Двойственное число Зачем его придумали

Сергей Горохов 2
Чтобы лучше понять зачем было придумано двойственное число, явно что надо сначала упомянуть о рече-языковой постановке : - Одна нога здесь, другая там.
Надеюсь что всем пользователям нашего языка известно это выражение : - Одна нога здесь, другая там. Если вы не знаете этого выражения,   и что оно обозначает. То будет сложней понять,  для чего было придумано правило – постановка: -  Двойственное число.    
 Это выражение: - Одна нога здесь, другая там, обращенное к кому-то   обозначает,    что этот кто-то ( например,  товарищ) должен от того места где  он находится, т.е. от здесь,  (например, дома) именно быстро  идти куда-то, до чего-то и оказаться там (например,  в магазине). Т.е этим выражением товарищу предлагается совершить некое действие.  В данном случае действие перемещения от здесь до там. От дома,  до магазина.
 Но мы это выражение не применяем в виде: - Одна нога здесь, - И - другая там.  Т.е есть между «ногами» здесь и там не вставляем звук И.
А  вот,  например,  в таком выражении как: -  От дома И до магазина, - мы вставляем И для того чтобы отметить, обозначить этим И,   что  между означенными пунктами, с одной стороны  имеется некое расстояние, пространство, а с другой, что это пространство И эти пункты как бы объединяет. Например,  как в таком выражении: -  Петя И Вася.  И еще раз отмечу что это И с одной стороны объединяет Петю и Васю в какой-то коллектив, а с другой отмечает, что  Петя и Вася не единое целое.        В другом случае этим И обозначаем некое направление, например: -   От сюда,  И до  туда.  Например: - От Пети И к Васе. 
 Теперь, чтоб было более понятна суть двойственно оборотного числа,  приведу сначала пример  образования речевых элементов согласно,  этого правила-постановки. 
Возьмем всем нам знакомое слово Ура,  которое,  в частности кричат солдаты,   когда идут в атаку.
 По правилам этой постановки: - Одна нога здесь, другая там.   И правилу уравновешивания гласных в элементах речи образованных по правилу двойственного числа. Т.е. из условно левых и правых слогов. 
 Это Ура на заре применения  правила двойственного числа  должно было произносится так: -  уР-Раа, где  У должен был произносится в краткой вариации, что собственно мы  до сих пор и делаем если У применяем в качестве предлога: -  У стола, у дома и т.д.  А вот А в Раа должен был произноситься в долгой вариации,    что собственно и по сей день делается при выкрикивании Ур.аа. И заметьте мы это Р, слегка протягиваем. Чуть позже поясню почему. 
Звуком Р  в былые времена  обозначали понятие поверхность земли. (почему это так? Пояснено в статье: -   Грифоны. Зачем их придумали). 
Что обозначал, да собственно и сейчас обозначает этот У в краткой вариации, видимо не надо разъяснять.  Все мы поголовно это лет с двух,  наверное,  знаем.
 Это У Ръ в одном из случаев обозначало понятие  У земли, грубо говоря,  участок  земли,  на которых стоит наша нога (ноги).  А Раа это участок земли расположенный таам, (за У эРъ),   но в каком-то определенном направлении. 
  Это долгое, «правое»   А служило в свое время и своеобразной единицей измерения равное примерно двум кратким, условно левым    А.  Ну такие в свое время были приблизительные единицы измерения и их обозначения.   
  Расстояние  А-А для охотников  равнялось примерно  тому расстоянию,   на котором одна собака, например,  которая с охотниками.     Слышит лай другой собаки,   которая обнаружила добычу, (ну или голос самой добычи, например барана).   И своим лаем (Ав-Ав) сообщает об этом  своему напарнику, который рядом с охотниками. А для возвращающихся с охоты  охотников, расстояние А-А, это лай собаки и собак   доносящийся   из деревни и слышимый собакой находящейся с охотниками. Которая слышит лай деревенских собак, служащий для нее слуховым ориентиром.  И является как бы таким слуховым проводником для охотников.
 Как известно у собак слух более чуткий,  чем у человека.  То за  расстояние обозначаемое кратким А,   бралось расстояние  через которое лай,  например,  той же собаки  слышится человеком. 
  В силу чего  по правилу двойственного числа  по линии    противопоставления близко  – далеко.  «Левый»  или краткий  А обозначал расстояние   рядом,  близко. Т.е. расстояние,  через которое слышит человек.   В силу чего    мы и по сей день  по старой привычке откликаемся кратким : - А. В значении,  что мы   здесь, рядом, близко,  слышим. Т.е. находимся в пределах слышимости.   
  В общем случае звукосочетание уР-Раа  обозначало понятие: - У некой окружности земли   (уР), или от  этого участка земли,      где мы стоим ногами, и туда, таам,   в каком-то  определенном направлении.  В случае с охотниками,   к месту,  где находится добыча.
По сути,  это Ур-Раа, как бы мы сказали сегодня :- Одна нога здесь, другая там. Или: -  От сюда -  туда. 
 Т.е. это выражение Ур-Раа служило  призывом,   приказом  к движению куда-то на расстояние А-А.  Или призывом, приказом, сигналом к атаке на кого-то находящимся на каком-то расстоянии от атакующих. И в некоторых случаях, в частности, бойцами  идущими в атаку и кричащими Ур.аа,   в этом значении оно применяется и до сих пор. 
Кстати, это слово атаковать, Ат-Та- ковать, Ат.аковать. От-тааковать. Перемещаться От и таа-м, туда, на определенное расстояние.      Образовано  точно по той же самой схеме  что и Ур.а, но не с применение указателя У, т.е. у  земли,  рядом,  на которой находятся ноги.  А с применением указателя ОТ, т.е. от земли,   на которой стоят ноги.  Из чего можно смело заключить, что указатель У (как приставка и предлог), стал применяться раньше указателя ОТ, (тоже как приставки и предлога). 
  В последствие  это уР-Раа, по условно Аркаимовскому правилу «свертывания»  каркасного-согласного звука речи, с затяжкой, протяжкой  согласного-каркасного. Стало озвучиваться как уР..аа
Назвал я это правило Аркаимовским исходя из того,  что при раскопках Аркаима, обнаружены картинки-рисунки    в наглядном виде поясняющие как это свертывание- оборот  должно,  и по сей день осуществляется  нами в устной в речи.  А в образном виде, эта затяжка-оборот,   вместо произнесения двух согласных пояснялось  всем нам известной избушкой на всего одной курьей ножке.  Из чего в образном виде наглядно было,  да и сейчас,   видно,  что например тот же звук Р, а равно и другие сдвоенные каркасные  согласные. По сути развернутая к лесу задом, избушка без окон и дверей, с виду той же самой избушкой оставалась.   Но пока она разворачивалась,  проходило время, и в течение этого времени  согласный нужно было протягивать.  И суть этого правила-постановки избушки на всего одной  курьей ножке,  более подробно рассмотрено в другом месте.
В общем,  согласно означенным выше правилам уР-Раа нужно было и стало произноситься так: - Ур.аа.  Т.е. согласно этому Аркаимовскому правилу не надо было произносить два Р в этом Ур-раа,  А надо было произносить всего один Р, но с некоторой его протяжкой и для  отражения чего я  в этом Ур.аа поставил точку. Что собственно, протягивая Р,  мы при произношение этого ур.аа, с очень давних пор  и по сей день делаем. Как собственно, по этому правилу,  делаем эту протяжку и в других словах,  где имеется рядом два каркасных-согласных звука. Ак.уратный, ак.аунт, оловян.ый, длин.ый, стеклян.ый ну и т.д.
И все это легко проверяется.   

Ну а теперь рассмотрим,  что представляет двойственное число, и зачем оно было придумано.
   Так,  двойственное число,  эту рече-языковую постановку-расстановку именуют сейчас.   Я бы для простоты усвоения и понимания,  что же такое двойственное число. Назвал это явление в одном случае  оборотное число. А  в другом  так,  как и именовали его в одном из случаев  в былые времена: - Два сапога пара.  Один левый, другой правый.
В другом случае так: -  Муж и жена, одна сатана.  Но последнее выражение лучше отнести к такому понятие как двойственный род. Который в былые времена тоже применялся. 
 
В чем суть двойственного числа и зачем его придумали?
 
 А когда и где впервые  была она придумана, здесь этот вопрос не рассматривается. Хотя вычислить это, по петроглифам и другим археологическим  артефактам, вполне возможно.  Но сейчас речь не об этом, а о том,  зачем эта технология  была придумана.
Для разъяснения чего сначала рассмотрим  общую суть этой технологии. Которая,  как заключалась, так и сейчас заключается в том, что слог, например,  Ос,  что-то собой обозначающий, например,  в словах ОС-вободился, ОС-тался и т.п.  в общем случае обозначающий разъединение чего-то с чем-то.   Будучи развернутым на сто восемьдесят градусов, в виде СО, обозначал противоположное понятие. В общем случае соединение чего-то с чем-то.  Ну,  например как в таких словах, Со-единился, СО-шелся, СО –итие, СО-вокупность ну и т.п.      
  На мой взгляд,  эта придумка является  одним из величайших изобретений языковедов былых времен. Это был поистине прорыв, резкий  рывок   в языкотворчестве.
И вот почему.
Если  учесть одно из важнейших правил для языкотворцев всех времен и народов. Гласящим: -  Как можно меньшим количеством знаков, (в случае с устным языком, знаков в виде звуков и звукосочетаний, точнее знаков перевозимых ими).   Обозначить, внятно выразить  как можно больше информации.
То с применением  этой оборотной технологии для  слогового, формата (стиля) речи,  новое, дополнительное   количество  звукосочетаний вообще не вводилось в речевой оборот.  А использовались, в данном случае  все те же самые  слоги, но развернутые на сто восемьдесят градусов обозначавшие противоположное понятие. Что позволяло, без введения в речевой оборот дополнительных звукосочетаний,  увеличить производительность языка, получается,  что аж почти в два раза.
И стоит только удивляться уму того или тех,  кто такую постановку-технологию  в достаточно древние времена придумал.  И назвать их варварами и дикарями спозаранку не умытыми, по крайней мере,  у меня, не поворачивается язык.
 Если учесть второе важнейшее правило  для языкотворцев всех времен и народов. Диктующим что должна быть легкость  вычисления и усвоения принципов  устроения рече-языковой системы. То куда уже проще и легче вычислить  и усвоить этот принцип оборотности. Развернул слог наоборот, и получил готовый знак для обозначения противоположного понятия. 
 В силу такой постановки,  достаточно было запомнить,  что обозначает одна сторона двойственного числа или  рода. А другая,  уже известно,   что обозначает.  В силу этого же, и в современное время, зная что обозначает  тот или иной слог,  например ИЗ, (как например,  в слове Из-ять),  можно вычислить  что обознеачала в былые времена его оборотное сторона ЗЗ  (как например в слове Зи-ять).
 Сначала слог  по этой технологии,  разворачивался на сто восемьдесят градусов. В этом случае,  например уже означенные парочки выглядели так: - ОС-СО и ИЗ-ЗИ. Что можно назвать прямым или линейным двойственным числом.
 Впоследствии, с введением однозвучного формата речи,  дело пошло дальше по линии усовершенствования этой технологии.  И в базовом, и в развернутом наоборот слоге  стали менять гласный, «хромую» ногу.   
Что можно назвать, и примерно так оно в былые времена и именовалось,   «косым»   двойственным числом. И тогда наша парочка могла выглядеть уже так ОС-СА, или УС-СО, или ОС-СУ, и особо отмечу,  что примеры эти условны. Потому как,  как в базовом, так  развернутом слоге нужно было ставить гласный  тоже в соответствии с правилами. Т.е. в соответствии со схемами увязки  гласных.
Простейший пример увязки  гласных «змейка»:  -   А-О-У. Где в этой цепочке «соседи», А и О, и О и У, являлись, да собственно и сейчас являются,   побратимыми.  В зависимости от ситуации могли и могут заменятся, чередоваться с «соседом», для обозначения сходных понятий. Например,  как   Вада-Водный. Ковать-Кувалда.   
 А вот  звуки  А и У, «голова» и «хвост» змейки,  в одной и той же вариации, тональности,  расположенные по краям этой цепочки -змейки, являются  оборотными, противопоставленными друг другу.  И если мы ставим эти оборотные, противоположные как голова и хвост, в левый и правый слог. То уже можем отмечать, что собственно и делаем, противоположности.    
    Типичный пример  обозначения двойственных (условно левых-правых чисел, «сапогов»).   Методом  разворота слогов на сто восемьдесят градусов, и сменяемости, чередовании гласных, с уравновешиванием, гармонизацией  гласных по обоим сторонам слогов. Это всем нам известное слово: -  Оба. Что при линейной, базовой двойственности  озвучивалось как Об-бО. А при скошенной  оборотности как Об-БА (оба).  Также можно было произвести и такое слово  как ОБ-БУ. (В силу чего мы и имеем  это об-бу в таких словах как оббу-вь.(обувь).   
Обозначающее что  чего-то  имеется в количестве двух,  но эти оба    между собой, как два сапога пара,  находятся  в некой,  с одной стороны  неразлучной,   как два сапога пара,   совокупности. А с другой стороны,   оборотны, противоположны друг другу. Ну точно также как два неразлучных сапога, но один левый, а другой правый.   

Но об-бо, это чистый, базовый  продукт,  для  образования слов  для  так называемого сейчас общего, «чистого», или двойственного рода.  Условно, чтоб хоть что-то было понятно в этом деле хорошо не плавающего,   и современными понятиями говоря, среднего рода. 
 Или «чистого», не двойственного числа,  т.е. обычного  натурального (положительного)  числа. Не имеющего своего «отражения», своего антипода  в другой, левой или правой стороне.
 И особо отмечу, что речь идет ни о положительных и отрицательных числах. А речь идет  именно о левых и правых числах. А можно сказать и так, о левых и правых «верчениях», (как  развернуты, повернуты друг другу сапоги). Имеющих  свою особую числовую левую и правую величину.     И согласен,  что даже в современное время это понятие левые и правые числа  не совсем укладывается в голове.  Однако в былые времена этим оперировали очень даже запросто. Благодаря чему мы по части языка и имеем  то,  что имеем.
 В силу означенного выше, «чистое», не двойственное, не крученное-верченое,   говоря современными терминами,  натуральное (положительное), четное   число два, вполне можно было обозначить этим Об-Бо.
  Что собственно для обозначения обычного  натурального числа  два по этому принципу и делалось. Да собственно во многих местах,  и по сей день делается. Если число один обозначалось звуком К. То число два,  по правилу двойственного числа могло именоваться как Ик-кИ,  Эк-кЭ, Ок-ко, Ук-кУ.   
Т.е. двумя развернутыми наоборот слогами.

  Однако надо отметить,  что технология эта повсеместно  применялась и четко работала (да собственно и сейчас на полную катушку работает)  до тех пор и в том случае если в речевом обороте не были задействованы  сверхкраткие звуки Ы и И, Ъ и Ь,  по сути звуки придыхания, выдыхания. Которые мы с определенных пор применяем в качестве знаков. В частности Ъ подставленным в конце слова мы обозначаем мужской род, например,  домъ, котъ и т. п.   
   В более ранней и  «косой»  вариации современное Оба озвучивалось как Обба.   Но это в том случае  если множественное число для одного вида  понятий обозначалось  звуком А в долгой, ударной  вариации (тональности). Что мы применяем и сейчас,   например,  в таких словах как  лесА, домА и т.п.
Но  если для обозначения множественного  числа,   для другого рода  понятий применялись да и сейчас применяется звуки «речи» Ы и И. То  в «косой» вариации это озвучивалось как Оббои,  современное  Обои.   
Не произносим мы  сейчас в этом обои два Б, за счет применения условно Аркаимовской технологии, согласно которой вместо произношения двух Б, а равно и других двух согласных. Стало применяться всего один согласный, но с некоторой затяжкой произношения. Суть этой рече языковой технологии: -  Избушка-избушка (на одной курьей ножке, без окон и дверей)  повернись ко мне передом, к лесу задом. Более подробно рассмотрена,   в другом месте.
Другой типичный пример обозначения двойственного числа и рода, когда оборотность  достигается ни за счет  разворота слогов, а за счет других средств, это тоже всем нам знакомое слово: - Пара.  Суть этой технологии,  когда оборотность достигается, за счет противопоставления   между собой согласных, или гласных звуков речи,  надо рассматривать отдельно.  И чего здесь я делать не буду. Здесь речь идет о достижении оборотности за счет разворота на сто восемьдесят градусов слогов. И со сменой гласного в этих слогах.
 
По сей день,  мы применяем, в частности это обои, для обозначения чего-то парного, жестко связанного.
Например: -  Оба глаза, плачут, но не говорим два глаза плачут, обе руки устали, но не говорим две руки устали и т.д. и т.п. 
 Т.е. когда мы говорим оба, обе, обои,  тем самым мы подразумеваем что это некая неразлучная парочка, но противоположная друг другу.  Как обе  руки, но одна левая, а  другая правая. В общем два сапога пара, но один левый, другой правый, оборотный по верчению  первому.   
 Ну,  точно также как эти два молодца удальца, из заветного ларца, одинакова лица. Если один смотрит вперед, то другой смотрит назад, если один смотрит влево, другой вправо. Если один дрова складывает в поленницу, то другой эту поленницу разбирает. Если один кричит громко, другой говорит шепотом.
Если  один смотрит в низ, другой вверх. В общем,  все делает наоборот. Точно также и наши руки,  ноги, уши, глаза  имеют свою точно такую же половину, но обращенную наоборот.
И эта скажем сказка, про этих двух молодцов удальцов, это как раз и есть образное разъяснения сути  оборотной рече-языковой технологии. Сути двойственного числа.  И вообще принципа: -   Все познается в сравнении.
В другом случае в символической форме и наглядном виде эта  технология изображалась в виде животного, например коня, лося или птицы, в частности орла.    У которых две головы  растущие на одном туловище, направлены в разные стороны.  И всем нам знакомы такие «картинки».
 Трудно сказать,  когда была придумана эта рече-языковая постановка, но явно,  что очень давно. Но достаточно ясно,  зачем она была придумана. Не вводя дополнительные знаки в речевой оборот,  обозначать новые понятия.
 
А теперь приведу примеры этих оборотных, противоположных, двойственных  элементов речи. Которые мы и по сей день по старой привычке доставшейся нам с очень давних времен, применяем на всю катушку.

Здесь,  чтобы была понятна суть этого  двойственного числа, (или двойственного рода), на практике. Я  приведу только несколько примеров, вплоть до сего времени сохранившихся элементов речи по правилу   двойственного числа и рода. А также не отмечаю тональности, вариации того или иного произношения.   
А чтобы привести полный комплект элементов этой рече-языковой технологии. Да и еще с вариациями, тональностями, позициями.    Нужно будет достаточно много места и времени. Как для того чтобы изложить это в полном объеме, так и понять и усвоить все это.  Но это уже отдельное исследование, и отдельная работа. По сути,  диссертация, если не монография.   
А если все это нарисовать, расчертить,   изобразить в наглядном виде, то собственно получится нечто подобное на так называемую рукопись Войнича.
Парочка  Азъ-зА.

  Если учесть  что в былые времена звуком  Зъ  в купе с какими то гласными обозначалось некое пространство в том числе и  на поверхности земли.  (А почему именно Зъ  рассмотрено в другом месте, в частности в статье посвященной грифонам). 

То подставляя  перед Зъ какой-то гласный,  например А,  т.е. в условно левом слоге,  этим обозначалось пространство расположенное перед эти участком, и вообще перед чем-то.   А если  этот же гласный  А   ставился за З, получалось ЗА,  то этим обозначалось пространство расположенное За этим участком. 
  Ну,  собственно мы этот указатель ЗА и по сей день применяем в тех же самых целях,  что и многие века назад.
Например,  в таких выражениях: -  Лес за рекой.  Река за лесом.
То АЗ, это ЗА развернутое наоборот, и обозначало, перед чем-то, впереди чего-то.   
 В частности в Кириллице  имеется это Аз как раз в значении перед чем-то, впереди чего-то.    Так как буква А  располагалась в азбуке первой, начальной,  перед всеми буквами,  то собственно и имела свое словесное наименование  в виде АЗ.  Т.е. стоящей, располагавшейся перед всеми буквами.  И применялась для обозначения числа один.  Которое,  располагается перед всеми остальными положительными (натуральными) числами.
Парочка АР-Ра.

Учитывая что звуком Р в былые времена обозначали понятие поверхность земли вообще, и поверхность земли, в другом случае  пространство  ограниченное линией окружности. ( Почему?  Рассмотрено в статье: -  Грифоны. Зачем их придумали.).
 То тогда получалось что Ар,  это  пространство расположенное внутри  линии окружности.   А Ра это пространство,  расположенное  за  линией окружности,  снаружи ее.
Если вспомнить эту простейшую звуковую цепочку А-О-У. То тогда Ра это пространство за первой линией окружности. Ро это пространство за второй линией окружности, а Ру это пространство за  третьей линией окружности.
 Благодаря этой парочке и правилу образования двойственного числа, и в силу того что звуком Р обозначали и рычащих, (например,  собак злобно  рычащих на собак или волков приблизившихся к первой линии  охраняемой окружности, по сути к забору).  Мы и по сей день имеем слово Ар-ра- ть (арать, орать). Т.е. откуда-то изнутри, и куда то-то  наружу как бы злобно  как собака рыкать.
С этим Р получалось так, что подставляемый в левом слоге перед Р гласный звук обозначал  какое-то «внутреннее число».  А подставляемый в правом слоге, после Р, обозначал наружное число.  А о количестве и виде этих интересных  внутренних и наружных чисел рассмотрено в других местах. 


Парочка  Об-Бо.   

 Благодаря этой парочке мы и по сей день применяем слово Оба в значении оба, два сапога пара.  А также имеем  и применяем такие    слова как  оборот (об-бо-рот), оборотни и т. п.  Все эти сказки про оборотней, это как раз в образной,   иносказательной форме о двойственном числе, о двойственном роде.
 Благодаря этой парочке мы имеем слово об-бу-ть (об.уть), т.е об.уть, облечь чем-то  сразу обе ноги. Ну,  а равно и эти слова, обутки, обувь. А равно и многие другие начинающиеся на Об. Объять, обнять, обменять и т.п.
Парочка  ИЗ-ЗИ

 Если ИЗ,  это из чего-то, то оборотное ему ЗИ, это зи во что-то.
Левую часть этой парочки  в значении Из, мы применяем  довольно часто. Например: -   Изъять, известия, избежал и т.д.
А правую часть, довольно редко, например,  в словах Зи-ять, зырь,  и т п. 

Парочка  Уз-Зу.
 
Если Уз это у здесь,  рядом, то тогда  Зу, это нечто для обозначения того что находится далеко за здесь.
Благодаря этой парочке мы имеем слово Узы. И действительно эти оборотные, противоположные части  двойственного числа  представляют собой крепкие узы. И как бы УЗники своего положения.

   
Парочка Ок-ко.

 Благодаря этой парочке, и в силу того что в свое былое время  звуком К обозначалось число один,  мы имеем  слово Ок-ко, Ок-ки, в  последствие Очи.
И действительно это Ок и Ко как два единичных ока, левое и правое.  Два глаза, правый и левый.
А равно, согласно этой же постановке образованы и Эк-Кэ и Ик-Ки для обозначения числа два.

Парочка Ус-Су. 
Благодаря этой парочке, мы имеем слово ус.сы. И действительно эти ус.сы имеют два уса. Один левый, другой правый.
 
Парочка Ан-На

Если На это на чем ни будь, по сути внизу. То АН это по сути вверху. В некоторых местах,  по сути обозначало верх, небо.  Но также это Ан  могло обозначать и понятие под чем-то или внизу.
Если НА, в значении На возьми что-то.  То в виде  Ан оно могло обозначать, не дам. И посей день еще можно услышать такое выражение: - Ан, нет, не дам. И это АН применяется в значении нет.
Ну и все эти Анти, образованы благодаря  левой части этой парочки АН-НА.   

 
Оп-по.
Если ПО это по чему-то,  например, по потолку,  То ОП, (обычно это ОП, произносят когда подкидывают малыша к потолку),  это под чем-то.
Из этой парочки наглядно видно что эти Оп и ПО находятся в оппо-зиции к друг другу.
Ал-Ла.
 В связи с этой  парочкой надо отметить интересный камень Ал-ла тырь. Современное Ал.атырь.
 По сути, это Ал-Ла-тырь, говоря современными  словами, обозначало примерно тоже,  что и сейчас: -  Один-два-три.  И совсем не спроста этот камень так почитали.  Потому как это было началом численной грамоты.
 На этом, чтоб не утомлять читателя, общий и беглый обзор прямого двойственного числа  закончим.
И надеюсь,  понятно для чего оно было придумано.
А вот  следующий шаг, «косое» двойственное число, благодаря которому в частности мы имеем слово Ур.а, а равно и тысячи других образованных по этой схеме.  Надо рассматривать отдельно. Но,  не уловив в чем суть прямого двойственного числа. А равно и что такое система увязки гласных звуков речи.  В этой системе «косого»  двойственного числа, будет сложно разобраться.
Парочка ОС-СО.
В общем-то это ос-со само за себя говорит, что  эта парочка оссо.бая даже среди своих сотоварищей. И что действительно так и есть.
©  Сергей Горохов.