Ярослав Ивашкевич. Осень в Варшаве

Нина Матвеева-Пучкова
Наблюдаю в парке собачек белой шерстки,
Вижу, как опадают каштаны хрустящие,
Которыми  восхищался где–то там Милашевский.
Кажется, будто аллеи лазурью окрашены!

Ультрамарины дрожат на  сером асфальте!
Стелет дорога серость под ноги.
Тьма листьев–бабочек горит в золоте -
Как бы не случился пожар в Городе!

Аллеи в тумане и мягкие шубки,
Низкие облака, вкус венгерки холодный.
Сердечный разлад,  тротуары   намокли.
Какой я голодный!

Лёгким морозцем тронуты  далии,
Римлянки–варшавянки,  словно из хаты Эвандра
Сын солдата приветствует, перегнулись в  талии
На хмуро посиневшей площади -  Александра.

Через минуту вновь осень и Новый Швят в туманах,
Как тесёмка узкая улица Вашка.
Камерный оркестр исполнять будет Баха.
Ах, Столица  – Варшава!

Где же ты посадишь свои все цветы
Между Учителем, Земяньской, Лешчинской,
Зачарованно убегают лета часы,
Заколдованные в мимолётный образ кассирши.

Что я сделал, Варшава, что Введенского стены вокзала
ты превратила в сумрачно–бурые и час указала,
когда все мысли мои буйные, прозорливые
уплывут и  откроются смыслы глубинные.

Где–то в Киеве мой  «Май» – Октостихи –
Показался горячим  – смешным в Пикадоре. 
Перспективы Новогродской синевато тихи,
Но порой в глубокой дали – светло-жёлтые зори.

Расступитесь, дома, проезжайте, трамваи,
Через мост–виадук прозрачно–медовый.
Устремимся мысленно вдаль вместе с вами -
Прочь с глаз моих вид седой  и добрый.

Какие советы дадите вы мне у надгробий пророков,
Девочки, мечтающие о серебре эполет?
За мною ворота, передо мной бесконечно ворота –
Открыты в лазурь, в синеву, в фиолет!!!

Пусть хлёсткий удар паутину сметает,
Пусть благоуханные пальмы – страусов перья,
Розовый парус зажгут на скатерти моря,
Прочь всё, что отваге мешает  и  угнетает!

Прочь, дружба: упасть хочу в кровавые глубины,
Изохимен сомкнуть цветные  виды!
О море, море, море стужи –
И пена чёрная горячей крови!
=======

• …где-то там Милашевский – предположительно Станислав Милашевский(1886 -1944) - польский драматург, эссеист, поэт и переводчик.

• …вкус венгерки холодный – сорт сливы.

• … далии – георгины.

• …из хаты Эвандра – Эвандр, герой, сын Гермеса и аркадской нимфы.

• …между Учителем - памятник Учителю –  аллегория  Сизифова труда: на памятнике изображён в духе античности сильный мужчина, толкающий вверх огромный камень. 

• …Новый Швят…Земяньской, Лешчинской –  улицы в Варшаве.
• …Введенского стены вокзала  –  Виленский вокзал в Варшаве; в стихотворении обыгрывается значение Виленского вокзала для города, как главных ворот Варшавы.

• …в Пикадоре -  авангардистская литературная  группы «Под пикадором».

• …изохимен сомкнуть… — изохимена  (от греч. isos равный и cheima зима) (геогр.). Линия на географической карте, соединяющая места с одинаковой температурой зимы.


--------------
Ярослав Ивашкевич. Май
                «Пикадорам»

Пламенеют молодые маки. Увертюра Аиды.
Девицы в муслинах, абитуриенты.
Ожидание лета, надежды тщетны.
Снисхожденья улыбки – но без обиды.

Лучших воспоминаний чёток множество.
Запах клубники. Первый стаканчик пломбира.
Встречи –  в саду, куда ты ко мне приходила.
И верная горькая нянька моя - Одиночество.


http://milosc.info/wiersze/Jaroslaw-Iwaszkiewicz/Maj.php
http://j_uhma.republika.pl/iwaszkiewicz.html#03

--------------



Ярослав Ивашкевич родился в 1894 году. Учился в елисаветградской и киевской гимназиях, затем на юридическом факультете Киевского университета. Одновременно он обучался в Киевской консерватории, увлекался музыковедением.
Литературный дебют Ярослава Ивашкевича состоялся лишь в 1915 году, когда его стихотворение «Лилит» было напечатано в киевском еженедельном журнале «Перо».
В октябре 1918 года Ивашкевич переехал в Варшаву, где стал активным участником авангардистских литературных групп «Под пикадором» и позднее «Скамандр» (польск. Skamander). В этот период Ивашкевич увлекался творчеством Ницше, Рембо, Уайльда. С Уайльдом Ивашкевича роднило преклонение перед «чистой красотой». Для творчества Ивашкевича того времени характерны мотивы жестокой любви и одиночества.
 В 1930-е годы в поэзии Ивашкевича в основном превалирует тон тревоги и беспокойства, он стремится создать в своих произведениях атмосферу «мистифицированной повседневности». В этих произведениях оформился сам стиль писателя, определяющими чертами которого стали чувственное, пластическое изображение, лиричность и камерность повествования…