Ценитель Пушкина

Елена Суханова-Громова
Некий господин – очень большой почитатель Пушкина – зашёл однажды в туристическое агентство, собираясь взять путевку куда-нибудь в Царское село или в Пушкинские горы, а может по иным, связанным с именем великого поэта, местам. Долго он стоял перед стендами, выбирал куда же съездить, пока девушка, работница агентства, не предложила:
– Есть путёвка в прекрасное место: к самому синему морю. Вы познакомитесь с реальными героями пушкинской сказки «О рыбаке и рыбке», увидите настоящие чудеса, великолепно отдохнёте. Да и просто там очень красиво.
Господин удивился, раньше он не слышал о поездках к самому синему морю. И, не размышляя долго, решил купить путевку, пытаясь представить себе насколько же настоящими могут оказаться пушкинские герои.
Сидя в комфортабельном, рассчитанном на долгие поездки, автобусе экскурсант предполагал, что на берегу самого синего моря, видимо, выступает группа артистов. Наверняка в декорациях представлены все запросы сварливой старухи. Однако не может же это стоить так дорого!
Но то, что перед неким господином предстало на самом деле, привело его почти в шоковое состояние.
Когда автобус подъехал к морю, экскурсовод, полная, несколько неприятная женщина, всю дорогу рассказывавшая о личной жизни русского поэта, предложила группе выйти на свежий воздух и прогуляться до деревянного помоста, построенного над пляжем:
– А сейчас вы сможете понаблюдать самое интересное.
С моря дул прохладный ветер, трепал волосы и одежду.
– Слева вы видите обычный пляж, – продолжала дамочка-гид. – Там сейчас мало людей (погодка и вправду не купальная), а вот справа вашему вниманию представлена груда камней. Это землянка, где, согласно Александру Сергеевичу «жил старик со своею старухой… ровно тридцать лет и три года».
Путешественники увидели, как из землянки вышли старик и старуха, в подобающих одеждах. «Так и есть, – хмыкнул про себя некий господин, – артисты». Ряженые приветливо помахали зрителям руками, радостно прокричали, по-видимому, слова приветствия, которых из-за расстояния и шума моря никто не разобрал. И тут началось представление!
Старуха села прясть свою пряжу, а старик побрёл к морю закидывать невод. В первый раз, как и ожидалось, пришёл невод с одною тиной, во второй раз – с травою морскою, ну а в третий – с одною рыбкой, конечно, золотою. В этот момент будто кто успокоил море, и подбавил громкости голосам. Все услышали, как рыбка предлагала старику откуп, а он отказывался. Но только вернулся старик к старухе, сразу услыхал: «Дурачина ты, простофиля!»
Дальше стало происходить что-то уж совсем волшебное. Сначала на глазах изумлённых зрителей ветхое расколотое корыто превратилось в новое. Причём к нему и близко никто не подходил. Просто сперва на песке лежали две половинки старые и побитые. А потом они слились и стали одним целым. Корыто заблестело новизной. После второй просьбы старика к рыбке на берегу, вместо землянки, вдруг появилась изба:
«… со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.»
Туристов, конечно, туда не пустили. А им хотелось всё посмотреть и даже потрогать. Спектакль меж тем продолжался.
Вновь направился старик к морю. Оно опять шумело и бушевало, впрочем, слова рыбки громче разносились над берегом: «Не печалься, ступай себе с богом».
И тут на песке вырос терем. Откуда только взялись слуги и богатая одежда на старухе, и жемчуга. Но в скором времени, правда по сценарию прошла не одна неделя, старухе надоело быть столбовою дворянкой. И, после очередной прогулки старика к морю, превратилась она в вольную царицу. Дворцовые палаты теперь простирались аж до самого помоста, и зрители могли дотянуться до расписных стен руками. Много появилось на берегу простых людей, челяди и грозной стражи с топориками на плечах.
К финалу старуха совсем взбеленилась, а старик всерьёз задумался, что же ему делать с проклятою бабой. Он пошёл за советом к рыбке под предлогом того, что старая теперь хочет быть владычицей морскою, и жить в Окияне-море. Тут весь дворец и люди мигом свернулись, посреди пляжа возникла землянка, а перед сидящей печальной старухой – разбитое корыто.
Зрители долго аплодировали. Старик и старуха, взявшись за руки, им кланялись, и даже рыбка махала плавниками из успокоившегося снова моря. Один лишь ценитель Пушкина стоял белее мела и не хлопал.
– Что это? – спросил он. – Фокусы в стиле Дэвида Копперфилда?
– Нет! – восторженно ответила гидэсса. – Вы даже представить себе не можете, как мы оказались восхищены, узнав, что в наше время, обычный рыбак поймал настоящую золотую рыбку. И всё, о чём рассказывала Арина Родионовна маленькому Александру Сергеевичу, смогло стать правдой. Рыбка, после некоторых… хм… уговоров, согласилась работать с этим рыбаком, и он затеял всё это, – она развела руками. – вы спросите: для чего ему устраивать представления, если можно просто попросить у рыбки чего угодно, и жить в своё удовольствие. Но сей рыбак артист в душе. Очень любит Пушкина. И вот теперь чудеса, о которых писал великий поэт, могут предстать перед нашими глазами, перед глазами всех его почитателей!
«Полный бред!» – решил некий господин.
Поражённый увиденным, он не сел в автобус, чтобы ехать обратно. Сказал, мол желает остаться на пару дней в маленьком городке на берегу самого синего моря. Ему, дескать, здесь очень понравилось.
А ночью этот человек явился на тот самый берег. Походил вокруг землянки, на двери которой висела табличка с часами работы аттракциона (прочитав столь кощунственное обозначение происходящего, господин брезгливо перекривился), потом подошел к морю. Глубоко втянул носом солёный воздух, и зло проговорил сквозь зубы:
– Золотая рыбка! Пушкин! Как можно превращать классику в балаган?! И она, могущественная рыба, пошла с ним на сговор?! Она же всесильна! Эй, ты! – закричал он. – Государыня Золотая Рыбка! Где ты там?
Рыбка сначала не поняла чего от неё нужно ночью, потом предположила, что туристов стало очень много, и теперь экскурсии проводятся даже в неурочное время. Потому поплыла…
И всплыла. Правда кверху пузом. Вместе со множеством другой рыбы. Некий господин еще в детстве баловался взрывчаткой.

Через несколько дней вершитель рыбьих судеб, ядовито улыбаясь, наведался в то самое туристическое агентство. Сказал, что хочет посетить берег самого синего моря еще раз. Уже знакомая девушка радостно откликнулась:
– Вам так понравилось? Мы очень рады. Но знаете, к сожалению, пока отменены поездки по данному маршруту. Это связано с… временными… неудобствами, – она морщилась, подыскивая слова, затем махнула рукой, – впрочем, неважно. Если будет желание, вы сможете повторить в любой другой раз. А сейчас могу предложить морскую прогулку. Тоже из сказок Пушкина: «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана».