил о  том, что «антропоцентризм» многие считают (не без основания) слишком общим.  В конце концов, нет ничего дурного в заботе о человеческих существах, и это никак не мешает заботе о нечеловеческой природе. [6] По этой причине предложены другие термины, определяющие исключительность человека - это человеческий шовинизм, специсизм и человеческий расизм. [7]  Каждый из них имеет свои достоинства, хотя первый термин, возможно, выглядит непривычно, второй – режет слух, третий – вызывает в памяти довольно узкую аналогию.  Однако, следует признать, что к настоящему времени термин «антропоцентризм» широко утвердился. Кроме того, существует термин, определяющий здоровый и нешовинистический характер человеческой ценности, а именно гуманизм (хотя с его историческими искажениями можно ознакомиться в прекрасной книге Эренфельда (1981). По этим причинам, я думаю, мы должны сохранить «антропоцентризм» как термин, определяющий неоправданную привилегию человеческих существ, получаемую за счет  других форм жизни (по аналогии с другими предрассудками, такими как расизм или сексизм).

   Чрезвычайно важно понять, насколько  широко распространено это мировоззрение – в политике, экономике, науке и культуре.  Нил Эвернден в книге The Natural Alien («Природный другой») называет его «ресурсизм», т.е. «род современной религии, которая переплавляет все сущности в категории придатности для человека; после чего в мире не остается буквально ничего, что не могло бы быть «переделано в ресурс» (1985: 23).  Это  суть идеологии современности, и главная причина экологического кризиса. [8]   По отношению к миру природы  эта идеология в различных своих формах принимает характер "управления охраной окружающей среды". [9]


 - из книги Патрика Кэрри "Экологическая этика" (Polity, 2011)