Немного о рецензиях

Виктор Панько
НЕМНОГО О РЕЦЕНЗИЯХ
Действительно, я вот тоже думаю: могут ли состоять рецензии на литературные произведения, скажем, из одних только междометий? Например, будет ли считаться рецензией на стихотворение какого-нибудь автора слово из трёх букв, скажем, «Ого!»?
 Предположим, чтобы обеспечить себе победу в очередном  конкурсе рецензентов один из «критиков» заготовил заранее такие  «рецензии». Один - для выражения одобрения: «Ого!», «Да-а-а!», «Тц-тц-тц!», «Ух ты!».  Другой - неодобрительные: «Ха!», «Фи!», «Фу!», «Нет-нет!» и т.п..
Виссарион Григорьевич от таких «рецензий», наверное, перевернулся бы в гробу от возмущения! Он получил прозвище «Неистовый Виссарион» как раз из-за своего отношения к рецензиям, так как выражал своё отношение к анализируемым произведениям с большим чувством. Представьте себе!  Ему! Белинскому!!! Не хватало слов!!! Он писал, страница за страницей свой отзыв, они, эти страницы, падали, одна за другой, на пол, он нервничал, доливал чернил и продолжал писать, защищая свою точку зрения! Вот это были  рецензии!
А теперь, бывает, рецензенты не удосужатся даже определиться: соответствует или не соответствует произведение теме конкурса? В чём отличия этого произведения от других подобных? В чём состоят его новизна и необычность? Какие средства выражения автор использует? Принадлежит ли это произведение к одному из литературных направлений, скажем, имажинизму, или оно само закладывает основу какого-либо нового направления, подобно чёрному квадрату Малевича? В чём, по мнению рецензента, автор не совсем прав или недостаточно убедителен? Не допустил ли он в произведении каких-либо элементарных грамматических ошибок? Каковы общая оценка и конкретные предложения рецензента, адресованные автору?
Представляете, вы можете, не ответив ни на один из названных здесь мною вопросов, прослыть неплохим «рецензентом»!
Конечно, быть объективным, внимательным, доброжелательным и критичным рецензентом непросто. Требует это немалых и знаний, и любви к литературе, требует и жизненного опыта, и склонностей к анализу, размышлениям и сопоставлениям. Я убедился в этом, участвуя на портале «Стихи.Ру» в конкурсе «Лучший рецензент».
Конечно, приятно осознавать, что мне посчастливилось стать обладателем красивого Диплома с соответствующей надписью. Но одновременно приходится думать и о том, насколько в наш стремительный век многие рецензии далеки от лучших примеров, отражённых в русской литературе 19-го и 20-го веков!
Тем не менее, проведение конкурсов рецензентов в современных условиях – очень интересное и полезное занятие. Благодаря им между литераторами устанавливаются творческие связи, диалоги, способствующие активизации литературного процесса.
Для меня участие в этом конкурсе послужило источником новых восприятий и впечатлений. В качестве примера можно привести мою рецензию на стихотворения  Хелены Фисои и отзыв их автора на эту рецензию.
                «РЕЦЕНЗИЯ
НА ПОДБОРКУ СТИХОТВОРЕНИЙ ХЕЛЕНЫ ФИСОИ

    Представленные для обозрения Хеленой Фисои три стихотворных произведения о любви: «Кто ты?», «Вы, словно тень, за мной...» и «Ветка сонетов», мне думается, ни в коем случае нельзя рассматривать отдельно, независимо одно от других. Если этого не учитывать, то мы не сможем дать сколько-нибудь объективную оценку творческому поиску современного талантливого русскоязычного поэта, безусловно обладающего своим видением темы и глубоко чувствующего оттенки русского слова.
    В самом деле, если бы мы взялись характеризовать первое стихотворение «Кто ты?», то оно показалось бы нам излишне «зафилософизированным»:

Росток, пучок сухой травы,
Земли держащийся упрямо?
Гербарий пройденных обманов,
Лоскут небесной синевы?
Забудешься иллюзий драмой?
Плеснет злословие молвы
На плащ промокший с кромкой рваной?
Ты станешь мне земною манной,
Огранкою, познанья гранью,
Граненой пустотой внутри?
Кто ты, полночный виз-а-ви,
Покой мой – рвущий? Зыбкой ранью
Ответ наложит швы на раны
Иль омрачит приход зари...

"Кто ты?" – ищу в ночи ответ.
И слышу: "Здравствуй, мой рассвет!"

    Найденные автором удачные метафоры и эпитеты вызывают восхищение, но не избавляют от чувства некоторой удалённости лирического героя от темы.
    Действительно, можем ли мы представить себе влюблённую Джульетту, готовую отдать жизнь во имя любви, обращающуюся к Ромео с таким вопросом и в такой его интерпретации? Или - Петрарку, спрашивающую об этом Лауру? Философия любви – есть философия чувства, но не - мысли. А чувство здесь находится настолько глубоко замаскированным, что, кажется, оно еле-еле пробивается сквозь (пусть - удачные и яркие!), образы и вопросы.
    Конечно, с течением времён отношение к любви и сама любовь несколько видоизменяются. Но есть нечто вечное, есть стержень этого высокого чувства. Несмотря на то, что сегодня предпринимается немало попыток его опошлить, снизить, унизить, уничтожить, довести до «занятий любовью»!
    Во втором стихотворении «Вы, словно тень, за мной...» лирическая героиня находится в замешательстве.
При чтении этого произведения невольно приходят на ум строки из известной песни: «Когда Вы меня любили, я делала всё не так».Здесь чувство, неопределённое и неосознанное, анализируется в глубине личности лирического героя, но здесь ум и сердце имеют больше общих точек соприкосновения, чем в первом стихотворении. Хотя по всему видно, что есть стремление замаскировать чувство ухищрениями ума, но обмануть сердце - скрыть чувство невозможно:
– … Я думала о Вас у той сосны,
Потом – у той, потом – у старой ивы...
Проснувшись, снова бегала во сны
И гладила их шёлковые гривы….

    Тут, во втором стихотворении, чувство едва «проклёвывается» только лишь в виде намёка.
Но настоящий апофеоз чувства выражен в центральном, втором, сонете из подборки «Ветка сонетов»:

Молчи, улыбкой греясь, не спеши...
Надышимся и будем, словно звёзды,
Два острова, похожих две души –
Не сгинем в обречённости промозглой.

Любовь нахлынет... Будем вспоминать
Волны её волшебные приливы,
Чтоб в серых буднях духом обнимать
Свершений новых огненные гривы.

Во сне и наяву листая сны,
Хвалясь любовью более, чем златом,
Шептать: "Любовью мы унесены.
В заплатах?.. Посмотри, как мы богаты!"
Нас осень скроет ливнем, словно тать...
Но нежности прохладой не прогнать….

    Так вот оно!
    Здесь ярко, красиво, убедительно и поэтично утверждается главное чувство любви! И это чувство – НЕЖНОСТЬ! Получается, что этот сонет талантливого поэта Алены Фисои и есть ГИМН ЛЮБВИ!
И это становится понятным, если все три произведения будут анализироваться и рецензироваться в одной «связке».
Виктор Панько   14.10.2015».
А вот, как отреагировала на эту рецензию автор:
 «Большое спасибо, Виктор!
Дар литературного критика не менее восхитителен и полезен, чем стихотворный.
Ваши рецензии значимы, дороги для меня.
Ко всему сказанному Вами добавлю лишь, что сомнения, страхи, душевные метания лирической героини были совершенно не случайны, имели под собой объективное основание.
Алёна Фисои   15.10.2015».

Согласитесь, получить такой отзыв – не менее приятно, чем стать обладателем Диплома «Лучший рецензент»!