Еврейское наследие в Нидерландах

Александр Вишневецкий
         
     В 1579 году Нидерланды  освободились от владычества Испании и  открыли свои ворота для преследуемых испанских маранов, которые начали прибывать в страну, где они могли свободно вернуться к еврейской вере. Нидерланды быстро стали убежищем для преследуемых маранов и евреев. Маранами  называли евреев и их потомков, принявших христианство, в основном по  принуждению.
Ниже приведена в сокращенном и переработанном виде документальная хроника, описывающая начальный период переселения и проживания маранов,  которые стремились попасть  в свободные Нидерланды. Эта хроника была  опубликована в книге Ехиела  Лифшица на языке идиш «Поколения рассказывают», изданной в Нью-Йорке в 1944 году еврейским издательством «Матанот» (Подарки).
В 1589 году два судна, на которых ехали из Испании десять уважаемых и богатых маранов с их женами и детьми, попали в  шторм в Северном море. Мараны - переселенцы везли  с собой дорогие вещи,  много золота и серебра. Суда были ими арендованы для переезда в город Амстердам. Они оставили свою родину, чтобы заключить союз со своим Б-гом и не быть по принуждению поклоняющимися  чужому Богу.
Когда шторм утих, матросы и руководители кораблей осмотрели суда и заключили, что есть опасность течи, и что корабли нуждаются в ремонте. Они сообщили пассажирам о необходимости повернуть к суше. Это было позволено матросам и судам удалось добраться до берега  в районе города Эмдена (примечание автора перевода - ныне город в Германии).
Когда мараны прибыли в этот город, они заехали со своим багажом на время ремонта судов в дом, где жили евреи. Прогуливаясь по городу, они увидели в окне одного из домов красивого жирного гуся, выставленного на продажу с  надписью на незнакомом им  шрифте. Им захотелось отведать гуся, и они рассказали хозяину об этом. Хозяин дома велел купить гуся и сообщил  мужчинам, что его им купили у еврея Ури Галеви, а надпись около гуся была на иврите.  Мараны пожелали встретиться с Ури. Хозяин также рассказал им, что в 1581 году, когда 7 провинций Нидерландов оторвалось от Испании, был издан эдикт (указ, нормативный акт) их генеральных штатов, что позволено каждому, какого бы народа и веры он бы ни был, поселиться в Нидерландах и служить своему Б-гу свободно  и без помех, кроме католиков - заинтересованных в том, чтобы опять прийти к власти.
На следующий день этот хозяин, вместе с двумя пожилыми маранами, которые жили у него, отправились к Ури. Он их по дружески приветствовал, и  один из его сыновей переводил ему с испанского. Мараны сообщили Ури, что они также сыны Израиля, и они два раза в день читают "Шма Исраель". Они сбежали от инквизиции в Кастилии, чтобы иметь  возможность служить Б-гу своих предков сердцем, душой и всем своим имуществом в городе Амстердам, но шторм привел их в Эмдем. Они стремятся  с их  детьми вступить  в союз Авраама и найти раввина и учителя, который бы учил их Торе, и чтобы он был также их кантором, который три раза в день будет читать молитву для нашего Б-га. Тот кто станет их учителем Торы, тому всего будет хватать, потому что Б-г  наделил их достаточным богатством.
Ури Галеви им ответил: «Благословен Б-г, который указал Вам правильную дорогу к нашим домам. Но здесь  мы не можем привести Вас к еврейству, потому что большинство жителей здесь лютеране. Поэтому езжайте в Амстердам, как только суда будут отремонтированы, и  мы туда также приедем с нашими семьями, чтобы быть вместе с вами»...
Этому обещанию они обрадовались и с прощальным "Шолом алейхем" они расстались. Как только суда были починены, они поторопились и отъехали.  Через несколько дней они без приключений прибыли в Амстердам, где арендовали себе жилье и привязали красный шнур к окну. Прошли три недели и за это время Моше Ури продал свое домашнее имущество и со своей семьей приехал в Амстердам, где они отыскали дом с поселившимися маранами по красному шнуру на окне. На второй  день по прибытию Ури и его семьи в Амстердам несколько маранов дали себя подвергнуть обрезанию, чтобы показать свое стремление выполнить заветы Б-га. Первым был старик Яков Тирадо и вслед за ним последовали в дальнейшие дни 10 мужчин с их сыновьями (первый ребенок подвергшийся обрезанию через 8 дней после рождения был Арон Царфати). Красивая комната была выделена  маранами для зала молитв и там хазан Моше Ури молился согласно ашкеназийскому обычаю и исполнял религиозные напевы на идиш.
Новости  об их благополучном пребывании на этой земле распространились, и еще новые мараны стали прибывать из Испании.  В 1596 году когда вся община воссоединилась, они собралась на Йом Кипур просить прощения за свои грехи.  Когда их нидерландские соседи увидели собравшуюся  толпу и услышали мольбы молящихся, они ужаснулись, полагая что эти мольбы связаны с побежденными католиками, которые угрожают  миру в стране. Они поставили в известность верховного судью (верховный судья - имеется, наверное, в виду бургомистр): "Мы заметили по соседству с нами массу людей, которые возможно хотят помешать миру и покою наших свободных провинций, отвоеванных  с оружием у католиков. Они опять думают о том, как сделать нас подневольными и уничтожить нас". Бургомистр почувствовал опасность и послал своих солдат и людей из его домашней охраны туда, чтобы разогнать собравшихся и бросить их руководителей в тюрьму. Когда люди, посланные бургомистром туда прибыли, они постучали в  закрытую дверь. Солдаты хотели войти, но так как им не открыли, они ворвались насильно. Тревога заставила молящихся, завернутых в талесы, сбежать, кто через дверь, кто через окно. Однако были такие, которые не успели или не смогли  убежать, у них солдаты прощупывали талесы и карманы и кричали им: "Дайте сюда ваши картинки, кресты и ваши книги для молитв!"  Им ничем не могли ответить мараны, ведь они не понимали язык страны.  Солдаты обыскали всю комнату, но не нашли никаких вещей, кроме сидуров. Они отвели старика Моше Арона и других верующих в тюрьму. Но их руководитель, мужественный Яков Тирадо, безбоязненно  побежал к бургомистру, поклонился ему и обратился к нему на латыни, которую. он знал превосходно: " Мой господин, позволь твоему  слуге обратиться к тебе. Никто бы не поверил, если бы ему рассказали,  что такой справедливый судья как ты дал разогнать  и посадить в тюрьму молящихся и невинных  людей, которые сегодня постились с восхода солнца и страдали от святых просьб, чтобы служить  Б-гу неба и земли. Мог бы кто-то поверить, что ты велел их разогнать  и арестовать, только из-за того что их соседи оговорили? Откуда у них изображения людей, кресты и молитвенные книги? Как ты поверил  пустым разговорам лживых языков?  Мой господин, мы евреи, и мы сюда приехали, чтобы служить своему Б-гу. Мы слышали, что руководители страны выпустили эдикт, что каждому, какой бы веры и языка он не был, дана свобода сохранять свою веру. Но так как мы все еще боимся испанской инквизиции, мы собрались и тайно молились. Мы спасли многих маранов, ведь  пламя костров инквизиции омрачает их жизнь в Испании. Наши братья, которые все еще находятся там, имеют много добра, и мы им будем писать, как любовно и хорошо мы здесь приняты, и по крайней мере еще более 50 семей прибудут сюда со своим имуществом и богатствами в течение года. От их широких и разнообразных связей и большого опыта в торговле страна многому научится и будет иметь большую пользу, и таким образом богатство страны увеличится. Мы будем до последнего дыхания преданно служить нашему господину и добродетелю. Пусть твои охранники при нас скажут, что они нашли у задержанных на молитве из католических предметов или что-то, что подтверждает, что мы хотели  помешать покою страны".
Бургомистр велел позвать солдат, те подтвердили, что слова Якова Тирадо правдивы, и верховный судья освободил арестованных. Он сказал Тирадо и остальным: "Вы не виновны, возвращайтесь в свои дома, собирайте свой народ, т.к. день еще велик, чтобы помолиться Б-гу, чтобы он Вашу молитву услышал и очистил Вас от грехов. Помолитесь и за меня, за главу города и страну. Идите, мы Вас защитим!".
Мараны поклонились  и вернулись обратно, собрали своих братьев и им вкратце рассказали, что с ними произошло. Они прочитали молитвы с радостными сердцами и когда появились звезды, они вернулись в свои дома. Утром следующего дня они собрались  к восходу солнца и в праздничной обстановке громко и радостно молились. Потом они попросили  Тирадо, чтобы он пошел в сопровождении Ури Галеви и его сына к  верховному судье и поблагодарил его от имени всех за милосердие, проявленное к ним. Бургомистр их принял уважительно, и Тирадо  попросил его: " Будь для нас прямым представителем  у господ провинций, чтобы они дали нам подписанный ими документ с разрешением  построить  в этом городе на открытой площади  красивую синагогу". Бургомистр ответил: " Я принимаю твою просьбу и заступлюсь за тебя и твой народ у господ страны".
 Он сдержал слово  и через три месяца они получили радостную весть, что  по просьбе главного судьи  господа этой страны согласились предоставить им  и их общине защиту. Потом главный судья переслал им обоснованное разрешение  построить синагогу. На основе этого они купили место и построили синагогу и ее назвали именем  дом Якова (это имя было выгравировано  на мраморном камне над входом), который обозначает весь еврейский народ и особо увековечивает имя Якова Тирадо…( Примечание автора перевода: Там, где селились евреи на новых землях в разных странах, они первым делом стремились построить синагогу и найти подходящее место для кладбища. В истории нового очага проживания, в Нидерландах, это проявилось особенно ярко, при относительно небольшом еврейском населении, как количеством синагог, так и сохраняемыми нынче государством старинными еврейскими кладбищами).
Эта первая еврейская синагога сефардской общины была построена на пожертвования всех членов общины и была открыта с праздничным настроением на Рош Ашона вечером в 1597 году. Рав Моше Галеви и его сын отдались святой работе: отец молился на идиш, а его сын для слушателей и учеников переводил это на испанский.
На этом хроника кончается. Из документальных  источников того времени далее известно, что община была основана под руководством раввина Ури Галеви, свиток Торы был им привезен из Эмдена, и этот свиток Торы находился во владении сообщества. За короткий период времени были созданы три сефардских общины: дом Якова между 1602 и 1610 годами,  Неве Шалом  между 1608 и 1612 и дом  Израиля в 1618 году. Все три общины объединились в 1639 году в португальскую еврейскую  общину, куда вошли   испанские и португальские евреи, которые ранее бежали из Испании и Португалии и нашли убежище в толерантном городе Амстердам. В то время Нидерланды боролись, чтобы выйти из-под испанского контроля, скорее всего поэтому мараны  опасались  обозначения общины как  «испанской».     Все они общались на португальском языке, а испанский был использован ими для научных публикаций, прозы и поэзии. Когда большинство членов общины выучили иврит, служба в синагогах стала проводиться на иврите. 
Их библиотека «Дерево жизни», основанная в 1616 году, старейшая функционирующая еврейская библиотека в мире, она входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она существует по сей день и является одной из самых известных еврейских библиотек в мире. Евреи из Испании и Португалии расселились затем в других крупных городах на западе страны к середине 17-го века.
Ряд впечатляющих еврейских памятников находится в центре Амстердама в старом еврейском квартале в пространстве менее одного квадратного километра:  Еврейский исторический музей, внушительная  португальская синагога и ее коллекция ритуальных предметов, библиотека «Дерево жизни» и  Голландский Шоубург (Еврейский  театр, ныне - Национальный мемориал Холокоста).   В течение зимних месяцев, проводятся службы в небольшой подогреваемой зимой синагоге внутри здания португальской синагоги. Подвалы синагоги были превращены в палату сокровищ, содержащую предметы культа общины и многие исторические рукописи из библиотеки » Дерево жизни».
Вместе с Старо-новой синагогой в Праге (построенной в 1270 году!), португальская синагога  является старейшей функционирующей синагогой в мире. Строительство монументальной португальской синагоги  было начато в 1671 году на краю тогдашнего  города. Постройка была завершена в 1675 году в стиле классицизма.  До настоящего времени, как и  на протяжении веков, здание остается культурным и религиозным центром сефардской еврейской общины Амстердама - с услугами для евреев, праздничными днями и специальными мероприятиями.
На протяжении нескольких веков Амстердам был центром западно-сефардского мира, где готовили многих раввинов, ученых, философов, художников, торговцев и банкиров, которые внесли огромный вклад в процветание Нидерландов. До середины 19 столетия Амстердам, столица Голландии, была богатейшей еврейской общиной в Европе. Вторая мировая война положила конец относительно благополучного существования голландских евреев. 3700 из 4300 португальских и испанских евреев погибли.  Через транзитный лагерь Вестерборк на территории Нидерландов было депортировано три четверти еврейского населения в лагеря смерти вне страны и затем уничтожено нацистами.  Примерно из 140 тысяч евреев, живших в Нидерландах в начале Второй мировой войны, 102000 были убиты в лагерях.
Тем не менее, 9 мая 1945 года, через четыре дня после освобождения Нидерландов, религиозные услуги были возобновлены в нетронутой португальской синагоге. Сегодня сефардское сообщество насчитывает около 250 семей, связанных с сообществом и около 630 членов. Нынешняя еврейская община в Нидерландах составляет 45 тысяч человек, из них около 10 тысяч- граждане Израиля.
 Вторая группа евреев - ашкеназы из  Восточной Европы селились сначала из-за бедности преимущественно в сельской местности и небольших городах в восточных провинциях и занимались  мелкой торговлей. Первые ашкеназы  прибыли в Амстердам в двадцатые годы 17 столетия из Чехии и Германии. Затем в Нидерландах нашли убежище евреи из  Польши  (главным образом из её украинской части), бежавшие от погромов Б. Хмельницкого (1648–49) и от нашествия шведов (1655). В 1640 г. они открыли свою первую синагогу.  Позднее ашкеназы установили торговые связи с Восточной Европой и Германией. Многие из них стали менялами, посредничали при заключении кредитных соглашений между немецкими государствами и голландскими банками, а также были заняты обработкой и продажей бриллиантов. В 18 столетии положение ашкеназийской общины улучшилось.  Их численность быстро росла и превзошла затем многократно численность сефардских евреев.   В конце 18 столетия в Амстердаме уже  было более  18 тысяч  ашкеназов. Первая еврейская газета «Газета де Амстердам» издавалась на испанском языке в 1675–90 годах. Первая газета в мире на идиш «Динстагишер унд фрайтагишер курант» (1686–87)  выходила в Нидерландах дважды в неделю по вторникам и пятницам, к тому времени там уже печатали на идиш религиозные книги.
 Еврейский исторический музей является крупнейшим в Европе.  Он субсидируется муниципалитетом и правительством Нидерландов с мая 1987 года и занимает отреставрированный комплекс из четырех зданий  ашкеназийских синагог 17–18 веков; при нем работают библиотека, центр еврейской документации, магазин еврейской книги. Еврейский исторический музей представляет историю евреев от их прибытия в Нидерланды и до настоящего времени.  Выставки музея разделены на три периода: до войны, во время и после войны. Здесь имеется мебель старинной синагоги, такая как бима - возвышение, где стоял кантор в синагоге и читал  Тору; трехмерные компьютерные реконструкции зданий музея в разное время; исторические материалы; новые фильмы, показывающие динамизм и разнообразие иудаизма в настоящем. Эти фильмы связаны с различными праздниками и моментами жизненного цикла, даны интервью голландских евреев о своем личном опыте соблюдения еврейских традиций. Есть кадры, показывающие атмосферу предвоенной еврейской жизни в Нидерландах. Главная идея в иудаизме, выраженная в музее, сделать мир более совершенным каждым своим действием.  Эта мысль является универсальной; и каждый посетитель может применить ее в его собственной жизни, независимо от расы или религии.  Детский музей расположен в Еврейском историческом музее и состоит из трех этажей, оформленных как дом в еврейской семье.
 Из того, что нашей группе удалось посетить за восьмидневное пребывание в Нидерландах в марте 2015 года были португальская синагога в Амстердаме и ашкеназийская синагога в Элбурге, также превращенная в еврейский музей из-за отсутствия нынче евреев в городе, В городе Леувардене мы побывали у здания ныне не функционирующих синагоги  и бывшей еврейской школы. Мы также смогли извне посмотреть старинное еврейское кладбище и бывшие еврейские дома, на которых имеются знаки в виде могендавидов (шестиугольная звезда).
 В Элбурге  после Второй мировой войны в городе  не удавалось собрать  даже миньян. В течение первых 150 лет жизни евреев в Элбурге услуги синагоги и религиозного обучения проводились в частном доме.  В 1855 году построили синагогу. К концу 19-го столетия, еврейское население города составило 120 человек (5% от населения Элбурга в то время). Большинство кормильцев общины были торговцами. Старейшее надгробие на  еврейском кладбище с 1768 года. Еврейское население Элбурга постепенно снизилось во второй половине девятнадцатого века и упало быстрыми темпами в течение первой трети 20 столетия из-за плохого состояния местной экономики. К 1938 году только несколько десятков евреев все еще оставалось в Элбурге, и религиозная жизнь практически прекратились.  Во время Второй мировой войны, половина евреев Элбурга была депортирована и погибла в нацистских лагерях смерти. Другой половине удалось прожить войну в подполье. Синагога  Элбурга во время  войны осталась  неповрежденной и не была использована в качестве культурного еврейского центра до недавнего времени. Мемориальная доска в память о погибших евреях Элбурга был установлена на стене местного еврейского кладбища в 1985 году. В 1990 году кладбище было внесено в национальный список охраняемых природных памятников.  Текущее обслуживание кладбища предоставляется местным муниципалитетом. Еврейский музей в бывшей синагоге Элбурга был  открыт в июне 2008 года. В музее сосредоточены многочисленные материалы о еврейской жизни в городе, описания еврейских праздников, выставка портретов детей, погибших в концентрационных лагерях, ритуальные предметы, предметы быта, множество видео и фотоматериалов.
В заключение хочется отметить большой интерес ко всему, что связано с еврейской жизнью в Нидерландах и бережное отношение властей к памятникам еврейского прошлого в стране. Нас также поразило значительное количество посетителей памятников еврейского наследия в этой стране.