Старый клуб

Валентин Киреев
на фото киномеханик Денисов Иван Павлович с супругой.

КЛУБ — ЭТО РАДОСТЬ, ПОДЖИДАЮЩАЯ ТЕБЯ ВЕЧЕРОМ!
Вспоминаешь старый клуб и наполняется сердце светлыми чувствами о том времени, когда все было первозданно просто, искренне...
Какие были добрые, душевные фильмы в то время!               
Искренне переживали, смеялись, вместе сражались за родину.
Как угорали над комедиями - «Самогонщики», «Кавказская пленница», «Деловые люди», «Карнавальная ночь», «Волга-Волга»...
Воевали с «Неуловимыми мстителями», «Чапаевым», «Бумбарашем», защищали «Брестскую крепость».
С «солдатом Иваном Бровкиным» уходили в армию и ехали на целину.
«Шагали по Москве» с Никитой Михалковым...
Сверяли свою жизнь с героями фильмов. Брали с них пример. Восхищались или осуждали, были причастными к жизни великой страны.
Расходились по своим краям и улицам, переживая за киношных героев.
Сколько семейных пар соединил первый поцелуй, когда он проводил её из клуба до калитки!

Станица. Клуб. Сеанс последний
И сердце гулко бьёт в груди.
Живет на улице соседней,
Кого мечтаю проводить.

Не знаю даже, как сказать ей.
Все не решаюсь подойти.
Вот, впереди мелькнуло платье.
Вдруг скажет: нам не по пути.

От робости своей шалея,
Один по улицам бродил.
И до сих пор теперь жалею,
Что я её не проводил.

Кто знает, может быть она,
Тогда по мне вздыхала тайно.
Любовью жизнь была полна.
До слез обидно и печально.

Немного о истории жизни клуба с 1930-х годов...
Советская власть после революции старалась как можно скорее убрать атрибуты старого мира -  атаманское правление, купеческие лавки, церкви или приспособить их под нужды нового общества.
Как поется в революционной песне - «Мы наш, мы новый мир построим...»
В 1930-е годы решили  построить монументальный дворец культуры.               
В Малодельской было фото тех времен. У строящегося клуба нашии плотники.
Стоял он, если идти от красного магазина в сторону Кашаева моста, примерно в ста метрах. Справа от дороги.
Хорошо помню каким был клуб в 1950-е годы.
Вытянутое, высокое здание с глухой стеной кинозала со стороны улицы, крытое жестью.
Входишь с дальнего торца по широкому и высокому крыльцу в просторный чулан.
Потом в другой, где двери входа в зал справа и у них в углу пристрой кассы.
Прямо вход в длинную комнату. Там ряд столов для игры в шашки, домино, бильярд и в конце небольшая комнатка для выхода на сцену.
Сцена приподнята. В зале три ряда сидений на 200-300 человек. Был выход и со стороны улицы. Его открывали, когда заканчивался сеанс и люди потоком сходили со ступенек ближе к центру.
Рядом с центральным входом, справа, на высоте пристроена будка киномеханика. В будку поднимались по крутой деревянной лестнице, там были аппаратная и монтажная комнаты. Чуть в стороне от лестницы  кирпичный сарайчик, где стоял «движок» на случай пропадания света.
В отечественную войну в клубе размещались  идущие на фронт к Сталинграду воинские части. В 1940-е годы зав. клубом был Тапилин Василий Григорьевич.
Сколько воспоминаний связано с клубом?
Вот сижу на коленях родителей. Смотрим праздничный концерт учащихся школы.
На сцену выходит двоюродный братишка Миша  и запевает звонким голосом: «За Рогожской заставой», потом  одноклассница сестры Петрушина Надя грудным, бархатным голосом исполняет романс: «Что так жадно глядишь на дорогу».
Или выступают заезжие артисты и шелковый черный отрез из рук красивой женщины неожиданно поднимается вверх, влекомый каким- то шаром вырисовывающимся изнутри.
В 1950-х, начале 1960-х годов ещё не было телевизоров.
Как говорил Ленин: «Из всех исскуств, для нас важнейшим, является кино».
В послевоенные годы киномеханик на селе был в почете. Из райцентра почтовая машина привозила круглые контейнеры с пленкой. Киномеханик забирал их, узнавал название фильма. На побеленном листе фанеры крупными синими буквами писал название и вывешивал щит в центре на углу, напротив красного магазина.
Мы с Ванюшкой в обед выбегали из своего проулка на поворот Коровьей улицы, пытаясь разглядеть острыми глазенками, белеется ли афиша в центре? Если афиша была, мчались со всех ног узнать название.
Крутили обычно 2 сеанса. Детский в 17.00 за пятачок, какие-нибудь сказки или черно-белый о школьниках. Взрослый, летом в 20.00 за 20 копеек. Такие деньги в любой семье можно выпросить у родителей.
Киномехаником был Денисов Иван Павлович. Худощавый, веселый. Всегда в костюме с карманными часами. Перед сеансом заводил движок в будке, подавал электричество в клуб  и на киноаппараты.
Его  напарником был Чекунков Миша. Самый крупный, мосластый мужик в Малодельской, имевший необыкновенно басовитый, трубный как у слона голос.
Жил напротив Кусачки в половинке дома. Большой любитель выпить.
На индийские фильмы шли семейными парами под ручку, женщины с платочками вытирать слезы. Там обязательно в детстве сестры или возлюбленные разлучатся, а в конце фильма встретятся, и будут  в красивых одеждах долго и радостно танцевать под душевную музыку...
Когда привозили хороший фильм, у кассы теснились водовороты людей, и приходить нужно было на час раньше, чтобы успеть взять билет.
Кассиром работала Нефедова Люба, жившая неподалеку в Лягущевке.
В 1966 году показывали фильм «Председатель» и когда показали эротический кадр заголенной до бедра ноги, слазившей с печки Ноны Мордюковой, раздался восхищенный возглас Дробинина Сереги:
 «Ну не баба, а конь с яйцами».
И весь зал радостно хохотал над этой репликой.
В клубе был хоровой кружок, его вел учитель Киселев Петр Алексеевич.
Приходили и просто  играть в шашки, шахматы, домино, бильярд.
Когда организовали кружок по изучению киноаппаратуры, из нашего класса записались несколько ребят. Постепенно все отсеялись и остались мы с дружком Блохиным Иваном. Учились перематывать кассеты. Иван Палыч показывал, а мы вручную, на столе, рукояткой шестеренчатого привода мотали десятиминутные кассеты (части) с конца на начало. Научились склеивать порванную пленку кадр с кадром. Заряжать кассету в киноаппарат. В аппаратной комнате стояли два киноаппарата в разных окошках. Пока один показывал одну часть, другой был заряжен следующей по очереди кассетой. Мы уже знали, когда кассета заканчивается и мелькнет в правом углу экрана белый кружок, нужно запускать соседний аппарат и быстро, незаметно для зрителей переключить изображение на эту кассету. Так как кассет было больше десятка, приходилось столько же раз включать и переключать киноаппараты. Заряжать кассету в остановленный аппарат. Так ходили и крутили кино, пока учились в девятом и десятом классах.
Я эти 2 года выписывал журнал «Советский Экран». Мир кино был не менее увлекательным и захватывающим, чем книжный мир. На обложках печатали фотографии красивых актрис. С интересом читал статьи о съемках новых фильмов.
Смотрел с друзьями фильм «Высота». Смеялись над трубачом. Как нелепо он ходил и трубил. Я даже стал показывать, как высоко он задирал ноги. В этот момент подлетела собачонка и до крови прокусила мне икру поднятой ноги. Воистину:
«Кому камедь, кому трагедь».
Ночью после кино шел один домой. О чем-то задумался. На углу у двора Ворониных сзади незаметно подкралась собака и громко  гавкнула у моих пяток. Я от неожиданности резко взлетел вверх, в воздухе перевернулся. Приземлился на карачки, лицом перед носом собаки и неожиданно для себя, рявкнул на нее. Она с испугу убежала, а я удивился своей непредсказуемой, животной реакции. 
Как-то на институтских каникулах с Дроновым Геной крепко выпили у Юры Толкунова самогона первача. Пошли в клуб на фильм «Ко мне Мухтар». Смотрю, и вижу на экране милиционер Ю. Никулин подняв руку с пистолетом, крадется за другим Ю. Никулиным с пистолетом в руке. Это меня так насмешило, что я вслух рассмеялся и вышел из клуба. Потом догадался, что это у меня двоилось в глазах.
Как-то собрались гуртом у клуба казаки погутарить, позубоскалить. Киномеханик Иван Палыч, как всегда в синем отглаженном костюме, худощавый весельчак, достал из нагрудного кармана пиджака старинные круглые часы. Откинул кнопкой крышку.   Похвалился:               
- Вот! Не часы, а хронометр! Поспорил в прошлом году с Мишей на литр, что за неделю  они и на минуту не отстанут. А что? Идут они точно, да ещё в кармане постоянная температура. По радио начинает пикать и на часах секунда в секунду.
Миша, его помощник, крупный, на голову выше всех, губастый мужчина в летах, покивал головой и сокрушенно подтвердил:
- «Проиграл».
Когда спрашивали, о чем фильм? Палыч с усмешкой отвечал:
-«Про шпиёнов, про бандитов, про любовь. Но в конце она на своем чулке повесилась».
Этот ответ удовлетворял любителей детективов, любовных историй, трагедий. Все шли на незнакомый фильм.
В фоейе сначала висел большой портрет генералиссимуса Сталина в зеленом мундире. Его написал наш учитель рисования Пахомов Василий Корнеевич.
После  21 съезда портрет сняли и повесили красивый плакат «Заповеди строителя коммунизма».
Помню и совхозные собрания с выступлением директора совхоза Киреева Тимофея Дмитриевича, парторга Филиппова Бориса Ивановича.
На праздники 7 ноября и 1 мая в клубе сначала шла торжественная часть, а затем концерт силами художественной самодеятельности.
Обязывали проводить станичные собрания в случае выхода новых законов о борьбе с тунеядством, пьянством.
В клубе проводили и встречи Нового Года с елкой, танцами, встречи выпускников. Убирали ряды в зале и танцевали.
Бывали у клуба и ночные драки, в основном с приезжими. То с шабашниками армянами, то пожалуют, правда редко, гастролеры из Атамановки, Березовки.
В наши школьные годы только в клубе или на стадионе можно было увидеть свою «симпатию». Приходить вечером на улицу, где она живет, даже в старших классах было не принято. Не удобно. Стеснительно. Увидят, да ещё за ручку, засмеют, задразнят. Не дай Бог родители заметят. Высмотришь свою симпатию в клубе среди девчат одноклассниц и дома вспоминаешь её улыбку.