Московский дворик. Москва. 1877 год

Римма Чибисова
Было начало лета. Теплое утро выдалось солнечным.

Василий Дмитриевич, только что вернулся из заграничной командировки, в которую, сроком на 6 лет, был отправлен в 1872 году от Академии Художеств, дабы основательно изучить произведения лучших европейских художников и тем самым получить большую свободу творчества. Изучая музеи Рима, Флоренции, Венеции и Неаполя, он, тренируя руку и взгляд, копировал произведения великих мастеров Возрождения и много писал с натуры.

Вот уже некоторое время Василий Дмитриевич был в Москве. Стеснять своего дядю, в доме которого он жил уже три недели, разумеется, представлялось не удобным, а посему основной задачей становился поиск места для дальнейшего проживания.

Потратив изрядное количество времени Василий Дмитриевич обошел уже несколько адресов, но пока найти что-то пригодное для найма не удавалось.

И тут, на глаза ему попалось объявление. Даже не объявление, а коротенькая записочка содержание коей, однако, вернуло в душу художника надежду.
В тексте значилось следующее: «На углу Дурновского и Трубниковского переулков, близ церкви Спаса на Песках в доме Баумгартен сдается в наем квартира…»

Василий Дмитриевич зашел по указанному адресу и вскоре уже слуга владельцев показывал будущему квартиранту обозначенный в объявлении объект недвижимости, находящийся в одном из флигелей усадьбы.
 
Квартира была небольшая, но уютная.
Из окна открывался прекрасный вид на тихий, заросший зеленой травой, дворик.
Едва взглянув на него, Поленов был очарован и долго не мог оторвать восхищенного взгляда.

По небу плыли легкие, почти прозрачные облака. Галки с криками летали над покосившимися пристройками и росшей возле них корявой березой. На веревке возле забора сушилось на солнце только что выстиранное и заботливо развешенное кем-то белье. Блестели в отдалении золотые купола церкви Спаса Преображения. И над всем этим возвышалось пронзительно синее, бездонное небо. Вот она – родная, патриархальная Москва, Россия, Русь!

Все пространство пронизано светом и лучится простой радостью, которую воплощает в себе сама жизнь. Это словно воспоминание из детства, светлое, родное, живущее в сознании каждого человека.

Захотелось тут же, не откладывая, запечатлеть все это. Тогда, взяв лист бумаги и карандаш, Василий Дмитриевич немедля сделал набросок, ставший впоследствии основой картины, которой суждено было сыграть важную роль в судьбе написавшего ее художника.

Годом позже, картина была отправлена Поленовым на 6-ю выставку Товарищества передвижных художественных выставок, которая была открыта в Северной Столице 7 мая 1878 года. И хотя, работа данная не успела попасть на выставку и экспонировалась только в Москве вне каталога, картина, имела оглушительный успех, что принесло ее автору не только известность и славу, но и звание родоначальника нового жанра «интимного пейзажа».

И кто знает, как сложились бы обстоятельства, а возможно и судьба самого художника, не обрати он внимания на коротенькое объявление о сдаче в наем небольшой квартиры близ церкви Спаса на Песках.

--
Фотография картины В.Д. Поленова "Московский дворик"
«Vasily Polenov - Московский дворик - Google Art Project» участника Василий Дмитриевич Поленов - EwFgf3K9mAQuyg at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада -