Отчего женщина являлась символом коварства?

Райнхард фон Лоэнграмм
И враги человеку домашние его...
  Новый завет

Сегодня я объясню, что адреналин ни при чём. Просто потому, что взрослый мужчина умеет с ним обращаться, как с чаем и кофе. А также объясню, отчего верен эпиграф и очень обидное для всех честных людей утверждение о том, что коварство и подлость - исключительно женские прерогативы. Увы, это так, хотя радует очень то количество людей, что склонно обижаться, слыша эти утверждения. Это означает, что для человечества ещё не всё потеряно.

И для героя тоже. Он просто настоящий мужчина - созданный Творцом для личного счастья и исправления мира, что лежит во зле. Все остальные версии про разные искривления психики при трудном детстве и страшных нагрузках на организм есть намеренные клеветнические наезды при поддержке отца лжи. Самокритические филиппики самого героя в моменты, когда у него нервы сдают не берутся в расчёт, потому что во-первых, нервы сдают у того, у кого душа есть и развивается - страдания тут вещь обычная, сопутствует, во-вторых, в молодости у всех в голове мусор из пропагандистких клише, которые безотцовщина только культивирует, в-третьих, быстрое взросление всегда причиняет сильную боль. То, что душа у парня чистая, несмотря на все мороки, то и дело норовящие на неё заползти, авторы сюжета нам постоянно демонстрируют. То, что их старания игнорируются определённой частью зрителей - проблема самих этих злобных завистников, они знают, что их душа не способна на те благородные движения, каковые совершает герой - где сознательно, где просто следуя своему естеству.

Начнём с одного очень интересного момента - герой ощущает свою ответственность за то, что происходит рядом с ним, и в семье именно этот мужчина - старший, вот доказательство:
при знакомстве Райнхард сразу обозначает, кто где и как на территории...

Отчего так? Оттого, что отец доказал, что неспособен на это - http://rainhard-15.livejournal.com/47272.html
Вспомним сюда  также сцену, которую Райнхард вспоминает в одиночестве на Хайнессене - когда темнота становится такой же непереносимой, когда оба ребёнка остались без матери. На самом деле он скучает без жены, но воспоминание детства, где сестра просто из желания отвязаться программирует брата стать солнцем - дорисовывает полностью характер героя, это удивительно целостная личность, знающая, что происходит и как следует поступать. Именно тогда Райнхард стал полностью взрослым мужчиной, но насколько это ужасно в столь нежном возрасте, только жена и способна догадаться - её добряк-папаша тоже вдовец, не нашедший замену её матери. С женой, забегая вперёд, герою очень повезло - имея мужской ум, как любят приговаривать христиане, желая подчеркнуть величие человеческой души у отдельных дам, она также оказалась обладательницей любящего сердца, такого, что видело даже больше, чем ум успевал осознавать. Понимая уникальность возлюбленной и тот факт, что она младше, Райнхард и не торопился переводить отношения в полностью личные, да и статус шефа оказал ему медвежью услугу. Однако о том, кто окажется избранницей, герой знал уже в момент знакомства - и не случайно нам не показывают их объяснение после того, как из пары друзей остался один. Учитывая сцену перед расставанием пары у Вермиллиона, нетрудно догадаться, какой она была - кто не понял, пересмотрите сцену, когда Хильда соглашается стать женой, поспешно перебивая избранника - эта деталь означает лишь, что фраза "я тебя люблю" из уст его ею уже не раз была услышана.

Итак, герой повзрослел не в 8 лет, а гораздо раньше - ведь наличие лимузина, приехавшего за сестрой, он воспринимает в штыки прежде, чем узнаёт, в чём дело. Оттого зрителю может казаться логичной его дальнейшая реакция. Но всё же, абстрагируясь от сюжета, насколько это типично - реагировать так, в столь нежном возрасте? Ну, хотя бы 15, верно? Реакция-то взрослого совершенно человека. Причём аристократа, возмущённого беззаконием - что за лицемерие, это продажа! - говорит не кто-нибудь, а  сам Райнхард. Ещё чуток абстрагируемся - разве не прав взрослый, призывающий ребёнка радоваться, что его семье повезло? В обход родовитой знати, выбор монарха падает на безвестную обедневшую семью гражданского... Относиться к этому можно как угодно, но в этом обществе единомышленников у Райнхарда нет, Кирхайс разделяет его точку зрения по другой причине, как нам постоянно намекают авторы фильма.

Однако что ни полагай Райнхард по этому вопросу, а его мнение мы отодвинем, поскольку дело восьмилетнего мальчишки - дома сидеть, а не вести себя, как Рэмбо в теле ребёнка.

Однако герой столь убедительно заявляет свою точку зрения, что верят ему все - и в данном случае напрасно, повторяю.

Просто потому, что сестра старше - настолько, что может сама иметь мнение по поводу произошедшего. И уж наверняка имеет, верно? 16 лет - для девушки возраст достаточный, чтоб самостоятельно определяться насчёт кавалеров. Сделавший предложение кавалер - вне конкурренции, это достоверный факт. Нам говорят, что "Аннерозе смирилась с судьбой". То есть, не протестовала. Однако и заявлений о том, что судьба эта её очень не устраивает, мы не наблюдаем - очи долу, да. Но как-то без молний недовольства наедине, хотя совсем не опытная матрона, умеющая владеть собой. А ведь это вовсе не полная противоположность характеру брата - помнится, на защиту решившего родиться племянника сия дама кинулась совсем без колебаний, сообразно породе, отлично осознавая степень грозившей опасности от террориста-смертника.

И давайте уже без оценок - её брата и современности... Молодая девушка - в этом возрасте всегда резко меняется жизнь - вполне готова к переменам. Спокойно сама встала и пошла - не очень-то много времени уделив прощанию с семьей. Ведёт себя при дворе нарочито спокойно - уверена в своих силах и позициях. Мила с мужчиной, с которым живёт - настолько, что видно, что он ей нравится. Заметим, тот, надо полагать, приложил к этому искренние усилия - статус позволяет и возможности. Кружить голову бедной провинциалке, вынужденной всё отрочество выживать и одной вести хозяйство (в своих девичьих либо детских мечтах, вероятно, желавшей быть принцессой - желание сбылось...) действующему монарху совсем несложно, верно? В 16 лет каждая девушка жаждет поклонников - а Аннерозе жаждала ещё раньше, иначе не влюбился бы несчастный Кирхайс по самые уши ещё ребёнком. Мальчишеская обида обоих друзей - на то, что отняли пироги и няньку, не более того. Не очень-то мила была с ними и нянька - иначе бы пятна крови смывать после драки не приходилось. Настоящей сестре, по духу, были бы важны любые происшествия в жизни брата, а не видимость благополучия. Вот тут и сделаем пометку - Аннерозе нужна успешная видимость благополучия. Поэтому ей и непонятно, почему брат бунтует против её статуса. Райнхард же, будучи по факту взрослым, понимает, что статус фаворитки унизителен. Реши кайзер жениться, вместо бунта были бы слёзы сожаления, что этап жизни завершён - но никакой вражды с окружающим миром и системой.

Понимает ли это Аннерозе? Да, но не хочет никакой борьбы и перемен, её всё устраивает. Именно поэтому и не хочет часто видеться с тем, кто напоминает ей об этом одним своим существованием - так Дуня в "Станционном смотрителе" предпочитает дождаться смерти отца, чтоб ездить к нему на могилу и плакать вполне безопасно, ещё и получив уважение окружающих. На самом деле брат уже и не нужен, это оставшаяся в детстве игрушка, которую иногда приятно вытащить из коробки и снова туда же положить. И всё дальнейшее повествование нам это доказывает.

Райнхард тоже это всё понял - напомним, он взрослый мужчина в теле ребёнка, о чём ночные прогулки с другом очень хорошо свидетельствуют (ничего странного, множество христианских святых проявляли себя так же, с раннего детства). Но принять не смог, предпочтя вслух озвучивать версию о чуть ли не насилии над сестрой - так легче переносить боль от осознания происходящего. Именно поэтому в известном эпизоде у него хватает сил и воли задать прямой вопрос: "Сестра, ты любила Кирхайса?" Это вопрос старшего в семье и в обществе, и дословно он означает: "Хорошо, меня ты кинула давно, но неужели тебе не жаль Зигфида? Зачем ты сделала так, что ещё и он погиб?". Как известно, от этого указания на свои шалости Аннерозе предпочла сбежать. Реальности и отвественности за свои действия эта дама не любит. С детства. Возможно, удалась в отца характером - это часто бывает, когда первым ребёнком в семье получается дочь. Как видим, запоздалой подачкой в виде приглашения погостить у себя брат ни разу не воспользовался - вполне сознательно. Оттого и столь негативна реакция на визит Хильды в домик в горах. И верно - насильно мил не будешь, а слёзы на могиле проблему не решат, Райнхард прав.

У них уже давно разные задачи - одна живёт ради себя, единственной, другой - ради всех остальных людей. Поэтому здесь он и не исключает ненависти к себе от неё - он-то не имеет права  и намерений кидать тех, кто верит ему. Как известно, "нет большей любви, чем положить душу свою за други своя" - сестра игралась в это, брат живёт так всерьёз. Как это, он видел - Оберштайн и Кирхайс среагировали одновременно, остальные берегли свою шкуру... Как назло, оказался прав и старый кайзер, что спокойно рассматривал кандидатуру Райнхарда в качестве своего преемника - это он дал понять на прямой вопрос Лихтенладе, тоже немало поспособствовав тому, что Липштадская война началась, это же дал понять и при всех - http://rainhard-15.livejournal.com/36973.html. Мнения Аннерозе мужчины не спросили - немало её этим оскорбив, и оттого стать подданной брата свыше её физических сил, на коронации её нет. Она ещё не раз отомстит, вот увидите. Она прекрасная ученица - а при дворе учителей хватает. И не её вина, что отравленная стрела брата не убила - скорее, в этом заслуга Оберштайна, что вовремя нейтрализовал яд, напомнив начальнику, кто он такой и для чего живёт.

Да, бросить брата как раз в тот момент, когда он вне себя от горя над гробом с телом друга - это сознательный удар, попытка избавиться. Настоящая сестра хотя бы ради приличия произнесла дежурные слова утешения, дождалась возвращения брата, а затем осторожно сообщила бы, мол, хочу уединиться, уеду жить в тихое место. Это сделал бы, скорее всего, и чужой человек в статусе родственницы. Однако всё иначе - и Аннерозе чётко указывает, что брата она ненавидит, и давно - это очень женский поступок, дамы с гаремной психологией содержанки. Что странного? Фаворитка - та же одалиска, а амбиций рулить государством у этой дамы мы не наблюдаем. Это также не признак ума. Обделённые умом часто испытывают негативные чувства, сиречь злобу. "Хватит хмуриться" - эту фразу ей на балу бросают совсем не зря... Приятельница полагает, что сестра должна радоваться победам брата - эта на самом деле ждёт, когда того выскочку грохнут на передовой, чтоб переплакать на публику один раз и успокоиться. Взрослый Райнхард Аннерозе не только не интересен, но и мешает. Лучше бы он выбрал что-нибудь попроще, а не эту карьеру.

Но всё же - разве это вот ложь? - возразят мне: на иллюстрации-то...

Нет, нисколько - не будем такими же максималистами, как эти парни. Их визит просто оказался в тему для отвлечься немного - а остальное один нафантазировал, другой отыграл, не смея оспаривать - истина страшнее, понимать, что по умершему кайзеру его дама искренне горюет. Но слёзы слезами и охами, а жизнь идёт дальше. Обожающие глаза Кирхайса забавны, но неинтересны, дама взрослая и хочет взрослых отношений. Грохнись тут Зигфид на колено, произнеси пламенную речь в стиле обычного брутального рыцаря "люблю-куплю- и полетели", мол, драгоценная госпожа, я возведу на трон Вашего брата и уведу Вас у всего Рейха! - и Ансбах попал бы в белый свет, даже не оцарапнув никого. Ибо кого любят, тот возвращается - и стоит Райнхарду поехать куда без Хильды, как случается разная пакость. Но Зигфид, очевидно, решил тихо дождаться, когда Райнхард сам наденет корону и скажет что-то вроде "хватит вздыхать, я вас сам поженю" - и дождался совсем другого http://rainhard-15.livejournal.com/39158.html.

Вернёмся к позициям Аннерозе, это важно, чтоб понять её поведение. Стратегически они хороши, тактически - дрянь. После кайзера её взять в жёны масса желающих, но этот её неугомонный и опасный брат - даже его друг его побаивается, что уж о нас, всех остальных, загадывать? - думают потенциальные женихи и не шевелятся. Посмотрите на Меклингера, что годы спустя вздыхает о том, что после гибели Кирхайса император не виделся с сестрой - нужно объяснять истинные причины этого сожаления? Валену - точно не нужно, и он тактично промолчал. Да-да, старую аристократию ужасный Райнхард прижал и унизил, а новая его и того пуще боится. Это что же, это как же, этот маньяк, которого я в колыбельке качала - этот... ещё и мужа искать мне среди своих сам будет, так что ли?! Да ты мне всю жизнь испоганил, негодяй, из-за тебя одни беды, я тебе лучшие годы отдала! - обычный вопль неумных женщин, которым к 30, знакомо? Когда что-то не устраивает, у них виноваты кто угодно - и обычно те, кто ближе... Как говорится, с кого кормимся, того и ненавидим... А ещё такой типаж виртуозно играет в страусов - и Аннерозе удаляется ждать, когда брат доиграется настолько, что можно будет честно рыдать на его могиле - глядишь, и женишок сыщется сам при этом.

Вопреки её ожиданиям, брат не приехал в слезах и соплях, скинутый с пути вверх кем-то поумнее и старше - не надо думать, что глазки Ройенталя прошли мимо внимания Аннерозе... Она на них насмотрелась в охотничьем домике и знала, что именно ему обязана жизнью, а вовсе не Зигфиду, который все свои шансы погубил именно тогда - вот и причина его ненависти к Оберштайну, который спас положение в  тот вечер. Да-да, умеющий стрелять Зигфид положил ствол, испугавшись ножа у горла заложницы - все копы всех стран закрывают лицо ладонью от профессионального позора... Аннерозе видела, как на это глядел взрослый Оскар - и поняла, что именно этот солидный мужчина пустил вперёд Кирхайса, чтоб сделать мальчишку спасителем дамы, и кабы он знал о происходящем, просто сделал бы всё сам, даже не подпустив к разборке Зигфида. Она даже не особо боялась во всю сцену покушения - слишком долго полоумная маркиза тешила своё горло, было понятно, что её план обязан сорваться любым способом. Оберштайн же слишком умён и неэмоционален, им не повертишь никак, Вольф женат, но жена не имеет на него влияния - и Аннерозе не предпринимает ничего, решая выждать. Заметим, Хильду ей удалось приручить до некоторой степени - та ещё очень  молода, и вполне сгодится версия об угрызениях совести после гибели Кирхайса.

У брата, как назло, всё получилось. Обожаемый народом рейха император, бог для армейских воротил, который не ведётся ни на какие подкаты буржуазии и олигархов. Даже оппозиции у него нет, оборванцы в беретах смешны для собственных юбок. Оскар погиб, Аннерозе тоже не могла предвидеть этого - http://rainhard-15.livejournal.com/50169.html .
Вольф и Пауль не влияют на взрослого монарха, годы уходят. И вот подарок - свадьба... Аннерозе кидается в атаку - вот он, её шанс! Тем более, что этот лох женился, как последний придурок, забрюхатив секретаршу - ну, что делать, известно, блистать рядом, детишек мы всегда любили... Посмотрите тут, какой обоз тряпок она с собой везёт - авторы фильма акцентируют на нём внимание... В то время как её брата еле уговаривают переселиться из отеля в приличный хоть чуток домишко - ну, несолидно, император, всё-таки... А теперь любопытный момент, кто угадает, ЧТО произошло за те полчаса, вот до этого эпизода?

Это ещё почему пальцы в кулаках, как в приступе гнева, ёрзание на месте и вежливые упрашивания идти пить чай, чуть не умоляющим тоном? Да ещё убедительная просьба звать по имени - именно сейчас? Потому, что плохо, просто держим лицо, разумеется. И хотим от избранницы тепла немедленно, потому что перенервничали их величество, он сейчас не император, а несчастный человек. Который ждал сестру, а встретил бездушную куклу, клушу, болтающую чепуху - уж на них при дворе у старого кайзера он насмотрелся, оттого и не отмечался в альковных делах, как сверстники и приятели.

Почему несчастный? да потому что понял, будучи взрослым мужчиной уже и по годам, что такое его сестра как человек и женщина. Райнхард мечется в ужасе - как, и старый Гольденбаум жил с этим существом? А я ещё его тиранить собирался, какое счастье, что бедняга сам умер... Я-то думал, что ... а она не любит вообще никого, Кирхайс, на кого ты разменялся, какой кошмар. Поделиться этим не с кем, и первый удар Аннерозе нанесла виртуозно - в этот раз Хильда избранника не поймёт.

Она не поймёт и дальше - полагая, что следующие встречи брата и сестры способны что-то наладить. Однако приступы болезни у монарха учащаются - после визитов родственницы. Ну, и перед окончательными разборками с республиканской заразой - что также неудивительно. Убрать от себя сестру Райнхард позволить себе не может, а жену крепко похитил младенец. На прОклятой же территории республики даже Оскар погиб от сумасшествия - у Райнхарда всё в порядке с душой, оттого сдаёт тело... Но если не я, то кто зачистит этот рассадник людской погибели? - с грустью думает император и уходит сражаться - за жену и сына, за будущее всей империи. Рай невозможен, но хоть ада не допустить мы обязаны - без креста на шее, но он отлично понимает это, воин поневоле. Он всегда хотел просто спокойно жить - семьёй, как и полагается, но...

Но у постели сидит смерть вполне себе во плоти, и ждёт, внимательно уточняя, когда силы держаться закончатся. У неё на лице только напускное жеманство и холод, и даже подколки вполне бабские - "Разве не все твои желания исполнились, Райнхард?". Да ни одного, честно отвечает император - мои я ещё даже не показывал никому. Забери медальон и оставь меня в покое.
Смерть задумалась, Аннерозе - нет, вся в эйфории от своей мести, вот, я посмотрю, как ты проиграешь, всё-таки посмотрю!

И финал снова пушкинский - но уже из другого повествования, не зря наш земляк общепринятый мировой классик литературы. Финал эстетично не заявлен, что даёт основания многим полагать, что продолжение сериала ожидалось, но не было сделано - так, малолетний Гольденбаум тоже оказывается живёхонек в последних сериях, хоть и не виден ещё зрителю - это вовсе не намёк, а конкретное указание. Похорон героя нет, хотя все погибшие соратники их удостоены. Нет даже гроба - зато есть заявление жены, с конкретными словами : "Он пал не от болезни...". Интересное определение, да? Что же вдруг поняла императрица в этот драматический миг, почему её глаза блеснули, как накануне Вермиллиона, когда она была всего лишь орудием Бога, потому что приказ о капитуляции мог и запоздать, и Ян мог его не послушаться? Хильда даже не произносит глагол "умер", хотя оснований хватает - стало быть, ей нужно, чтоб все ушли, и немедленно! Зачем? Что-то вдруг резко изменилось разве, что-то вздумало произойти? Да, произошло. Император победил и смерть, ещё не осознав этого сам. Он просто хотел жить - ради жены и сына, как всякий мужчина.

Потому что воин не сдался, а смирился. Когда же над одром даже молча раздаётся фраза "пусть Бог решает!", истинная суть человеческого смирения - "я уже не могу ничего делать сам" - Он не заставляет себя ждать. Спаситель благ и человеколюбец, и умеет совершать самые немыслимые вещи, как гласит библейская история про Лазаря, например.

А когда появляется Бог, человек молчит. Даже если он и обязан после поведать о происходящем - и все авторы об этом знают.

"Райские яблоки" Высоцкого, включите в студии, пожалуйста...