Товарищ секретарь - гл. 9

Сергей Владимирович Рыжков
(продолжение)

9. После боя

Во вторник утром я приехал на работу раньше семи часов. Двор корпуса энергофака был пуст. В корпусе на месте дежурных, которые ещё не пришли, сидела Светлана. Вид у неё был значительно лучше, чем вчера вечером. Увидев меня, она поднялась, но разговор начал я.
- Света, всё хорошо. К-11 сдал экзамен по математике на "четвёрку". Он поступит.
Как я и ожидал, она часто заморгала глазами и я тут же сделал строгий вид и скомандовал:
- Отставить!
- Мне хочется сделать что-то хорошее для вас, но я не знаю что, – сказала она.
- Света, он сам сдал. Я не помогал. А хорошее вы уже делаете. Вы работаете со мной в одной команде. Сегодня я дам вам возможность сделать ещё одно хорошее дело. Вот вам ключ от шифровальной комнаты, – я отдал ей ключ, – соберите всех секретарей после развода абитуриентов и приступайте к обработке вчерашнего экзамена и составлению ведомостей. Постарайтесь чтобы к обеду ведомости висели на доске объявлений. Вчерашние абитуриенты скоро будут уже подходить.
Светлана закивала головой.
За час мы развели по аудиториям ещё семьсот человек абитуриентов и в 8:00, как и вчера, все семьсот приступили к решению задач по математике. О моих подопечных я должен был проявить заботу в четверг, а сегодня я фактически без дела слонялся по экзаменационным аудиториям и коридорам. Если ректор института дав мне поручение доверился мне полностью, то другие болельщики сочли нужным поинтересоваться результатами первого экзамена. Первым появился Виктор Степанович Меньшов.
- У вас как всегда всё строго по плану? – поинтересовался он.
- Абсолютно! – ответил я, утвердительно кивнув головой.
- Вот и пресса такого же мнения, – он протянул мне газету.
Я развернул её и увидел на первой странице под заголовком "Храм науки" статью о нашем институте, о приёмной комиссии, о вступительных экзаменах, – одним словом всё в точности так, как запланировала Третьякова. На одной из двух фотографий – абитуриенты в аудитории решают задачи по математике, на второй – я в своём кабинете.
- Действительно, подтвердил я, – и пресса такого же мнения. – А ещё что-нибудь есть у вас? – спросил я Меньшова.
- Увы… – ответил он и развёл руками.
Мне показалось, что рейтинг его немного снизился. Ведь получилось, что я сделал первый успешный ход в весьма непростом деле, пресса освещает наши успехи, а он до сих пор не смог в своём собственном ведомстве выяснить что за эксперимент будет проведён у нас в четверг.
В кабинет вошла Жанна.
- Валентин Георгиевич, к вам пришли. Просят выйти.
Я вышел к дежурным, стоявшим у входа и увидел того человека, который недавно утром принёс мне номерной знак моей машины. На этот раз при нём была пачка газет. Я попросил дежурных пропустить курьера и тот занёс в мой кабинет эту пачку.
- Я разнёс по пачке в каждый институт, – начал он, – и раздал по деканатам и кафедрам, а также в приёмные комиссии и библиотеки. Кроме этого занёс в департамент образования, РОВД, ГАИ. А эта пачка вам. Распорядитесь по своему усмотрению. И ещё. Ольга Владиславовна просила узнать как у вас дела.
- Передайте, что у нас всё в порядке, – ответил я.
Я проводил курьера и вышел во двор. Перед входом в корпус я увидел молодого человека. Стоял он неподвижно, на его лице была заметна озабоченность, и мне показалось, что я его знаю. Я стал вспоминать где я мог его видеть. Да! Просматривая личные дела абитуриентов, подавших документы на "Автомобили и автомобильное хозяйство" я видел его фотографию. Александр Смирнов.
- Саша, ты что хотел? – окликнул я его. Тот удивился тому, что я знаю его, да ещё и по имени и подошёл ко мне.
- Откуда вы меня знаете?
- Ты ведь поступаешь на специальность, где работаю я, потому и знаю.
- А когда оценки будут?
- Ближе к обеду. Ты рано пришёл. Проверка работ закончилась вчера поздно ночью. Приёмная комиссия сейчас занята подготовкой экзаменационных ведомостей.
- Я то ничего. Родители больше волнуются.
- Хорошо, подожди здесь, я сейчас узнаю.
Я направился в шифровальную комнату. Светлана уже собрала там всех секретарей и дешифровка шла полным ходом. Мне не составило большого труда разыскать письменную работу Александра Смирнова. В конце работы преподавателем была выставлена оценка "хорошо". Когда я сообщил Александру его оценку, тот расслабился, с его лица исчезла напряжённость.
- Как вы думаете, я поступлю? – спросил он.
- Это зависит от тебя. Ты мне скажи, почему ты выбрал эту специальность?
- Мне нравятся автомобили.
- Что значит нравятся? Любишь смотреть на красивые блестящие иномарки, и твоя комната в доме завешана вырезками из журналов?
- Красивые автомобили мне, конечно, нравятся, но не это главное.
- А что тогда главное?
- Мне интересно знать как устроены их узлы, как они работают, и почему они иногда не хотят работать. Иногда вижу как возле машины стоит человек, его машина не хочет ехать, а он ничего не может сделать.
- Многим, Саша, это и не нужно знать. Если человек художник, он пишет картины. А автомобиль для него – просто средство передвижения. Как рейсовый автобус. Если его машина начинает капризничать, он обращается к специалистам.
- Я хочу стать таким специалистом.
- Раз хочешь, значит станешь! А с чего началось у тебя это увлечение?
- С велосипеда… Потом помогал отцу ремонтировать "Москвич".
- Значит у тебя уже и небольшой практический опыт имеется?
- Небольшой имеется.
- Значит поступишь.
Я попрощался с абитуриентом и вернулся в свой кабинет. "А ведь именно таких вот ребят нам катастрофически не хватает в институте, – подумал я, – именно таких! Ведь не секрет, что многие оказываются в числе студентов по протекции или банально через взятку. Мой "сводный список" не подлежит обсуждению, и его реализация – это всего лишь способ не испортить отношения с власть предержащими, отвести неприятности от трудового коллектива института и от его администрации. И я, и Валерий Владимирович прекрасно это понимаем. Мы также понимаем то, что в результате этого в числе студентов могут оказаться слабые, плохо подготовленные ребята и девчата, которые закроют путь к образованию для таких, как Саша Смирнов. Ведь если встанет выбор, то Саша будет отброшен в сторону безапелляционно. Так что же мы делаем? Полезное дело, или вредное?
Или объяснить всё это тем, что в природе выживает сильнейший? А в обществе разумных существ это правило актуально? Тогда что считать силой? Хорошие знания абитуриента, которые мы во всеуслышанье провозгласили главным фактором при конкурсном отборе, или родственные связи абитуриентов с власть предержащими, которые мы не провозгласили никак, считаем не имеющими никакого значения и в то же время искусственно присваиваем им столь высокую значимость, что абитуриент, становится фактически недосягаемым ни для кого и проходит вне конкурса.
Свихнуться можно от этих мыслей…
Я на собственном опыте дважды уже убедился во время сессии, что игнорировать полностью "родственный фактор" – это значит вредить себе самому, или пытаться стать героем среди заурядных личностей. Люди этого не прощают. Ведь даже по прошествии нескольких лет кое-кто из тех, кому я отказывал, не здороваются со мной или делают это сквозь зубы. Напряжённость отношений не проходит. Хотя студент-двоечник, из-за которого получился конфликт, уже давно закончил учёбу, получил диплом и трудится во благо себя. Так стоило ли ломать копья из-за какого-то зачёта или экзамена? Ведь результат явно отрицательный!
Ведь Олег Третьяков тоже поступит в институт, не смотря на то, что он слаб в математике и в прошлом совершал уголовные преступления. Ведь я уже смирился с этим. Может и правильно? Может это наиболее правильное компромиссное решение? Именно компромиссное! Каждая из сторон имеет какие-то потери, но результат в общем и целом устраивает всех".
Я налил минералки в стакан и выпил.
"Вот что я сделаю! Я сам недавно говорил Светлане, что мы не сможем обогреть весь мир своим теплом. Надо это понять и смириться. Но помочь хорошему человеку, который встретился на пути, который нуждается в помощи, или в поддержке, нужно обязательно. Ведь Саньку Смирнова могут завалить на физике. Ну, например нечаянно. А нужно чтобы он поступил. Кому нужно?... Мне нужно! Он мне никто, но мой двадцатилетний опыт говорит, что такие люди, как он, должны учиться в нашем институте в первую очередь! Что отсюда следует? Отсюда следует, что я проведу его через два других оставшихся экзамена. Парень он, похоже, способный, но подстраховать его, защитить от случайностей нужно!"

(продолжение следует)