Развитие социальной философии 6

Виталий Шолохов
Развитие социальной философии в рамках самоорганизующейся картины мира и синергетики

Синергетика – это «теория хаоса», хотя она исследует механизм перехода неравновесных систем к «порядку», то есть макроскопическим структурам, которые представляют собой системы с относительно малым числом степеней  свободы по сравнению с исходным состоянием тех же самых систем. Исследования одного из ведущих синергетиков немецкого учёного Г.Хакена показали, что среди возникающих макроскопических структур какая-то часть оказывается неустойчивой и со временем распадается (возвращается в исходное состояние). Это также становится важным событием, которое следует непременно учитывать при анализе исторических событий в критические периоды жизни общества (революции). Те макроскопические системы, которые остаются, называются «параметрами порядка». Сам термин «синергетика» был, как известно,  введен Г.Хакеном и обозначает «... совместное действие многих подсистем..., в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование» [276].
Синергетикой также установлено, что поведение (кооперация) возникающих макросистем подчиняется универсальным принципам управления, независимо от природы элементов входящих в них подсистем. Особой проблемой оказывается вид кооперативных связей. Последние могут представлять собой замкнутые цепи обратных связей (это то, чем занимается кибернетика), которые к тому же «построены» иерархически (теория симметрии, теория систем, диалектическая логика). То, что переход исходной системы в макроскопическую имеет много промежуточных этапов, отмечал уже Г.Хакен. Так, например, по мере роста средней величины производительности человеческого труда, общество должно проходить через несколько этапов своего развития. Данный факт подтверждает правильность теории К.Маркса об общественно-экономических формациях. Процесс возникновения макроструктур характеризуется также обратным воздействием их на механизм взаимодействия элементов между собой. Применительно к обществу людей это означает, что возникновение новых общественно-экономических структур должно всякий раз сопровождаться изменением отношений между людьми. Этот вывод синергетики также коррелирует с теорией К.Маркса о соответствии общественных отношений людей в обществе характеру и уровню развития его материально-технической базы.
Из вышерассмотренных идей Синергетики проистекает хорошо известная философской общественности мысль Моисеева Н.Н. о ко-эволюции систем и элементов. В результате: «Вселенная представляет собой единую целостную систему» [169]. Она устроена иерархически, то есть процесс возникновения макросистем вложен сам в себя. На каждом уровне иерархии её «элементы» образуют основу для формирования более высокого уровня макроструктуры. Причем, макроописание последних не сводимо к микроописанию «элементов» [278]. Поэтому в обществе организации и ансамбли организаций не сводимы к людям. Причем, процесс возникновения макроструктур является самоорганизующимся. Уровень «люди» и уровень «общество» представляют собой две самостоятельные подсистемы, столь же тесно связанные друг с другом, сколь и принципиально не сводимые одна к другой [277]. Наблюдается «феномен циклической причинности»: с одной стороны, элементы «порабощены» «параметрами порядка», а с другой, - они же определяют поведение параметров порядка. Моисеевым Н.Н. был сделан вывод, что самоорганизация есть процесс, который « происходит во всяком случае, до поры до времени, при отсутствии направляющего начала» [171]. С одной стороны, такого рода идея - основа новой концепции детерминизма. С другой, - процессы самоорганизации не могут существовать устойчиво и протекать без цели, критерия близости к цели, оценки этого отклонения (получения информации) и организации изменений в системе, ведущих к достижению поставленной цели. Другой вопрос, что цель не может быть поставлена произвольно. Напомним, как возникает неустойчивость системы, - на неё осуществляется сильное материальное и энергетическое воздействие. Отсюда цель новой макроструктуры должна быть каким-то образом непременно связана с веществом и энергией.
Синергетика сосредоточила основное внимание на процессах развития, эволюции, неустойчивости и динамики нелинейных систем. Хотя эти явления присущи природе в целом, но наука обратилась в первую очередь к исследованию статистических ансамблей. Но не менее интересными являются и единичные объекты, которые действуют по принципу самонастройки (саморегулирования, самоорганизации, адаптации и т.п.). Например, не раз упоминавшийся выше И.Пригожин рассмотрел простой маятник в его верхней точке. Она является неустойчивой, но главное здесь в том, что движение маятника вперёд или назад зависит от случайных флюктуаций. Мы, со своей стороны, полагаем, что его мысль о том, что при малых колебаниях маятник есть детерминистический объект является неправильной: «Если сдвинуть груз маятника недалеко от его самого нижнего положения, то, в конце концов, он вернётся в исходную точку — это точечный аттрактор» [199]. Мы уверены, что  маятник никогда не может вернуться в исходную точку (точку равновесия), так как он подвержен случайным воздействиям окружающей среды! Когда отклонения становятся меньше уровня «хаоса», информация об отклонениях маятника от положения равновесия становится равной нулю и «регулирование» здесь невозможно из-за отсутствия «управляющего» сигнала. Для подтверждения высказанной нами точки зрения предлагаем мысленный эксперимент, при котором маятник имеет размер пылинки, и вспомнить школьные опыты по наблюдению поведения пылинок в луче света. С этих позиций станет и более понятным пример, приведённый И.Пригожиным, с химическими часами. “...так называемые химические часы — химический процесс, в ходе которого раствор периодически меняет свою окраску с голубой на красную. Кажется, будто молекулы, находящиеся в разных областях раствора, могут каким-то образом общаться друг с другом. Во всяком случае, очевидно, что вдали от равновесия когерентность поведения молекул в огромной степени возрастает. В равновесии молекула "видит" только своих непосредственных соседей и "общается" только с ними. Вдали же от равновесия каждая часть системы "видит" систему целиком. Можно сказать, что в равновесии материи слепа, а вне равновесия прозревает» [199]. Последняя часть приведённой цитаты наиболее ярко интерпретирует основное положение теории информации о том, что информация связана с понижением энтропии (а не с ростом её, что имеет место при стремлении к равновесию). Напомним, что второй закон термодинамики свидетельствует о росте энтропии. Из сказанного выше следует, что второй закон термодинамики (роста энтропии) отражает только «переходной» процесс, происходящий в объекте-системе. Он не действует в окрестности устойчивого состояния объекта-системы в силу хотя бы того, что информация об отклонении исчезает. Точность приближения к положению равновесия можно рассчитать, используя аппарат статистики. Тот же результат на практике можно получить, «включив» большое количество систем самонастройки на поиск одной цели – положения равновесия. Каждая из «подсистем» останавливается в случайном отклонении от положения равновесия. Поэтому взятые вместе подсистемы фиксируют для нас случайный процесс и дают нам основание для уточнения положения равновесия в соответствии с законами статистики: ошибка определения среднего уменьшается в корень квадратный раз от числа полученных измерений случайного процесса.

276 Хакен Г. Синергетика //пер. с англ., М., Мир, 1980, 404 с.
277 Хакен Г. Информация и самоорганизация //М., Мир, 1991.
278 Хакен Г. Основные понятия синергетики. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов //М., 2000.
169 Моисеев Н.Н. О КОЭВОЛЮЦИИ Природы и общества как цели общественного развития //Время определять национальные цели, Изд-во МНЭПУ, М., 1997.
171 Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество //М., Устойчивый мир, 2001, 200 с. (Библиотека журнала Экология и жизнь. Серия Устройство мира).
199 Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках //пер. с англ., М., Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1985, 327 с