Потенциал

Александр Махнёв
- Сколько вы не виделись? - спросила Рита, после практически часа безмолвной езды по автостраде.

- Почти десять лет, - не громко ответил я. - После университета я сразу уехал в Москву, а он куда-то на севера подался, то ли заработки, то ли за девушкой. Никто точно и не знал.

- И тут ты он объявился и крадёт большую часть нашего отпуска, - молодая девушка состроила кислую мину.

- Я не мог не откликнуться на его предложение. При этом сутки это не большая часть месячного отпуска. После него поедем на горячие источники. - украдкой я похлопал свою жену по плечу, стараясь не отвлекаться от дороги.

Мой старый университетский друг жил в уральской глубинке. Сам я, всю жизнь проживший в европейской части страны, редко мог довольствоваться такими красотами. Практически не тронутые человеком леса высокой стеной обступали дорогу с обоих сторон. То тут, то там деревья деревья резко прерывались, открывая проезжающим мимо путникам взглянуть на редкие уральские деревеньки, которые чаще всего располагались у небольших речушек.

Алексей объявился совсем недавно, после многолетнего отсутствия он вышел со мной на связь около месяца назад. После недолгих пламенных речей я уговорил его принять нас с женой в гости. И вот, лето, отпуск, мы едем на арендованном автомобиле по незнакомой местности, в двух тысячах километрах от дома.

Телефон вдруг зазвонил.

- Да? - я взял трубку. - Хорошо возьмём… Думаю ещё час… Давай, до скорого.

- Алексей?
- Да. Попросил взять вина к мясу.

Дальше снова ехали молча. С Ритой я познакомился два года назад, Она, ещё тогда студентка университета. пришла к нам в компанию на практику. Меня назначили её руководителем, вот только в компании я теперь не работаю, а она так и осталась быть всегда рядом. Всегда понимающей с полу слова когда это нужно, но любящая порой строить из себя глупышку.

Мы подъехали по нужному адресу. Старый деревянный дом, совсем небольшого размера. Заросший густой травой палисадник перед домом был ограждён невысокой оградкой, с местами отсутствующим штакетником. Забор переходил в такую же деревянную ограду, опоясывающую довольно большой участок, с баней, такой же небольшой, как раз под стать домику. Я нажал на гудок.

Из-за дома выбежал худой парень в одних шортах. Это был Алексей.

- Саня! - закричал он.

- Лёха! - крикнул я ему в ответ, выходя из машины.

Через двадцать минут мы уже были в доме, сидели за накрытым столом. Шашлыки, вино, овощи, зелень. Всё что и полагается для обыкновенного деревенского застолья.

Алексей жил не один, с ним вместе жила его гражданская жена, Даша. Как выяснилось из расспросов, они уже полтора года как пытаются расписаться, но либо времени нет, либо денег. Так и живут вместе уже больше пяти лет. Детей у них, как и у нас ещё не было.

Через час безостановочных разговоров, девчата убежали на кухню болтать о своём, о женском. Мы же в свою очередь, решили прогуляться до реки, которая текла совсем недалеко.

- Как тебе тут? - начал я разговор, когда мы отошли на приличное расстояние от дома.

- Нравится, я ведь тут уже давно. Работа в школе не такая уж и пыльная, деткам информатику преподаю, в принципе платят не плохо, на жизнь хватает.

- Но как же твоё прошлое? Ты был одним из лучших учеников на факультете, получал кучу стипендий, участвовал в исследованиях, член молодёжного правительства, лейтенант запаса, мне ещё дальше перечислять твои титулы? Человек с громадным потенциалом, как ты можешь довольствоваться такой жизнью?

Друзья шли дальше молча. Дойдя до берега оба сели на ржавую нагретую солнцем рельсу, любезно оставленную кем-то для случайных посетителей. Где-то вдали орала лягушачья стая.

- Ты знаешь, неудачи они ломают. Одна, две, три, это ничто, но когда ты проваливаешься в сотый раз, это рушит всё вокруг, - Алексей закатал рукав рубашки. - Смотри. Я пытался покончить с собой. Я устал пытаться. Дашка вовремя нашла меня тогда. Ещё чуть-чуть и я откинул бы копыта.

- Ты ведь стойко всё встречал в университете.

- Сотня, это не иносказательно.

Разговор опять утих. Спокойная узкая речка, едва имевшая пять метров в самом широком месте, поворачивала невдалеке и терялась в густом хвойном лесу с одной стороны. Скалистый берег с другой, поворачивал вместе с руслом.

- Знаешь, - Алексей вновь прервал тяжёлое молчание. - Я сильно привык к этой мирной жизни. Детки в школе любят меня. Я люблю их. Это умиротворение оно захватывает тебя. Амбиции, наполеоновские планы, всё это исчезает. Потенциал этот тут вообще никому не нужен, можешь работать - работай... Я не вернусь в столицу. Ты ведь за этим приехал?

- Да. - я неловко опустил глаза.

- Мир слишком жесток, я с этим не справился.

- Но почему тогда я справился? Успешный бизнесмен, но в университете учился на тройки, нигде ни в чём не участвовал, самое моё большое достижение за учебное время это соревнование фотографий, которое меня попросили организовать в профкоме, чтобы закрыть экзамен. Как я смог выжить там?

- Твой пофигизм, который включается и отключается когда это нужно. - ответил мой  друг, немного подумав. - Ты всегда славился этим.

- Наверное, - я кинул в реку камешек, найденный под ногами. - если ты всё же надумаешь - мой телефон у тебя есть, мне нужен компаньон в новый бизнес, связанный с наукой. Я подумал тебе это будет интересно.

- Спасибо, конечно. Но я вряд ли соглашусь. - Алексей тоже запустил камень в реку.

Просидев в тишине ещё минут пятнадцать, друзья отправились в обратный путь. Возле дома они оказались совсем быстро. Из окна уже горел свет. Я остановился в нескольких метрах от дома.

- Ты чего? - спросил Алексей обернувшись.

- Бороться и искать, найти не сдаваться, это ведь был твой девиз когда-то.

Алексей вздрогнул. Он не смог ничего ответить. Мы молча вошли в дом. Весёлые девушки с улыбкой встречали нас.

Тихая ночь захватила маленькую уральскую деревушку. Ночь была тёмная, созвездия северного полушария вместе с полной луной, игриво наблюдали с небес за спящими людьми. На пороге своего дома, в одиночестве в одних шортах сидел худой мужчина средних лет. Его освещала лампочка, одиноко свисавшая с крыши. В руках у него была толстая папка. Грамоты, дипломы, аттестаты, награды всех мастей, к каждой из них была прикреплена фотография с каждого мероприятия. Счастливое лицо мужчины, счастливые лица его друзей отражались в мокрых от слёз глазах.

Утром уже нужно было прощаться. Девочки кокетничали возле машины, а мы стояли напротив друг друга и молчали. Алексей протянул одну руку ко мне, а второй обнял меня за плечи. Украдкой он шепнул мне на ухо.

- Сволочь! Я свяжусь с тобой.

Я ничего не ответил, только улыбнувшись кивнул ему в ответ. Через несколько секунд мы уже на высокой скорости неслись от этих красивейших мест.

Машину в дальний путь провожала пара “горящих” глаз.