Экстремальные виды любви-133. Фаза отключения

Раиса Крапп
http://www.proza.ru/2015/11/08/1141

Был обеденный перерыв. Они остались в библиотеке вдвоём. Ася уже была не против ходить в столовую со всеми вместе, но теперь Лёлька сделалась ярой сторонницей их обедов тет-а-тет. Очень хорош был этот час разговора с Асей, беседа текла будто сама собой, легко и естественно.

- Скажи, ты хоть что-нибудь заподозрила, когда он пришёл? Или пока Женя не позвонил, тебе даже в голову ничего такого не приходило?

- Он был неспокойный, - задумчиво сказала Ася, опуская на стол руку с вилкой. - Это бросалось в глаза. Всё время покашливал. Не простудный кашель, а такой, - она пошевелила пальцами, - нервозный. Кашлянет и рот прикроет - я тебе рассказывала, это жест скрытности. Взгляд постоянно ускользал в сторону. Потом начал себя за ухо подергивать. Я поняла, у него что-то в мыслях, он хочет прервать разговор или как-то переменить ситуацию, но не решается. Да, я всё видела, но... - Ася покачала головой, - мне это не помогло. Все мои предположения были очень далеки от истины.

- А что ты подумала?
- Ну что?.. Мелькнула мысль, не собирается ли опять извиняться... Не помню уже, что думала, - пожала Ася плечами. - В общем, к тому, что сказал Женя, я не была готова. А знаешь, я ведь всё вспомнила.
- Что вспомнила? - Лёлька вопросительно уставилась на Асю.

- Мою амнезию как ветром сдуло. Когда он схватил меня, я узнала руки. Такое яркое тактильное ощущение. Моментом все блоки слетели.
- Надо же... Происходит там всякое, - Лёлька потыкала себя в лоб. - И ведь ни разу непонятно, что там к чему и почему. - Она покачала головой и взяла солонку.

Посолила яйцо, выскребла его ложкой из скорлупы и сказала:

- Вот никак у меня не получается соединить твоего заботливого Пуняшу и урода из подъезда. В голове сразу затык происходит. Ну, скажи ты мне, как это может быть один и тот же человек? Если так любил... как он мог?

- Несчастный больной человек...
- Больной? Ты что, жалеешь его?! Да какой он больной??? - Лёлька была так возмущена, что только махала руками и не находила слов.

Ася медленно сдвигала на столе хлебные крошки в одну кучку:

- Да, больной. Были у него отклонения от нормы. Если бы я чуть больше им интересовалась, обязательно заметила бы. Разве не отклонение, что он практически жил у окна? Знал про каждый мой шаг. Чуть только случилась какая перемена - он уже знает. Даже и не скрывал особо. Приходил, расспрашивал. Правда, называлось это "соскучился по твоему кофе".

- Зачем такое извращение? Ну пришёл бы да сказал: так и так, я тебя люблю...
- Знаешь, Лёль, - Ася вздохнула, - я ведь даже не виню его в том, что он сделал.
- Как это? - у Лёльки расширились глаза.

- Ну не знаю, - она пожала плечами. - Не то чтоб совсем оправдываю... но мне его жалко, дурака. Понимаешь, есть теория привязанности. В раннем детстве это биологическая, потом она сменяется психологической. Такая у нас врождённая потребность. Привязанность - суть психологической жизни человека от рождения до смерти. Быть свободным от неё так же невозможно, как пытаться быть не зависимым от кислорода. В общем, если она у человека есть, то это не патология, а признак психологического здоровья. К сожалению, у привязанности существует тёмная сторона. Как я задним умом понимаю, у Пунича развивался стиль тревожно-амбивалентной привязанности с элементами избегающего.

- Ой! Переходи на русский! - сморщилась Лёлька.
- Да я и говорю по-русски. Есть несколько видов привязанности. Тревожно-амбивалентный стиль - это навязчивая поглощённость любимым человеком, желание секса, тесной связи, ревность, эмоциональные крайности с развитием депрессий. А избегающий стиль - страх близости, те же эмоциональные взлёты-падения и ревность. Понимаешь?

- Вот это всё он переживал? - недоверчиво спросила Лёлька. - Желание тесной связи и одновременно страх близости? Ничего себе! Это ад, а не жизнь!

- А я, как нарочно, помогала процессу усугубляться. Видишь ли, такие люди ещё больше привязываются к тем, кто их обижает. Пунич же упрекнул: ты гнала меня как собаку.
- А сам ещё больше на тебя западал, - недовольно проговорила Лёлька. - Дурдом какой-то, вся эта ваша психология. Разложили по полочкам, стили, признаки вычислили. А придурок ходит себе и никому дела до этого нет!

- Ну, дело-то до него, прежде всего, мне должно было быть... Да задним умом мы всегда такие умные. Теперь понимаешь, почему жалею его? Ведь всё можно было изменить, не доводить до... края. Вот и корю себя.
- Да ладно тебе, Ася...

- А совсем он в разнос пошёл, когда у меня появился Женя, - продолжала Ася, будто не слыша. - У него возникло болезненное предчувствие потери. Включился точно такой же механизм, какой возникает у младенца при разлуке с матерью. Сначала фаза протеста. Ребенок истошно кричит. Затем фаза острого горя. Крик становится все более отчаянным и безутешным. У Пунича эта фаза возникла, когда он понял, что возвращается Артём. Третья фаза покинутого ребенка - фаза "отключения": эмоции как бы ампутируются. Покинутый младенец выжить не способен. Если к нему никто не придёт, считай, он мёртв. У Пунича работала точно та же нейронная схема. Он чувствовал себя потерявшим все, жизнь потеряла смысл.

- И он окончательно слетел с катушек, - мрачно заключила Лёлька.
- Власть привязанности сильнее голоса разума. Наверно, он уже чувствовал себя мёртвым, когда прыгнул с крыши. Знаешь, я до сих пор сомневаюсь, что он взял бы меня с собой.

- Как страшно жить... - пробормотала Лёлька. - Не поверишь, я теперь тоже жалеть его буду. Вот дуры-бабы мы с тобой! Ладно, жалеть можно. Всё же неплохой он был человек, пока крыша не съехала. Но чувствовать себя виноватой - вот уж нет. Ты, подруга, не глупи, давай. Мало ли какой псих на тебя западёт! Ты здесь причём?
Лёлька встала, включила чайник.

 Лёлишна, а помнишь твой гороскоп?

- Какой гороскоп? - Лёлька не уловила логики Асиной мысли.
- Ты посмотрела в формуляре день рождения Жени и зарылась в гороскопы.
- Ааа, да-да, конечно. Я думала ты всё ещё про Пунича.
- Именно про него.

- Да? А он туда каким боком, если гороскоп про Дакоту? Ой, погоди! - Лёлька вскочила. - Я знаю где он! Один момент! - Вернулась она через минуту. Принесла свою записную книжку. - Вот! - потрясла она сложенным вчетверо листком. Развернула и молча стала водить глазами по строчкам. - Ух ты-ы-ы... Ася... а ты почему вспомнила?

- Да ты просто читай вслух. Прямо там читай, где "ух ты".
Лёлька помолчала, мотнула головой, следуя за какими-то своими мыслями.

- Вот чёрт! Ну как это так?.. - пробормотала она и прочла: - "Обладает способностью притягивать к себе самых невероятных персонажей, совершенно ненормальных. У неё есть Чеширский кот, который оставляет ей свою улыбку, психопаты Мартовский Заяц и Болванщик. Это её друзья. Но она преданно любит лишь одного человека, грустного Рыцаря".

Она подняла на Асю потемневшие глаза:

- Я что, нагадала тебе психопата? - прошептала она, прижав ладони ко рту. Нет, Ась... это же была шутка. Ёлы-палы! - воскликнула Лёлька, - Кассандра, млин, недоделанная! Это нечестно! Брякнешь, что ни попадя, сам не знаешь что. А потом оказывается - в самую точку было. Больше никогда! Никогда! Ф топку все эти гороскопы! - она взяла салфетку, промокнула глаза.

- Лёлишна, ну чего ты расстроилась? Просто совпало.
- Я не хочу предсказывать такие совпадения. Нет уж, даром мне не надо такое ясновидение. Только... не сходится же. Ну в Чеширские коты мы, вроде, тогда ещё Женю определили. Любимый грустный Рыцарь... Артём, да? Больше некому. Но ещё целых два психопата! Один Пунич. Кто ещё? У нас что, ещё один психопат есть?

- Нет, больше нету. В гаданиях всегда остаётся процент на погрешность.
- Меня всё-таки беспокоит. Ты же видишь, дело клином сходится на Калине. Почему он психопат?

- Калина твой... - Ася улыбнулась. - Он простой гений. Если бы он не позвал своих друзей-трейсеров, всё кончилось бы гораздо хуже. Ты согласна, что он гений?

- Ну да, гений - это лучше. Пусть будет.
- Тогда всё сходится - гениальность всегда рядом с безумством. И всё, не возражай. Ты меня утомила.

- Слушай, Ася, я поняла, как страшно быть предсказателем! Сказал, и сам не догоняешь, что сказал. К тому же нельзя ничего изменить... Ужасно!

http://www.proza.ru/2015/11/09/878