Интервью с купюрами... К 80-летию А. Делона

Елена Грислис
            Речь пойдет об актере, которого называли главным покорителем женских сердец или секс-символом 60-80 годов двадцатого века. Сегодня такими словами бросаются направо и налево... А тогда мы могли назвать лишь несколько имен. И чтобы считаться таковыми, нужно было иметь такое "животное" всепобеждающее притяжение, (обличенное нынешним  понятием "харизма"), которое смогло бы не только покорять, но и помогать преодолевать людям комплексы их несовершенств. Итак, речь пойдет о знаменитом французском актере Алене Делоне - настоящем земном красавце-мужчине, сумевшем без всякого на то особенного призвания, а также специального образования, занять - после смерти гениального Жерара Филипа - главное место в мире французского кино.

Искатель  приключений,
Любовных драм поэт.
Глаз голубых свеченье,
Холодных как кастет.

Мир гениев, великих...
Как ты в него попал?
Красавчик и вояка -
Двадцатого  "тюльпан". (ЕГ)


                1. Трудный ребенок.


            Ален Делон родился 8 ноября 1935 года в южном пригороде Парижа, Со, департамента О-де-Сен (Верхняя Сена). Детство Делона прошло в небольшом городке Бур-ла-Рен, куда родители Алена переехали за несколько лет до рождения сына. Отец его был владельцем местного кинотеатра, мать была по специальности фармацевтом, но работала контролером в кинотеатре у отца. Тот был не европейцем, а островитянином - корсиканцем. Происхождение жителей Корсики, к кому принадлежал сам Наполеон Бонапарт, до сих пор не поддается анализу. Этническую основу этого народа составили племена корсов, происхождение которых неизвестно.На протяжении же многих веков  корсиканцы смешивалось с греками-византийцами, готами, франками, лангобардами... Наверно, именно ввиду того, что предки отца Алена были "людьми океана", этот синеглазый паренек, начиная с фильма "Искатели приключений", всегда представлялся мне морским волком с душой авантюриста-пирата.  Море напоминали и его изумительно красивые  синие глаза, не выцветшие и в восемьдесят лет.    

         Его отец ушел из семьи рано, когда мальчику не исполнилось еще и трех лет.  Мать, выйдя замуж, решилась временно передать ребенка в руки совершенно чужих людей.  Заботу об Алене решено было поручить кормилице, мадам Неро. Супруги Неро жили в небольшом доме, располагавшемся в двух шагах от тюрьмы Френ, её муж работал сторожем в этой тюрьме. О годах, проведённых с этими людьми, актёр вспоминал с теплотой: «Эта приёмная семья была и моей семьёй, здесь ко мне относились с подлинной сердечностью. Именно тут были пролиты первые детские слёзы». Гибель этих супругов была первым ударом в его дальнейшей непростой судьбе. В родительский дом Ален вернулся, но основы характера были заложены  именно в этой семье, а не под родительским кровом. Ласки матери ему явно не хватило... Наверно, оттого он будет верить, но с оглядкой, любить, но не до конца.

           Двойственность свою он преодолеть так и не смог. Возможно, это главное, что не роднит его с человеком, которым он всегда искренне восхищался - Жераром Филипом. И дело тут не только в разности дарований: если последний вспоминается  ангельским подобием, излучающим очарование, нежной мечтой... чем-то инопланетным по своему внутреннему и внешнему совершенству, то Ален Делон, напротив, воспринимается совершенно от жизни, которую он прожил "на полную катушку", беря от нее все, что она могла дать.

         Получая с детства оплеухи, он понимал, что "ужасный ребенок" это не счастливый ребенок. Будучи не раз отчисленным и переходя из школы в школу, он не мог не чувствовать себя отверженным. И как-то прорвалось: "И у отца, и у матери были новые семьи. Рождались новые дети, появлялись сводные братья и сестры. Всегда хотелось, чтобы к тебе относились, как к ним. Но так не получалось. Лучше не иметь семьи вовсе, чем скитаться между двумя".
Отчим Алена, мсье Булонь, был мясником. Ему актер обязан единственным дипломом, которым располагает по сей день, – дипломом училища Конфедерации колбасников Франции и колоний.

         Ему пришось работать и колбасником, развозя заказы, и побывать рекрутом, участвуя в войне в Индокитае, кстати, в частях морской пехоты.  Причем, матрос Делон был недисциплинирован, наказания следовали одно за другим и он закончил службу на гауптвахте. После службы пришлось общаться и  с криминальными кругами, и даже попасть под подозрение, когда на пике славы в его доме был найден убитым Стефан Маркович, его друг и телохранитель. "Школа выживания" научила его тому, что в любом деле важен шанс и главное – суметь им воспользоваться.


                2. По следам кинолент.


               Огромная слава и признание с первых шагов на артистическом поприще... Как это все могло случиться в жизни недостаточно образованного человека, без учета, правда, одного обстоятельства, что он, по его же выражению,  умел прилично нарезать ветчину и приготовить паштет?

               Здесь немаловажное значение имел и характер, и та среда в которой он проявлялся. Вот перед вами образцовый официант, работающий по настоянию матери на Елисейских полях. Только вот... образцовый ли? Не стерпев грубого оклика боса как-то запускает в того белой форменной курткой и уходит из заведения, поклявшись прославиться.

              Полукриминальные  личности в его окружении часто соседствовали с богемой. Делон посещает бары и клубы, куда захаживают такие люди, как Борис Виан, Жюльетт Греко и сам Жан-Поль Сартр. Соседство не проходит бесследно: он жадно впитывает их разговоры, стремясь хоть что-то понять... Появляются новые знакомые, уже из мира искусства, которых как магнит притягивают его необычайной синевы глаза. Женщины не могут устоять под их взглядом... Начинается его первый роман с актрисой, уже известной в Париже Брижит Обер. Она раздумывает об актерском будущем Делона, отводит его к педагогу Симоне Жарнак. Та с хода отклоняет его кандидатуру, уверяя, что красавчик совершенно безнадежен по части таланта.

            Но полностью войдя в азарт арт-тусовки Делон начинает обнаруживать в себе таланты чуть ли не Жульена Сореля. Вот он с одним из своих друзей делает "ход конем" и весь затянутый в черную кожу отправляется  на шикарном кабриолете на Канский кинофестиваль и там  встречается с Гарри Уилсоном, голливудским воротилой, вербовавшим молодых талантов для самого Дэвида Селзника, продюсера «Унесенных ветром». Правда, предполагаемый семилетний контракт не был заключен, "отговорил" ставший в курсе французский режиссер Ив Аллегре и тут же предложил  роль в своем фильме «Когда вмешивается женщина» (1957). Что требовалось и доказать... Позже, один из приятелей вспомнил, как
об этом тогда думал сам будущий актер: «Он старался сделать так, чтобы нужные люди в него влюбились, чтобы потом их использовать. Это его забавляло». И действуя подобным образом, он становится абсолютным рекордсменом среди звезд по скорости карьеры.         

          Вслед за первым фильмом, последовали историческая мелодрама "Кристина", комедия "Слабые женщины" и другие.  За два года было сыграно шесть ролей, которые определяют его первые шаги в кино и постепенно превращают беспутного шалопая и неуча в любимчика фортуны. Он понимал, конечно, что это не настоящая слава, разве что оказались, наконец, востребованными его уникальные природные внешние данные. Причем, Делона никогда не именовали впоследствии лицом поколения, какими были Жерар Филип, а затем Трентиньян и в какой-то степени  Бельмондо.  А вот "лицом французского кино" Делон стал с первого же появления на большом экране. Удивительно, но ему не надо было ничему и ни у кого особенно учиться, так как он играл, как привило, самого себя.

              Но все же большие режиссеры его многому научили, а главное - поверили в него.Не имеющий специального образования Делон постигал актерское мастерство прямо на съемочной площадке.  В этом плане таким большим началом стала роль мистера Рипли в картине Рене Клемана «На ярком солнце». «Забудь сценарий и играй, как хочешь. Выпутывайся, или попадешь за решетку», – напутствовал знаменитый режиссер. В исполнении Делона этот персонаж Патрисии Хайнсмит заслужил в прессе характеристику «Жюльена Сореля 1960 года».

               Конечно, в фильме "Черный тюльпан"(1963г.) он не смог повторить мировой успех легендарного Фанфана ХХ века - Жерара Филипа. Зато в фильмографии Делона без перерывов следуют шедевры «Рокко и его братья» и «Леопард» Висконти и «Затмение» Антониони. Сильные работы были у актера и позже, но эти труднейшие роли, вошедшие в учебники по киноискусству, он создал именно в самом начале своей карьеры. Причем он не повторялся, играя абсолютно разных людей – от аристократов до пролетариев, от подонков до жертвенных романтиков. В «Рокко» Делон вышел на ринг, как кумир детства – Сердан. Эта роль была нелегкой чисто физически. Он падал в обморок на площадке.

              До конца 60-х он ищет «свой» образ, пока не «забронзовеет» в ролях полицейских «с душой самурая». В его послужном списке останутся такие удачи, как неприкаянный герой «Двоих в городе» (где партнером был сам Габен), и  трагический «Мсье Кляйн».Эти фильмы мне особенно врезались в память, особенно психологическая драма "Двое в городе".

           В 1970-е годы Ален Делон снимается в многочисленных боевиках и триллерах в образах гангстеров-одиночек, а потом и в роли бравых и не очень полицейских. По просьбе маленького сына Делон наденет и маску Зорро, которая его прославит на весь мир. В 1980-е годы Ален Делон продолжал сниматься в детективах, несколько расширив репертуар: сыграл в советском фильме "Тегеран-43" и в немецком "Любовь Свана". В 1981 году он дебютировал в роли режиссера. Но кинозритель больше не восторгался Делоном, а тот все реже появлялся на киноэкране, жалуясь на отсутствие хороших сценариев.

         В своем последнем интервью на неизбежный вопрос о любимых ролях он отвечал уклончиво: "Таких ролей у меня, как минимум, дюжина. Я не могу обойти ни «На ярком солнце» Рене Клемана, ни «Рокко и его братья» и «Леопард» Лукино Висконти, ни «Бассейн» Жака Дере... Мои отношения с Висконти были основаны на уважении, но впервые прославился я именно в картине «На ярком солнце» Клемана. Потом у меня был потрясающий «итальянский период», после которого появился Жан-Пьер Мельвиль и его «Самурай»... Сегодня никого нет равного по уровню этим режиссерам... Работу с гениями я не воспринимал как чудо. Только потом начал понимать, насколько мне повезло".
По поводу современного кино у Делона нет иллюзий: по преимуществу оно ему не нравилось.


                3. Личная творческая жизнь.


       Вся долгая жизнь Алена Делона  наполнена чередой страстных, умопомрачительных романов, не обязательно оканчивающихся браком. В 1958 году на съемках фильма "Кристина" начался роман Алена Делона с молодой австрийской киноактрисой Роми Шнайдер. 22 марта 1959 года они обручились. Европейская пресса называла их самой красивой парой, появились также сообщения о скорой свадьбе влюбленных. Однако, ко всеобщему удивлению, пробыв женихом и невестой шесть лет, Роми и Ален расстались.

           Для Роми Шнайдер это стало трагедией: «После измены Алена я была уничтожена, растеряна, унижена. Если бы это зависело от меня — я бы никогда его не оставила... И раньше были моменты, когда я говорила себе: пора кончать! Но у меня не было сил. Я очень любила его и все прощала. Ни о чем не жалею. Но боже сохрани еще раз испытать такое — я не переживу! Постараюсь сохранить в памяти только самое дорогое, самое лучшее...» Роми до конца своих дней так и останется «вечной невестой» Делона, несмотря на свои последующие замужества.

             Однако, в 1968 году  вместе со своей бывшей возлюбленной , он еще снялся в одной из главных ролей в криминальной драме "Бассейн". В 1982 году Роми Шнайдер не стало. На вопрос о том, кого из многочисленных партнерш по экрану он вспоминает чаще всего, Делон назвал именно ее имя. "Роми была восхитительной женщиной и актрисой. Я до сих пор скучаю по ней. Не могу пересматривать наш фильм «Бассейн» - рассказывал он и в глазах его блестели слезы.. И на вопрос, что такое любовь, он всегда отвечает: "Любовь - это Роми".

"Любовью муз обязан,
Среди которых нет
Той, с кем судьбою связан
Был я немало лет.

Она - моё созданье.
В ней - истина моя.
Пусть Смерти покаянье
Ответит вам - кто я!" (ЕГ)

           В 1964 году Делон женился на французской фотомодели, актрисе Натали Бартелеми. Их первый совместный фильм «Самурай», снятый Жан-Пьером Мельвилем, пользовался большим успехом. По его собственному признанию, она очень напоминала ему мать, тепла которой так не хватало в детстве. И все же прожив четыре года в браке, Ален и Натали развелись. От этого брака остался сын Энтони, 1964 года рождения, которого Ален Делон и считает своим первенцем.  Но есть и другая правда, которую артист до сих пор не находит нужным признавать: в 1962 году немецкая певица и актриса Нико  родила сына, объявив отцом Алена Делона. Его имя Кристиан Аарон «Ари» Пэффген. Интересно, что этого, по сути, первого ребёнка артиста, вырастили большей частью его родители, дав ему и свою фамилию Булонь.

 В 1969 году на съемках ленты «Джеф» Делон встретил новую возлюбленную — актрису Мирей Дарк. В ней он нашел и любящую мать, и прекрасную любовницу, и верную соратницу.  Она станет помощницей Делона по бизнесу в сферах производства духов и готового платья. Она была менеджером и гражданской женой артиста. Ее человеческие достоинства высоко ценил его сын Энтони.          Советские и российские зрители могут узнать Мирей Дарк в двух лентах Ива Робера «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972) и «Возвращение высокого блондина» (1974). В этих фильмах она сыграла подругу «высокого блондина» — Ришара, став   популярной. Мирей Дарк - Рыцарь Ордена Почетного легиона Франции.

           Но и этот брак знаменитого сердцееда не выдержал проверку временем. Разрыв с Аленом Делоном, который бросил актрису в начале 80-х ради молодой Анн Парийо, явился для нее большой травмой. В 1983 году после почти пятнадцатилетнего  периода замечательного партнерства пара Дарк-Делон распадается. Но доброго и плодотворного оказалось настолько много, что Мирей и Ален и после расставания сохранили дружеские отношения. Спустя много лет Делон и Дарк опять столкнулись на съемочной площадке телесериала «Франк Рива», в 2003 году. С сентября 2006 по июль 2007 года Алена Делона можно было увидеть на сцене театра «Мариньи», где актёр вдвоём с актрисой и своей бывшей возлюбленной, Мирей Дарк играл спектакль по произведению английского писателя Роберта Джеймса Уоллера «Мосты округа Мэдисон».
 
        В 1987 году Делон познакомился с 21-летней голландской манекенщицей Росали ван Бремен, живущей в Нидерландах. Между Росали и Аленом случился роман, переросший во второй гражданский брак актёра. Росали подарила Делону двоих детей — дочь Анушку (р. 1990) и сына Алена-Фабьена (р. 1994). В 1997 году Ален и Росали расстались. Надо отметить, что из всех перечисленных детей артистическую карьеру избрали сын Энтони и дочь Анушка.



                4. Немного политики.


       И возвращаясь опять к одному из последних интервью прославленного киноактера... Ален Делон называет себя французским патриотом, поклонником Наполеона и Шарля де Голля, а также личным другом националиста Ле Пена, взгляды которого он разделяет, но активно на выборах не поддерживает. В интервью "Фигаро" в 2013 году Делон назвал противоестественной гомосексуальность и выступил против разрешения однополым парам усыновлять детей.

       И, наверно, такая тревога и боль за свою родину не родились в одночасье. Ален Делон  вспоминал о том, как отклонил когда-то предложение компании «Парамаунт» остаться на ПМЖ в Америке:
 «Я прожил там два года, мой сын Энтони родился там, я снялся в нескольких американских фильмах... Я не имел ничего против Америки, но жить мне там не нравилось. Жить я хотел только в Париже!»

           На вопрос о своих политических взглядах мсье Делон отвечал, что политикой особо не интересуется. Но нельзя не вспомнить его искреннюю поддержку генерала Лебедя на выборах в губернаторы Красноярского края в 1998 году. В отклике соболезнования на его смерть, Делон напишет:"Между нами были не просто дружеские отношения, это было военное братство. В качестве волонтера я воевал в Индокитае в середине 50-х. ...Мы поняли, что нас роднит: он и я - мы солдаты. Генерал и солдат. Я тоже считал себя солдатом. И мы настоящие мужчины. Наши отношения пример настоящей мужской дружбы".

            Да и сегодня артист просто не может оставаться в стороне от политики, которой казалось бы не принадлежит. Он всегда поддерживал своего друга Саркози, а социалистов, наоборот, не поддерживал, из чего можно было заключить, что Олланд не в его вкусе. «Только в двух профессиях люди никогда не уходят на пенсию, - шутит Делон. - Это актеры и политики!».


*     *     *

В целом, жизнь этого артиста была полностью востребованной и на редкость удачной. Его снимали главные режиссеры эпохи — Висконти, Клеман, Антониони. Они буквально вылепили из него актера, считают кинокритики. "Рокко и его братья", "Затмение" и "На ярком солнце" стали классикой мирового кино. Делон снялся в 89 фильмах и закрыл за собой дверь, став актером эпохального масштаба. Достигнув мировой  славы артиста, он смело заявил о себе как режиссёр, продюсер, сценарист. Его заслуги отмечены званиями кавалера и офицера "Ордена Почетного легиона". Со времен Наполеона принадлежность к ордену является высшим знаком отличия, почёта и официального признания особых заслуг во Франции.   

        На Первом канале ТВ накануне юбилея артиста 7 ноября с.г. вышел фильм «Ален Делон. Уникальный портрет», который позволил еще раз  заглянуть за эту маску и узнать человека, который за ней скрывается. Я поняла, что сейчас, живя холостяком на своей вилле в Швейцарии среди любимых собак, он счастлив. Вот его слова:  "Скучаю ли я по работе в кино? Нет! Скучают те, у кого ничего нет. А у меня в жизни все было. Я прошел через все... Чем сниматься невесть в чем, лучше я буду жить своими воспоминаниями!"


                8.11.15



__________________

В эссе использованы фрагменты интервью,  данных Аленом Делоном, в частности,
размещенного в интернете в статье под названием "В моей жизни все было!": см. "Комсомольская правда", 7 Ноября № 127.7

На фото(из интернета): Ален Делон(слева) в гостях у будущего губернатора Красноярского края России  Александра Лебедя(справа).