Обожание Жоан - Дитрих - Ремарк. Версия

Наталия Марина
         За стеной звенел телефон.. Один, два, три.. - она перестала считать звонки.  Значит Марион нет дома.

         Внезапно  грохот в глубине квартиры вывел ее из привычного  оцепенения. Механизм  зажужжал и кресло послушно двинулось. Не успев осознать и удивиться своему порыву, она пересекла холл прихожей и распахнула дверь туда, откуда раздался звук.
В комнату, в которой не была уже очень много лет.
         Тяжелая темно-коричневого узора жаккардовая портьера лежала на полу объемной кучей и напоминала животное,  усмиренное выстрелом или старостью.

         Обнажившееся окно осветило большую гостиную, давно превратившуюся в ее сознании в склеп. С деревянных панелей стен на нее смотрели призраки прошлого. Зеркала в тяжелых рамах потускневшего от времени золота, поблекшие  черно-белые фотографии - свидетели давно ушедшего яркого и цветного  мира.  Ее мира.

         Она приблизилась к окну и посмотрела вниз на авеню Монтень. Вспыхнула картинка  в далекой памяти.
         Тесно-жаркий подвальчик кафе.  Кельнер мечущийся с подносами их нескончаемых заказов - кальвадос, шампанское.. опять кальвадос, коньяк и опять шампанское..
         Несколько сошедших с ума мужчин и женщин посреди ночи, осеннего дождя, всеобщего предощущения гибели мира..  Кто же это тогда сказал? Она уже не могла вспомнить.
 - Мы создадим улицу для самых прекрасных женщин мира, чтобы любоваться ими ежедневно!
         Шутка захмелевших людей. Опьяненных молодостью, желанием жить, страхом и алкоголем одновременно.
         Шутка,  ставшая злой иронией.

         Теперь эта улица внизу, сверкающая  богатыми витринами и именами тех, кого она знала страстными и живыми,  напоминала ей ряды надгробных табличек..  Все они умерли.
          А она..
          Напряженно пыталась вспомнить, когда же именно умерла она.
          Когда приняла решение прекратить выступления?
 После болезни?
 Когда один за другим начали уходить те, кого она любила, забирая с собой по кусочку ее жизнь и ее саму?
Или в тот день, когда отрезала себя от внешнего мира, наглухо закрыв его плотным бархатом забвения, переместившись  навсегда в маленькую комнату-спальню, из окна которой были видны лишь ветви и листья платана..  По ощущениям это было похоже на огонь в камине, воду  в реке..
Постоянная изменчивость вечности.. без событий, имен, страстей. Из ее жизни исчезли фотографии и зеркала - эти мстительные и неумолимые предатели.

         А-а-а...   тот мальчик-зайчик, прорвавшийся сквозь все заслоны в ее изменившийся мир, что съежился до размеров ее комнаты и ненавязчивой Марион.  Такой наивный в своей восторженной искренности.
Шесть лет его переписки.. с кем? Дивой, легендой, анахронизмом, явлением - хрупким, словно редкий экспонат энтомолога?
 Интересно, какой он представлял ее себе, когда описывал свои мысли и ощущения? Какую из многочисленных ролей, сыгранных ею в кино и жизни, выбрал для нее в их эпистолярном романе?
А она сама? Кем она себя представляла  в очередном своем письме - новом эпизоде иллюзий? Ведь это была уже давно не жизнь, а  лишь продолжение придуманных наваждений..


        Вдруг  мозг пронзило острым и, взгляд остановился на рекламной витринной картинке.
 Ее фотография. Слово винтаж рядом с ее именем - название нового парфюма от N**.

        Ирония жизни..

        Винтаж.. - значит она действительно давно мертва..
Почувствовав внезапный порыв из давно улетевшего прошлого, она решительно направила кресло к одному из огромных зеркал.

        Внимательно и бесстрастно изучила все подробности,  словно на опознании себя самой.   Зафиксировала в памяти.

        Пора.

        Палец немного помедлил, но затем уверенно и твердо, трижды надавил на кнопку дозатора.

        Улыбнулась.


        Юная, живая и сверкающая, ярким вихрем неслась она  на долгожданную встречу со своими любимыми, с собой, понявшей то  главное, для чего она пела, играла, любила в том мире.
               
                * * *

         А в этом мире бушевала сумасшедшая весна 1992 года.
 
         На последнем этаже одного из домов самой богатой и тщеславной улицы Парижа,  в своей квартире-музее, возле окна, в инвалидном кресле замерла в вечности старая  женщина.
         С выражением счастья на лице.