Пятая Гора. Ночь, без малого двести лет

Сергей Рябцев
Прошло без малого двести лет, а душа её всё не успокоится, томится в черноте недобрых дел, мучается, а прощения получить не может. Даже храм, что когда-то воздвигла она на горе, не приносит ей облегчения. Видно, тяжёл грех, не замолишь во веки. И потому приходит она по ночам на Пятую Гору к месту, где покоится её муж и пытается завязать с ним беседу:

- Видишь, всё исполнила, храм построила, деньги на монастырь пожертвовала. Что ещё сделать, как искупить вину, как получить прощение?

Но в тишине ночи остаются слова её без ответа и так без малого двести лет.

В Ленинградской области существует масса заброшенных старинных поместий, и большая часть из них - руины. Однако и среди развалин встречаются настоящие шедевры, такие, как Пятая Гора. Признаться, до недавнего времени я мало что знал об этом месте. Знал, что так называется деревня и поместье, некогда бывшее здесь, а ещё существует некий загадочный храм, вот, пожалуй, и всё. Желание самому всё это увидеть, попытаться открыть их тайны, привело меня погожим осенним днём в Пятую Гору.

Еще издали при подъезде к деревне я обратил внимание на величественное сооружение, что располагалось на высоком холме. То был настоящий храм-пантеон в греческом стиле с портиками и колоннами. Сразу возник вопрос, откуда среди дремлющей русской природы взялось это яркое архитектурное чудо, кто создал его?

Однако приблизившись к храму, мой восторг сменился печалью. Церковь Святой Троицы, а именно так называется это архитектурное чудо, сегодня представляет собой лишь руины. Полное отсутствие крыши и купола, обрушенные стены, поваленные колонны, груды камней, а рядом огромный деревянный крест, установленный уже в наше время, вероятно, в память о безвозвратно ушедшей эпохе или как символ покаяния за все прегрешения, как в прошлом, так и в настоящем. За настоящим следует будущее, а покаяние подразумевает перемену поступков и мыслей. Очень хочется верить, что когда-нибудь всё-таки возродятся эти руины, не исчезнут с лика земли, иначе, зачем каяться. Увы, несмотря на благие намерения, храм продолжает разрушаться.

Впрочем, ему ещё относительно повезло, чего нельзя сказать о других здешних постройках, будучи деревянными, они полностью исчезли, и лишь останки каменных фундаментов, что в заброшенном парке, напоминают о них. Туда ведёт еле заметная тропа через небольшие кирпичные ворота, отчасти сохранившиеся. Ещё различима, среди зарослей клёнов и лип, аллея из старых лиственниц, уходящая к высохшему пруду. Заброшенный парк кажется необитаемым, но это не совсем так. Местные жители утверждают, что иногда в безлунную ночь здесь появляется призрак одного из прежних владельцев поместья.

Вначале возникает странный светящийся белый туман, он подымается со стороны пруда, медленно проникает в парк, следуя по аллее, затем, становясь всё плотнее и ярче, туман превращается в привидение. У высохшего колодца призрак останавливается. Теперь можно разглядеть привидение – это старик в старинном камзоле и в парике с буклями, в руках у него некая книга. Призрак стоит неподвижно и о чём-то тихо вздыхает. Затем он смолкает, открывает книгу и начинает её читать, судорожно перелистывая страницы. Через некоторое время привидение прекращает чтение, внимательно оглядывается по сторонам, убеждаясь, что за ним никто не наблюдает, и бросает книгу в колодец. В тот же миг из глубины колодца вырывается белый огонь. Мгновение, и он исчезает, а с ним и призрак.

Утверждают, что это сам Яков Брюс, генерал-фельдмаршал и сподвижник Петра I, а ещё – чернокнижник и первый российский масон. Будучи большим знатоком химии, он проводил в Пятой Горе тайные опыты по созданию, так называемого, «Брюсова огня». К сожалению, история не сохранила нам его формул, а прочесть их сегодня в эфемерном видении практически невозможно. Конечно, данная история про привидение – это всего лишь легенда. Ни какой книги на дне колодца не существует, хотя, вероятно, её там искали, о чём говорят многочисленные жерди, оставленные рядом. Однако таинственные огни нет-нет, да порой появляются. Но оставим загадочный парк и вернёмся к храму, узнаем его историю. 

Церковь Святой Троицы возникла в Пятой Горе в 1827 году уже после Брюса, когда поместьем владела Ольга Константиновна Брискорн. Интересна история этой женщины, ведь благодаря ей появился столь необычный храм, но вначале несколько слов о её муже – Фёдоре Максимовиче Брискорне, российском дипломате и тайном советнике. Родился Брискорн в многодетной семье придворного аптекаря, что не помешало ему достичь значимых высот по службе, одно время он даже занимал должность статс-секретаря у императора Павла I, за это получил поместья в Курляндии, был неоднократно отмечен орденами и наградами, а при Александре I удостоился звания сенатора.

Таким его встретила на своём жизненном пути Ольга Константиновна, по первому мужу, Струкова, богатая курская землевладелица и хозяйка крупной суконной фабрики. Вскоре пара обвенчалась. Надо заметить, что Ольга Константиновна была женщиной красивой, но своенравной и даже жестокой. Крепостные крестьяне, работавшие на её фабрике, подвергались жесточайшей эксплуатации, отчего росли болезни и смертность. В 1822 году они были вынуждены обратиться за помощью к императору Александру I. Началось следствие по делу «курской Салтычихи». Длилось оно три года. Удалось установить, что с 1820 по 1821 год из-за болезней, голода и изнурительного труда на фабрике умерло 128 работников, из них 44 ребёнка младше 14 лет, а более 300 крестьян сбежали. В ходе следствия на фабрике были выявлены многочисленные факты жульничества и подлогов.

Ко времени окончания следствия и передачи правления в казённые руки, Ольга Константиновна, второй раз стала вдовой. Через три года после похорон мужа она решила построить церковь на его могиле. Задуманная, как храм-пантеон, церковь возводилась изначально с неправильно подобранными строительными материалами. Местный камень мергель, разновидность известняка, крошился и не выдерживал нагрузок. Видимо и здесь не обошлось без жульничества. Вскоре вдова покинула Пятую Гору и поселилась в Санкт-Петербурге в своём доме по улице Галерной 53, рядом с Английской набережной. Одно время, с осени 1831 по весну 1832 года, квартиру в доме Ольги Константиновны снимала чета Пушкиных – Александр Сергеевич и Наталья Николаевна. Скончалась Ольга Константиновна Брискорн в 1836 году, где похоронена, уже неведомо.

И вновь таинственная женщина в чёрном плаще ночью выходит к развалинам храма и молит, глядя в кромешную тьму, выискивая тех, перед кем виновата. Малые дети и старики, женщины и мужчины, молча проходят мимо неё, лиц их не видно, и только глаза, как угли в потухшем костре, слабо мерцают. С рассветом всё исчезает, но страшная боль остаётся, и так без малого двести лет.

В 1843 году Пятую Гору проездом посетил Николай Мартынов, убивший двумя годами ранее Михаила Лермонтова на дуэли. Бытует легенда, что где-то в заброшенном усадебном парке он закопал тот самый пистолет, из которого был произведён роковой выстрел. Неоднократно бывал на Пятой Горе и в окрестных деревнях Озерах, Холоповицах, Курковицах и Арбонье поэт «серебряного века» Игорь Северянин.

«За Дылицами - Вероланцы.
За Пятигорьем - Озера.
Какие девичьи румянцы!
Жасминовые вечера!
Через Холоповицы прямо
Я прохожу к монастырю
И, на колени встав у храма,
Пою вечернюю зарю…»

Церковь Святой Троицы оставалась действующей до шестидесятых годов прошлого века, здесь читали молитвы, отпевали стариков и крестили младенцев, пока какому-то местному чиновнику не пришла в голову идея снести с храма крест. Подогнали трактор, дали мужику на водку, и тот, взобравшись на купол, заарканил тросом чугунный крест. Взревел конь железный, роя под собой землю, упёрся и через минуту свернул то, что хотел. Упал крест, а следом затрясся купол, и посыпались сверху камни, и один из них угодил прямо в маковку той самой чиновничьей головы. Идеи, которые в ней теплились, моментально вылетели, покинув насиженные места, и устремившись на простор, стали засевать новыми всходами неокрепшие головы, что попадались им на пути, ввергая их обладателей в страшное искушение править всё на своём пути. А храм тем временем продолжал рассыпаться.

И сегодня уже вряд ли кто вспомнит, как выглядел он в прежние времена, разве что та таинственная женщина, что иногда появляется здесь по ночам. Похоже, ей история срок не отмерила, её ночь длится уже без малого двести лет.

Ленинградская область, Волосовский район, деревня Пятая Гора, 2015 год


(Фото из личного архива)