Ученик философа

Максим Рябов 2
Ученик, скрестив ноги, уселся на коврик и снизу вверх посмотрел на философа. Протосфен, так звали его наставника, погладил свою бороду и сказал:
- Сегодня, как планировали, мы рассмотрим вопросы свободы и предначертания.
- Я слышал, волос не упадёт с головы человека, если не будет на то воли Бога. – скромно заметил ученик.
- Бога, говоришь? – усмехнулся учитель. – Какого из них? Зевса? Или может быть Аида? Или Афины Паллады?
- Бог един.
- Для кого как. Мы, греки, верим во многих богов. Как заведено в твоём народе, меня мало интересует. Впрочем, сколько бы ни было богов, нам надо разрешить вопрос в принципе. Ты согласен со мной?
Ученик, не споря, кивнул и приготовил стило и восковую табличку.

- Не надо записывать. – небрежно махнул рукой философ. – Постарайся просто понять мою мысль. Вот смотри: у царя Трои Приама был сын Парис. Предсказали, что из-за него падёт великий город. Приам отдал младенца пастухам, и они вырастили его. Потом боги использовали юношу в своих целях. Началась война и Троя погибла. Виноват ли в этом Парис?
- Ты говоришь, боги использовали его. – голос ученика звучал почти бесстрастно, разве что немного дрогнул при слове «боги» - не привык ко множественному числу этого слова.

- Правильно, использовали. Однако же они не заставляли Париса похищать жену царя Менелая. Да, они спровоцировали царевича. Но решение Парис принимал сам. Теперь давай абстрагируемся от Трои, и рассмотрим вопрос в принципе. Представь, что некому царю предсказали, будто его младший сын разрушит его царство. Что может сделать царь в такой ситуации? Положим, он поступит как Приам и отдаст младенца на воспитание людям низкого происхождения. Да хоть и высокого! Став юношей, царевич, так или иначе, узнает, кто он и захочет получить то, что причитается ему по праву рождения. Так?
- Он может вырасти философом и презреть почести и богатство. – сказал ученик. – Так было с принцем Гуатамой.
- Это частный случай. Редчайшее исключение. Возможно, как ты говорил, в твоём роду и были цари, но очевидно, сам ты не общался с ними, молодой человек. – вздохнул философ. – К тому же, узнав кто он, наш гипотетический царевич узнает и о предсказании. Дальше, чтобы не предпринимал, он устремится навстречу судьбе и так или иначе, царство его отца будет обречено.
- Значит, не зря сказано нашим древним пророком, что да не будет средь нас ни гадателя, ни чародея? Это потому, что они своими предсказаниями заставляют людей совершать те или иные поступки, часто противоречащие их воле?

- Не всё так просто. Предсказание само по себе не означает приговор. Вернёмся к нашему примеру. Предположим, что царь был жестокосердный и, опасаясь за судьбу державы, умертвил младенца. Не то чтобы поручил кому-то, а сам, лично. Или проконтролировал процесс. То есть, царевича совершенно точно нет в живых. А предсказание есть. Кто же исполнит его и разрушит царство?
- Если у царя есть ещё сыновья, то кто-то из них всё равно будет младшим. Он и разрушит. Если же сыновей нет, то найдётся самозванец и пусть не от руки царевича, а от его имени, царство так или иначе погибнет. – уверенно сказал ученик.
- Правильно. – кивнул философ. – Это и есть предопределение или фатум, как называем его мы, греки. По преданию седые мойры прядут нить жизни каждого человека и перерезают её, когда приходит час.
- Но ведь не мойры определяют, когда этот час приходит?

- Хороший вопрос. Да, не они. Мойры лишь исполняют волю других богов. Ну, или отмечают то, к чему пришёл сам человек, если боги не заинтересовались его судьбой. Но мы отвлеклись. Представь ту же ситуацию с царём и его младшим сыном, только без предсказания. Будет ли разрушено царство в этом случае?
- Может быть, а может и нет. – подумав, сказал ученик.
- Значит ли это, что предсказания значительно повышают вероятность того или иного исхода событий и направляют поступки людей?
- Получается, что повышают и направляют. – вынужден был согласиться ученик.
- Но можно ли изменить свою судьбу? И есть ли она вообще, судьба? Как вообще говорить о ней? Как о пройденном пути или о дороге, которую мы обречены пройти и которую не в силах изменить?
 
- Учитель, ты рассказывал мне о своём коллеге, которому была предсказана смерть от предмета, свалившегося на голову. В назначенный день тот покинул город и сидел в поле, где нечему падать на голову. И тут орёл, искавший камень, о который можно разбить панцирь пойманной черепахи, принял за таковой лысину философа и бросил на неё свою добычу.
- К сожалению, она попал точно в цель. – закончив за ученик рассказ о незадачливом философе, рассмеялся Протосфен. – Поверивший предсказателю человек погиб в чистом поле от упавшего на голову предмета. А ведь останься он дома, не факт, что ему что-то свалилось бы на голову. Не поверив, он мог бы остаться в живых и посмеяться над предсказателем. Какой можно сделать отсюда вывод?

- Я думаю, что не стоит слушать гадателей. Надо просто делать своё дело, полагаясь на волю Бога, ибо судьба каждого из нас в руке Его. Сама же судьба есть не что иное, как то, что уже состоялось. Ты сам учил меня, что грядущая судьба, если она определена, именуется фатумом. Иные верят, что он непреодолим. Я же считаю, что предначертанное не жёстко и его можно изменить. У нас говорят, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Бог всемогущ. Значит и мы всемогущи в отпущенных нам пределах.
- Гм, интересно… Вообще-то я полагал несколько другой вывод. Но в целом ты прав. Наверно, предопределённости как таковой не существует. В большинстве случаев свободный человек свободен в своих поступках. Но лишь  до тех пор, пока в его судьбу не вмешаются боги или пока он сам не поверит в предсказание какого либо шарлатана и неосознанно будет стремиться к тому, чтобы оно осуществилось. Ты согласен?
- Да, учитель. – улыбнулся ученик. – Осмелюсь даже развить тот пример, который ты приводил.
- Давай, это будет интересно. – одобрительно кивнул Протосфен.
 
- Некоему могучему царю предсказали, что его младший сын разрушит царство.  – сказал ученик. - Царь выслушал предсказателя и оставил всё как есть. Царевич вырос во дворце вместе со своими братьями и сёстрами. Трон наследовал старший сын царя. Младший же царевич всё ждал, пока исполнится то, что назначено ему. Но сам никаких усилий к исполнению предначертания не прикладывал, ведь ему и так жилось хорошо. И когда принц умер в преклонных годах, государство его отца было всё так же сильно. Оно погибло при его правнуках, хотя в отношении ни одного из них никаких пророчеств не было. Зато так было угодно врагам того царства, ведь и они, и то царство равны перед лицом Бога. Он же, хоть и держит в руке своей нити людских судеб, никоим образом не влияет на них, поскольку дал человеку свободу воли. А уж как ею распорядится и кому служить, Богу или сатане, каждый решает сам.

- Хорошо сказано! – выслушав ученика, воскликнул философ, - хотя я и не понял, кто такой сатана. У меня никогда не было столь интересного ученика как ты, Иисус из Назарета. Не знаю, чего ты достигнешь в жизни, но сочинять притчи у тебя получается очень неплохо. Возможно, именно ими ты прославишься так, как Эзоп прославился своими баснями. Теперь иди и приходи завтра. Мы с тобой поговорим об отличии предсказаний от пророчеств.
- Да, учитель. – встав с коврика, поклонился ему ученик и, оставив оговорённую плату, покинул дом своего наставника, после чего отправился в мастерскую плотника Агелая, у которого жил и работал в качестве подмастерья, добывая средства на житьё и учёбу.