Догматы

Фсогов
                "Опора на знания губит веру."
                Афанасий, епископ александрийский.

VII.
Глава седьмая, повествующая о древнем знании, находящемся в полном соответствии с современными изысканиями физиков и других ученых, и обращающая внимание читателя на тот неоспоримый факт, что вне зависимости от имеющихся сегодня трактовок наблюдений реальности, когда-то предложенный Экклезиастом тезис о том, что "нет ничего нового под Солнцем", продолжает оставаться верным.
+
700. Послание.
        Постоянно являя собой пример ответственного лектора, Инопланетный Разум обратили внимание Элины и на другую, можно подумать, что несколько более сложную для понимания, чем высказанные
ранее, точку зрения. При этом выяснился и тот факт, что ИР хорошо изучили  историческое наследие человечества.
Ознакомившись с предложенным текстом, рассчитанным, конечно же, на подготовленного читателя, Элина уверилась во мнении, что почтеннейшим старцам уже тогда был известен ответ о происхождении и
об устройстве вселенной и они пронесли его во времени на протяжении многих лет кряду, и переубедить её с тех пор никому не удалось.
Несмотря на выраженную религиозную окраску текста, легко придти к выводу, что начертанное в равной мере относится к не религиозной сфере интересов человека, затрагивая важные вопросы таких
физических понятий, как "довселенское антипространство", "возникновение вселенной", "зарождение цивилизации" и щедро раздавая другие, неизменно точные философские формулировки.
        Не имеющие в других источниках аналогов по точности выражения мысли, ответы, свойственные ранним христианским философам, готовы преобразить простого человека во вселенной и открыть его вере и разуму новые горизонты.
Вобрав в себя уточняющие термины от физики, приведенное далее знание семнадцативековой давности никоим разом не изменилось, ни в смысле оного, ни в словах, после такой метаморфозы полностью
соответствуя и сегодняшним, научным, представлениям о рассматриваемых "сущностях" и "не".
       Как ответственный редактор, могу отметить, что традиционным добавлением станет короткое предостережение: "слабонервным и особо впечатлительным к прочтению не рекомендуется".
.
"Послание Александра, епископа александрийского, к Александру, епископу константинопольскому", год 325 Р.Х.
приводится с сокращениями и комментариями.

"Yпостась Его непостижима для всякого сотворенного естества, также как непостижим и сам Отец; и это потому, что образ рождения Богом Отцом Сына Божия превышает понятие всякой разумной твари."
примечания и комментарии, 2015:

Отец - включает в себя вселенское пространство-время;

Yпостась Его - ижица написанная в оригинальном наборе первой буквой делает слово "Ипостась" похожим одновременно на греч. "Мюпостась" или даже "Yпостась", декларируемая сущность вселенского пространства-времени, от самого момента творения вселенной до нынешнего, непостижимая разумом в полной мере;

образ рождения - вся совокупность предпосылок, все события на временной линии, приведшие к рождению;

Сына Божия - сына вселенной, вселенского пространства-времени, также как y-мужская хромосома наличиствует в днк, так содержит в себе, кроме прочего, и неотдельность сына вселенной от самой вселенной и отсылает нас к (постоянство, неизменность) наследственной передачи по мужской линии и важности этого процесса для человека.

 "Мы от отцов наших научились также веровать, что Сын Божий, как и Отец, непреложен и неизменяем, ни в чем не имеет недостатка и есть Сын совершенный, во всём подобный Отцу, только одною нерожденностью отличающемуся от Него. Он есть самый точный и ни в чём не отличный Образ Отца, ибо Он вполне имеет в себе всё то, в чём состоит совершенное подобие Отцу."
примечания и комментарии, 2015:

непреложен и неизменяем, - никто не может повторить (как с примера) во вселенском масштабе и не может изменить порядок течения процессов, приведших к рождению во вселенной, вселенском пространстве-времени;

ни в чем не имеет недостатка - совершенен как любое творение вселенной, вселенского пространства-времени;

Сын совершенный, во всем подобный Отцу - рожденный при полном выполнении всех мыслимых законов вселенной, без изъяна, существующий в полном соответствии с имеющимися законами вселенной, в том числе исследованными Лагранжем, Эйнштейном, Пуассоном, Шварцшильдом, Лоренцем, Ландау, Лифшицем, Окунем, Геймом, Хиггсом и нескончаемым множеством других;

одною нерожденностью отличающемуся - в отличие от самосотворившейся вселенной был рождён;

самый точный и ни в чём не отличный - исполнившийся в соответствии со всеми законами вселенной, не отличаемый, не отличимый, ничем не отличающийся, от вселенной пространства-времени, настолько же (в той же мере) отличный, настолько же превосходный, как и сама вселенная (или дом человека на бытовом уровне).
...
"Но никто не должен принимать слово всегда в смысле нерождённости, как думают некоторые, у которых душевные чувства омрачены. Слова: был, и всегда, и прежде веков - не выражают понятия нерождённости, для означения коего ум человеческий не в состоянии изобрести никакого слова. Я думаю, что вы согласны в этом со мной, и даже совершенно уверен, что, и по вашему правильному суждению, указанные слова отнюдь не означают нерожденности. Выражая только то, что происходит во времени, такие слова не могут достойно выражать Божественности и, так сказать, исконности (архистатута) Единородного."
примечания и комментарии, 2015:

не выражают понятия нерожденности, - вероятно, Александр, епископ александрийский, в этом месте текста письма ведёт речь о величине, соотнесенной к более современным терминам "довселенское антипространство" и "большой взрыв" и констатации св. мужами факта непознаваемости довселенского антипространства человеческим разумом, но лишь верой;

слова не могут достойно выражать Божественности - словно пытаться выразить всеобъемлющее понятие "время", рассказывая слушателю про "часы с циферблатом и стрелками";

слова не могут достойно выражать исконности Единородного - слова о "времени", и описание временных периодов, пусть и очень давних, не имеет никакого отношения к спонтанному и первейшему (первопричинному) само-возникновению времени, само-началам вселенского пространства, с момента сотворения своего, неотрывно связанным с истечением времени, единородие и первопричинность пространства-времени сегодня ни у кого не вызывают сомнений.

"...Но что Сын Божий не произошел из не сущего, и что не было времени, когда бы Его не было, - этому достаточно научает евангелист Иоанн, когда говорит о Нём: единородный сын, сый в лоне Отчи (1, 18). Божественный апостол, желая показать, что Отец и Сын не разделены между собою, наименовал Сына сущим в лоне Отчи. А что Слово Божие не принадлежит к числу тварей, созданных из ничего, тот же св.Иоанн показывает словами: вся Темь быша; собственный же Его образ бытия выразил так: в начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог быль (было) Слово. Вся Темь быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (1. 1-3)."
примечания и комментарии, 2015:

Сын Божий не произошел из не сущего, - внимание фокусируется на первоважности именно мета (нефизического) аспекта для происхождения, так же как в паре, составляющей двойственность натуры человека: метафизической и не сущей одновременно, главенствующая роль отводится именно духовному (метафизическому), а не материальному (не сущему = не существенному);

не было времени, когда его не было, - всё предыдущее до момента рождения время вселенной, все (оценочные) 15 млрд. лет существования вселенной потребовались для рождения сына вселенной, сына вселенского пространства-времени;

единородный сын - рожденный в результате наличия комплекса всех необходимых для этого акта фундаментальных взаимодействий вселенной и предпосылок к рождению;

сущий в лоне Отчи - сын и отец не разделены во вселенной, сын именно той вселенной, что его создала (а не из другой, "чуждой человеку" вселенной), сын той ("нашей") вселенной, в которой всегда существовали предпосылки для рождения сына, существенного, важного для вселенского пространства-времени, неотрывного от своей вселенной, этого привычного современному человеку пространства-времени;

Слово Божие - св.Иоанн, заключая в выражении быль, которое употребил о Слове Божьем, высокий смысл, непостижимый для ума сотворённых существ, признал неприличным сказать, что Оно рождено или сотворено (добавлено из текста ниже);

не принадлежит к числу тварей, созданных из ничего, - св.Иоанн, заключая в выражении быль, которое употребил о Слове Божьем, высокий смысл, непостижимый для ума сотворённых существ, признал неприличным сказать, что Оно рождено или сотворено (добавлено из текста ниже);

Вся Темь быша - довселенское антипространство, Темень, все Тьмы, вся Тьма, До-вселенная в целом, не было ничего, но тьма;

без Него ничтоже бысть, еже бысть - до возникновения пространства-времени, измерений и времени в ранней вселенной (описание возникновения включено здесь в термин "Слово Бога"), не было ничего, да и не могло "быть", так как не было самого "истечения бытия по стреле времени".

"Если вся Темь получило бытие, то каким образом Тот, кто дал бытиё всякому творению, сам некогда мог не существовать? Не сообразно с разумом, чтобы Творящее было одинаковой природы с сотворенными существами. И в самом деле, если Он был в начале, а все через Него получило бытие, и притом из не сущего, то, очевидно, сущее противоположно тому, что произошло из не сущего; и расстояние между ними безмерное. Первое показывает, что между Отцом и Сыном нет никакого расстояния, и дух мысленно не может вообразить его".
примечания и комментарии, 2015:

Если вся Темь получило бытие - если в довселенском антипространстве сложились предпосылки к сотворению вселенной, и она есть, "получила бытие";

Тот, кто дал бытие всякому творению - вселенная пространства-времени произвела барионное вещество светлого мира;

каким образом Тот, кто дал бытиё всякому творению, сам некогда мог не существовать? - пространство-время существовало всегда, когда существовала вселенная, не бывает вселенной без пространства-времени;

Не сообразно с разумом, чтобы Творящее было одинаковой природы с сотворенными - указано на невыполнение законов светлой вселенной за линией горизонта "цветности", за границей конфайтмента, во вселенной "нулевого поля";

между Отцом и Сыном - между вселенной пространства-времени и сыном вселенной, вселенского пространства-времени, нет разницы;

нет никакого расстояния - утверждено, что сын вселенной есть часть вселенной пространства-времени;

дух мысленно - разум, сознание и априорное мышление человеческого мозга вместе, воля и возможность измышлять.

"Второе же, - то есть, что мир сотворен из не сущего, - означает последующее и недавнее происхождение существа, именно в то время, когда всё получило своё бытие от Отца через Сына. Итак св.Иоанн, заключая в выражении быль, которое употребил о Слове Божьем, высокий смысл, непостижимый для ума сотворённых существ, признал неприличным сказать, что Оно рождено или сотворено: он не дерзнул употребить тех же слов о Творце, которые употребил в отношении к твари. И поступил так не потому, что Слово Божие не рождено, - один только Отец не рождён, - но потому, что неизъяснимый образ бытия единородного Сына Божьего превышает понятие не только евангелистов, но и самых ангелов. Поэтому, не считаю благочестивым того, кто дерзает простирать свою пытливость до исследования сей тайны, не слушая слов Писания: вышших себе не ищи, крепльших себе не испытуй (Сир. 3, 21). Если разум человеческий не может знать многих и такого рода предметов, которые несравненно ниже сего таинства, как например, у апостола Павла сказано: ихъже око не видит, и ухо не слыша, а на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его (1 Кор. 2, 9)."
примечания и комментарии, 2015:

мир сотворен из не сущего - светлая, "материальная" часть вселенной состоит из кварков барионного вещества и наполнена различными энергиями;

последующее и недавнее происхождение существа, - светлая, "материальная" часть мира, сотворенная из не существенного, барионного вещества, становится что-либо значимой, существенной, только с момента возникновения во вселенной пространства-времени разумной жизни, а становится реальной только в присутствии наблюдателя, появление которого произошло недавно в масштабах вселенной;

именно в то время, когда всё получило своё бытие от Отца через Сына - именно с момента времени когда возникла разумная жизнь, придав смысл слову "бытие" (в пространстве-времени) и появился наблюдатель (реализовался через сына вселенной);

вышших себе не ищи - не связывайся с тем, что заранее превышает твои возможности;

крепльших себе не испытуй  - не испытывай силу того, кто значительно крепче тебя;

разум человеческий не может знать многих и такого рода предметов, которые несравненно ниже сего таинства - разум человека не может знать "что будет", не говоря уже о знании "возникновения вселенной";

ихъже око не видит, и ухо не слыша, а на сердце человеку нек взыдоша - их же глаз не видит, и ухо не слышит, а на сердце человеку никак не взойдёт;

как уготовил Бог любящим его - возможно и прочтение "как уготовила вселенная любящим её", в котором констатируется неопределенность "божественных вероятностей" для человека, в полном соответствии с тем наблюдаемым математическим принципом, что только одно из множества возможных пространств Минковского раскрывается при движении вселенной по временной линии и никто не знает точно наперед какой вариант из имеющегося в каждый момент бесчисленного множества вариантов реализуется в реальности вселенной.

"Но, - неразумные, - они не понимают, что велико различие между Отцом нерождённым и созданными от Него из не сущаго разумными и неразумными тварями; не понимают и того, что между ними есть посредствующее единородное Естество, чрез которое Отец Слова сотворил всё из не сущаго, и которое родилось от самосущаго Отца."
примечания и комментарии, 2015:

Отец нерожденный - вселенское пространство-время, "какие бы слова ни были изобретены, никогда во всей точности не выразят понятия нерожденности. Итак, нерожденному Отцу мы должны приписывать особое, свойственное Ему, качество, исповедуя, что Он не имеет никакого виновника своего бытия" - там же;

созданными от Него из не сущего - созданными вселенной, по закону вселенной, от пространства-времени, при этом в теле явившимися в результате сотворения и дальнейшей эволюции материального, не существенного;

тварь - та, что сотворена, образчик творения, сотворенные;

единородное Естество - все фундаментальные взаимодействия во вселенной в комплексе: электрослабое, сильное, гравитационное, проявленные таким образом, каким они проявляются, справедлива и заключенная в этом емком тезисе аналогия о том, что и Солнце явит нам пример сына, в случае, если отец - пространство-время, сама вселенная;

самосущего Отца - здесь прямое указание на флуктуативность и первопричинность (отсутствие причины до) вселенского пространства-времени и его поля "нулевых" энергий, "имеющий суть сам в себе, сам и есть - суть".

"Так, в одном месте и само Слово Божие говорит: всякий любящий Рождшаго, любит и Рождённого от Него (1 Иоан. 5, 1). Относительно этого предмета мы сохраняем ту же веру, которую хранит вся апостольская Церковь. Именно: мы веруем в единого нерождённого Отца, который не имеет никого виновником своего бытия, непреложен и не изменяем, всегда тождествен и одинаков, не принимает ни приращения, ни уменьшения, который даровал нам закон, пророков и евангелия, который наконец есть Господь патриархов, апостолов и всех святых. "
примечания и комментарии, 2015:

всякий любящий Рождшаго - всякий любящий Родителя, того, кто родил, Родившего;

единого нерождённого Отца - одна вселенная, одно вселенское пространство-время, одна реальность;

не имеет никого виновником своего бытия, - прямо констатируется спонтанность нарушения симметрии вселенского пространства-времени и его поля "нулевых" энергий;

непреложен и неизменяем, - никто не может повторить (как с примера) во вселенском масштабе и не может изменить порядок течения процессов во вселенной, вселенском пространстве-времени, при этом, специально отмечу, что не отрицается возможность "расширения либо сжатия вселенной";

всегда тождествен и одинаков, - все законы физики, справедливые во вселенной, применимы к любой части вселенной, все всегда проистекает в полном соответствии с одним и тем же законом вселенной, при этом, специально отмечу, что не отрицается возможность "расширения либо сжатия вселенной";

не принимает ни приращения, ни уменьшения, - нельзя увеличить или уменьшить вселенную, пусть и расширяющуюся, как утверждает ото, нельзя увеличить или уменьшить и вселенское пространство-время.
.
Москва, 2308-2015.
_________________________________
помещено у Феодорита в его церковн. ист. кн. 1, гл. 4, приводится по изданию "Деяния Вселенских Соборов, том 1, Собор Никейский, Вселенский первый.", Казань, 1910, с. 21-22.
источник сайт - омоленко.ком, орфография оригинала сохранена по возможности, изложение и приведенные комментарии - редакция Вольный, М., 2015.

*) Догматы - непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью.