Вильзета? Вифзата? Вифезда?

Банчик Леонид
«Город, где и Господь наш распят»
Исцеление в Вифезде
Леонид Банчик

«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды» (Иоанн 5:1-3).
Из слов Евангелия мы знаем месторасположение и название купальни. Правда, название в различных рукописях Нового завета звучит по-разному: Вифезда, Вифзата, Вильзета, Вифсаида. Вероятно, оно оказалось трудным для переписчиков. Поэтому примем традиционное Вифезда, от ивритского Бейт Хесед – «Дом милости».
Овечьи ворота несколько раз упомянуты в книге Неемии. Они не сохранились. Согласно археологическим раскопкам они находились недалеко от нынешних Львиных ворот в восточной части Старого города. Исходя из их названия и близости к Храму, можно заключить, что здесь мыли (а может быть, и продавали) овец для жертвоприношений.
Целый ряд богословов трактует рассказ Иоанна символически. Больных представляют как образ бедственного духовного положения в мире, окунание в воду как духовное исцеление, пять крытых ходов (галерей) как пятикнижие Моисея. Утверждают даже, что 38 лет болезни человека соответствуют 38 годам скитания евреев в пустыне. Безусловно, мы часто в Писании встречаем символический подтекст, но не настолько же конкретной является эта символика.
Слова об Ангеле, возмущавшем воду (Иоанн 5:4), отсутствуют во всех греческих рукописях. Вероятно, их добавили позднее, в соответствии с народным поверьем. Для всех христиан Вифезда важна не целебными свойствами воды или ее возмущением, а тем чудом, которое совершил в этом месте Иисус.
Какие-то добрые люди (или люди, взявшие за это плату) привезли в Вифезду парализованного человека. Но кто будет дожидаться огромной очереди? Поэтому привезли и оставили. Тем более, дело было в субботу, когда фарисеи следили за тем, чтобы никто не носил никаких нош. И совершенно отчаявшемуся больному Иисус сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Иоанн 5:8). Больной встал и пошел. Исцеление произошло мгновенно. 38 лет он лежал, а по Слову Христа быстро поднялся на ноги, как будто не было позади этих 38 лет.
«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Исаия 35:5-6).
Казалось бы, чудесные исцеления должны были убедить очевидцев в том, что пришел долгожданный Мессия, однако наставников народа Израиля больше заботило соблюдение закона: «Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота, не должно тебе брать постели» (Иоанн 5:10). Ни малейшей радости по поводу выздоровления больного, лишь один упрек - человек нарушил святость субботы.
Заповедь «не носите нош в день субботний» (Иеремия 17:21) прекрасно объясняется в книге Неемии 13:15-19. Господь завещал Израилю субботу как день отдыха. В субботу запрещалось работать и торговать. А что сделали из нее учителя иудаизма? В Мишне перечисляются 39 запретных занятий в субботу. Раввин Й. Телушкин в книге «Еврейский мир» пишет, что в субботу «… запрещено выносить вещи частного владения. Это может повлечь трудности, так как нельзя даже выносить носовой платок или ключи. Выйти из такой ситуации можно, превратив эти предметы в деталь одежды. Например, ортодоксы носят ключ как заколку на галстуке… Матери с младенцами вынуждены в субботу сидеть дома, поскольку нельзя выносить ребенка из дому».
Что общего у этих предписаний с Библейскими заповедями? К тому же, фарисеи считали, что Иисус вообще не имел права исцелять в субботу, тем более, в субботу праздника. Они разрешали лечить только тех больных, которые могли не дожить до исхода субботы. Они сделали людей рабами субботы. Отвечая фарисеям, наш Господь сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марк 2:27). Для Христа не имело значения, в какой день творить добрые дела: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоанн 5:17). Он совершил чудо великого исцеления в Вифезде в огромном ряду мессианских чудес.
История Вифезды имеет очень глубокие корни. Во времена первого и второго Храмов здесь соорудили глубокие водные бассейны. По открытому каналу вода подавалась на Храмовую гору. Со времен Христа сохранилась водная цистерна, куда сегодня можно спуститься и набрать чистой воды. Во 2 веке римский император Адриан осквернил многие святые места Иерусалима, в том числе и Вифезду. Он соорудил на месте купальни храм Эскулапа, языческого бога медицины. Теперь от бывшего капища осталось лишь немного камней. В Византийский период в Вифезде возвели величественную церковь Чуда Господня, которую разрушил в 11 веке халиф Аль-Хаким. Крестоносцы    построили небольшой монастырь и церковь Анны. По одной из традиций здесь родилась Мария, мать Иисуса. Церковь стоит и сейчас, она обладает исключительными акустическими свойствами. В 1856 году турецкое правительство подарило территорию Вифезды Франции, в знак благодарности за помощь в Крымской войне с Россией. С конца 19 века там проводились археологические раскопки, уникальные результаты которых мы можем увидеть сегодня.
О находках в Вифезде можно написать много страниц. Но когда обходишь эту довольно большую площадь раскопок, когда видишь камни двухтысячелетней давности, думаешь, прежде всего, о том, что здесь Иисус произнес слова: «Встань, возьми постель твою и ходи». Точно так же Христос сказал ослепшему Савлу: «Встань и иди». Этими словами Он обращается к каждому человеку: встань, перечеркни свою прежнюю жизнь и иди с Ним единственно верной дорогой.