С Олимпа - физкультпривет! Прометей

Леон Катаков
       Боги, как и люди бывают разными. Одни злые и коварные, как Арес и  Гера, другие добрые и беспомощные, как Гефест, третьи - благородные и твердые духом, как Афина, четвертые хитрые проныры, как Гермес. Но даже среди множества богов особняком стоит титан Прометей, пожалуй единственный альтруист в разношерстной когорте божеств.
       Альтруистов люди не любят. В самом деле, ну как, скажите на милость, можно отнестись к человеку, который бескорыстно помогает Ирочке из соседнего класса или Верочке из вашего отдела? Во-первых, надо еще выяснить, делает ли он это на самом деле бескорыстно, или у него там, в закромах души, черным-черно? А почему именно Верочке? А, знаем, знаем, хи-хи-хи. Ну, конечно, небось, Свете бы не помог... Но каков все-таки негодяй, а? Интересно, когда же он расколется? Опросы Гэллапа тех времен, опубликованные в журнале "Новости Олимпа" однозначно подтверждают: отношение к альтруистам было скверное. Их ненавидели, убивали, пытали и мучили самым жестоким образом, хотя услугами их вовсю пользовались. Действительно, надо быть круглым идиотом, чтобы отказаться от совершенно бесплатной помощи. На худой конец можно было попросить альтруиста сбегать за пивом или оплатить коммунальные услуги, выстояв длинную очередь. Но хуже всего то, что этой публики на свете бы не было, не подай дурной пример Прометей, титан второго поколения, грудью вставший на защиту революционера Зевса и его партии "За процветающий мир".
       Времена были смутные. (А когда они ясные?) Шла яростная борьба за власть между титанами и потомством Крона. Как водится, нашелся предатель, перешедший из лагеря титанов на сторону Зевса. Иудушку звали Прометеем и являлся он сыном титана Иапета, то есть двоюродным братом Зевса и одновременно родным братом Атланта. Почему же Прометей предал свою родню? Во имя каких идеалов? Поскольку в истории остался он как величайший альтруист, то самой первой версией является именно эта. Да, именно так. Прометей с детства был несколько придурочным титаном со странностями. Если другие титанята резвились и играли в бейсбол, то этот крендель сидел на берегу речки и со слезами на глазах наблюдал величественный закат солнца. Сколько раз он получал увестистые тумаки от сверстников, когда пытался помешать им словить приглянувшегося жука-оленя.
 - Не трожьте его, он же занесен в Красную книгу - убеждал он своего родного брата Атланта, собиравшего коллекцию насекомых.
Поскольку Атлант был старше и намного сильнее, то нос у Прометея от постоянных побоев стал плоским, как пряник, обычный греческий пряник да таким на всю жизнь и остался.
Некоторые исследователи убеждены, что никаким альтруистом Прометей не являлся и что все его экстраординарные поступки продиктованы единственно желанием как можно больше отличиться и войти в историю в качестве самого благородного бога среди всех богов, будь это олимпийское созвездие либо набор богов индуистского разлива. Таким образом, константируют историки, можно с уверенностью сказать, что Прометей как раз отличался непомерным тщеславием. Доказательства у ученых мужей следующие. Остались свидетельства того, что титан, изучив строение гортани у смертных, разработал и создал первый в мире алфавит, вобравший в себя все возможные звуки, которые способен был производить человек.Таковых букв оказалось сто пятнадцать и самой экзотичной сам Прометей считал букву "е" с одной точкой.
 - Прикинь, - говорил он океаниде Электре, - что ты произносишь слово "ёлка" с одной точкой над "е".
 - Почему, - задаются вопросом ученые, - Прометею понадобилось создавать алфавиты не существующих на то время языков? Например, английского и камбоджийского, в котором семьдесят две буквы? Ведь известно, что кроме древних греков, на земле проживали только камчадалы, которые приняли алфавит из рук Прометея, но очень скоро потеряли его во время первого же снежного бурана. Не является ли это проявлением неуемного тщеславия? Да, говорят они, именно Прометей является первым в мире богом-лингвистом, а не златокудрый Аполлон (красавчикам всегда везет), но и только! Далее, утверждают ученые, есть свидетельства того, что Прометей создал карандаши, краски, холсты и научил людей рисовать, писать маслом и гуашью и что в запасниках музея Гугенхейма якобы хранится совершенно уникальная картина, им написанная и что на этой картине изображено небо, которое выглядело именно таким три миллиарда лет назад. Даже сам факт дошедшей до нас столь древней картины заставляет, утверждают ученые, говорить о Прометее, как величайшем художнике мира, быть может, не уступавшему в мастерстве самому Рубенсу. Не говорит ли это о его непомерных амбициях? А счеты? Ведь именно он познакомил людей с различными системами счисления, он впервые доказал теоремы Виета и Лагранжа и именно он открыл биномы Ньютона. А как насчет паруса? Тайком от богов сконструировал Прометей спортивную яхту класса "Катамаран", впервые в мире применив паруса из синтетического шелка. Да что паруса? Кто заложил основы селекции и генетики? Кто, в конце концов, основал фармакологию? Разве омепрaзол и парацетамол - не его изобретения, впоследствии незаслуженно приписанные Аполлону? Ученые сознательно не упоминают в высшей степени неприглядную историю с огнем, похищенным с Олимпа.   
Вот стенограмма записи беседы Прометея с его двоюродной сестрой, океанидой Плейоной.
 - О, несчастный я титан. Несчастная моя судьба. За что, за что мне такая доля, а Плейона? За тот огонь, который якобы выкрал я из кузницы Гефеста и передал людям? Но ведь ничего я им не дарил, дорогая кузина. Все это Зевс, коварный, беспринципный, неблагодарный Зевс. Не он ли, будучи пьяным, кидал молнии на землю, стремясь попасть в мишень, а вместо этого попал в сухую сосну и та загорелась? А люди же не дураки. Ясно же, что они этим воспользовались. Да, подарил я людям алфавит, счеты и технику земледелия. Но кто меня об этом просил? Деметра, сестра этого инквизитора. И я подозреваю, что по его же просьбе, дабы найти предлог подставить меня. О, горе мне, горе. Ты помнишь, как я помог этому извергу, убедив свою мать Фемиду и бабушку Гею принять сторону Зевса? А он? Не знаю, за что мстит мне он? Вряд ли за эту информацию, которую я дал людям. Наверное, завидует, что в науках я гораздо сильнее его. Ведь даже лазерные молнии свои для него выковали циклопы. О горе мне. Обречен стоять я здесь, прикованный к горе Казбек и мучиться. Но ничего! Придет конец и моим мучениям, Злой рок настигнет тирана и самодура.
 - Ты о ком, братец?
 - О Зевсе, о ком же еще. Будет он свергнут с престола самым жестоким образом, впрочем, вполне ему достойным.
 - И как?
 - Через своего сына, который вывернет его наизнанку через четвертое измерение в утробу Тартара.
 - А кто будет его мать?
 - Ты задаешь слишком много вопросов, Плейона. Уж не послана ли ты олимпийцами узнать мою сокровенную тайну? Никому на свете я ее не открою. Пусть, пусть мучит меня гнусный тиран. Тем более светлым будет для меня день, когда свершится чудо и сын его, Джейкоб, свернет его в бараний рог.
 - Это как, в бараний рог?
 - Это метафора или гипербола, да и не важно...
 - Какой ты умный, Прометей. А тебе не хотелось бы подчиниться Зевсу, жениться, завести детишек.
 - Нет, сестричка, то есть, да. Но есть на свете вещи, которыми я не поступлюсь. Уж такой я твердый.
Оказалось, что есть. Дурочка Плейона рассказала о существовании тайны сестрам, те - мужьям и вскоре ужасная весть достигла Олимпа. Зевс немедленно вызвал Гермеса.
 - Сын мой, ступай и всеми методами узнай его тайну. Нам, друг, грозит опасность.
 - Отец, но ведь всего-навсего надо отказаться от гулянок.
 - А для чего тогда жить вообще? Нет, сын мой, так дело не пойдет. Пойди к Прометею и выведай его тайну.
Гермес сел на поезд Афины - Кисловодск и поехал на Кавказ. Конечно же, в число главных достопримечательностей того края являлся как раз прикованный к скале Прометей, под ногами которого сновали бесчисленные туристы со всего света и фотографировали друга друга на его фоне.
 - Дружок, - обратился к Прометею Гермес. Твои дела плохи. Либо ты говоришь свою тайну, либо завтра тебя ждет очень плохой сюрприз.
 - Не говори намеками. Что еще за сюрприз?
 - Орел, друг мой. Очень непростой, крупный голодный орел. Каждый вечер, приблизительно в шесть часов, он будет прилетать к тебе и клевать твою печень. Зевсу отлично известны твои способности к регенерации органов, так что к утру ты будешь как огурчик.
 - Отлично, Гермес. Это именно то, чего я желаю. Таким образом, я стану первым в мире великомучеником.
 - Ты войдешь в историю, как великий дурак, - в сердцах бросил Гермес и отправился покупать обратный билет.
Прометей с нетерпением ждал вечера. Вот разъехались надоедливые туристы, служитель потушил свет и в наступившей мертвой тишине послышались хлопания крыльев. Да, Гермес не шутил. Это был крупный орел тетеревятник с невероятно острым клювом. Птица с клекотом рвала на части тело титана, пока не добралась до печени. О, как было больно Прометею, но ни звука он не издал.
 - Мой подвиг во имя человечества! - как заклинание повторял титан.
Склевав печень орел, тяжело хлопая крыльями, улетел. Действительно, на следующий день Прометей, как обычно, стоял у скалы и никаких ран и шрамов на теле не наблюдалось. Вечером сцена повторилась. Орел клевал свежую печенку и улетел. Несколько раз мерзская птица прилетала с подругой, у которой клюв был тупее, отчего она вырывала более крупные куски печени, боль была гораздо сильнее.
      Наконец, через месяц, перед заходом солнца к скале подошел невероятно сильный человек, со шкурой льва на плечах, мечом на поясе, луком за спиной и тяжелой палицей в руке.
 - Это еще кто, - с беспокойством подумал титан, - никак, новый фокус.
 - Так ты и есть Прометей? - спросил силач.
 - Так точно, а ты кто?
 - Я - Геракл.
 - Слышал о тебе, герой. Так с чем же ты пришел?
 - Убедить тебя подчиниться Зевсу. Но мои доводы совсем иного плана.
 - Слушаю тебя с огромным вниманием.
 - Ты видишь туристов, снующих между твоими ногами и со смехом фотографирующих тебя.
 - Ну, видел.
 - А ради этих тварей ты мучаешься? Достойны ли они твоих дум и высоких помыслов? Да ведь они смеются над тобой. Я сам слушал по радио, как тебя называли самым глупым титаном мира.
Прометей вздрогнул.
 - А ведь ты прав, Геракл. Я этом подонкам дал уйму полезных вещей, а они смеются надо мной. Ну, нет. Больше им никаких полезностей.
Потом, подумав, титан молвил.
 - Я согласен открыть тайну великому Зевсу в обмен на прощение. Но уполномочен ли ты говорить от его имени?
Вместо ответа герой натянул лук, тщательно прицелился и выстрелил в подлетавшего орла, пронзив его насквозь. Затем достал из сумки кувалду и разбил сковывавшие титана цепи.
 - Ты свободен, Прометей. Пошли к Зевсу.
На Олимпе царило приподнятое настроение. Всюду сновали слуги. Очень вкусно пахло. По всем признакам, общество готовилось к грандиозному банкету. Геракл и Прометей подошли к роскошному трону, на котором чинно сидели Зевс и Гера.
 - А, это ты, Прометей. Слушаю тебя.
 - О, великий Зевс. Прости меня, неразумного титана, осмелившего перечить тебе, громовержцу. Бью челом и клянусь отныне беспрекословно тебе повиноваться.
 - А тайна, тайна. Что это ты такое знал, а?
 - Великий Зевс, тебе не следует сойтись с морской богиней Фетидой, от которой сын твой, Джейкоб, восстанет против тебя.
 - С Фетидой? Этой набитой дурой в лицом кальмара? Герунь, ты слышала?
Это было настолько нелепо, что Олимп разразился гомерическим хохотом.
 - Ладно, Прометей, ты прощен. Будешь работать со своим другом Гефестом. А теперь друзья мои, всем за стол. Кушать подано, господа.