Братья Заволокины. У частушки голос гармони

Олег Костман
Среди моих газетных публикаций, выложенных ранее на «Прозе.ру», уже присутствует один материал, посвященный братьям Заволокиным: «Частушки под гармонь» (http://www.proza.ru/2015/09/07/1387). Во вступлении к нему я обещал, что если смогу найти другие посвященные им публикации, то тоже обязательно выложу их здесь. Сейчас я это обещание начинаю выполнять. Правда, порядок в моих газетных завалах, очень далекий от идеального, привел к тому, что сначала был выложен материал, написанный и опубликованный на два года позже, чем тот, что я выложил сейчас. Всё бы ничего, но когда через несколько дней я уберу это интервью в папку «Мои собеседники», и там оба разместятся в соответствии с хронологической последовательностью, получится, что вступление будет предварять статью, расположенную ниже. Повторять его мне не хочется, поэтому, если кому-то станет интересно, о чем я там написал, пожалуйста, откройте текст, ссылку на который я дал выше.
А сейчас хочется сказать лишь об одном забавном моменте. Как уже было сказано, эти публикации разделяют два года. Делая второй материал, я, естественно, уже не помнил, какой заголовок был у первого. И получилось, что оба заголовка оказались почти одинаковыми. А может, это как раз закономерно: ведь когда речь идет о братьях Заволокиных, как же можно обойтись без частушек и гармони?

У частушки голос гармони

– …Мы пришли в филармонию в семьдесят четвертом году. Тогда повсюду огромной популярностью пользовались только входившие в моду вокально-инструментальные ансамбли. И на их фоне мы с баяном и балалайкой чувствовали себя не совсем уверенно. Первый год выступлений успеха не принес. Пели мы в основном частушки собственного сочинения. Однажды в Каргаске после концерта к нам подошел местный учитель литературы и сказал: «Я пришел сюда услышать сибирскую частушку, как было указано на афише. А вы что поёте…»

Подробно представлять моих сегодняшних собеседников, думаю, необходимости нет. Братьев Заволокиных в Новосибирске знает каждый. Да и не только в Новосибирске. Если кто и не бывал на их концертах, то слушал на пластинках, видел выступления Александра и Геннадия по телевизору. А стоит хоть раз проникнуться тем азартом, с которым подают они с эстрады частушку, и дальше ты уже «обречен»: будешь искать фамилии полюбившихся исполнителей в программах радио и телевидения, на концертных афишах, с волнением ждать следующей встречи с братьями.

Но такой успех, как признают и сами исполнители, пришел далеко не сразу.

– С чего же этот путь начался?

– С чего начинается любой путь в жизни? С родителей, с места, в котором мы жили… Отец, Дмитрий Захарович, в те недолгие часы, когда можно было отдохнуть от вечных крестьянских забот, любил растянуть меха гармони. Правда, это было еще до нашего рождения, до войны. Война отняла у него эту радость – на фронте была сильно покалечена рука. И когда мы появились на свет, играть он почти не мог. Но любовь-то к музыке в его душе была жива! Она перешла к нам. И Сузун, где мы тогда жили, – большое живописное село, окруженное бором, тоже «виновато», что выбрали мы сибирскую частушку делом своей жизни.

Ну, а потом было Новосибирское музыкальное училище, работа с Сузунским народным хором, с ансамблем объединения «Сибсельмаш», который мы организовали. Работа с самодеятельными коллективами научила нас очень многому, дала возможность широко экспериментировать, проверять свои замыслы…

– Чем же вас привлекла именно частушка?

– Многим, очень многим. Тем, что это не просто жанр народного творчества, а средство общения, необыкновенно яркий способ самовыражения исполнителя. Нравится нам ее импровизационность, возможность постоянно варьировать, видоизменять текст. Ну, и, наконец, надо сказать о не менее важном: частушка – жанр, который не застыл в хрестоматиях или звучит только с концертной сцены. Частушка и сегодня живет полнокровной жизнью. Повсеместно рождаются новые тексты, люди готовы сочинять их сами и перенимать от других. На своих концертах мы стремимся «расшевелить» зал, создать атмосферу посиделок, что ли, словом, ситуацию, в которой создание новых частушек становится самым естественным делом. И собравшиеся, которые перед концертом совсем не думали, что они будут сочинять частушки, в изобилии дарят их нам.

…Два изданных сборника частушек, участие в фильмах «Праздники детства», «Сват», «Шли по улице и пели…», «Рукодельные люди», неоднократные выступления по Центральному телевидению, в том числе в самых ответственных концертах, передача «Это звонкое чудо частушка», которую ведет на Всесоюзном радио Геннадий, а главное, более двадцати тысяч текстов частушек, записанных в разных уголках Сибири, – таковы результаты многолетней работы Александра и Геннадия.

И работа эта находит самый живой отклик в сердцах тех, для кого она делается. Не проходит и дня, чтобы почта не принесла им хотя бы несколько писем – от сложенного в конверте листка из школьной тетради до объемистых пакетов и свитков с сотнями частушек, – как известных им, так и новых. И не беда, что точные адреса Александра и Геннадия большинству авторов писем неизвестны. «Соловьям сибирским, братьям Заволокиным» – пишут люди конвертах. И почта находит адресатов.

– Мы благодарны каждому, кто пишет нам. И если кто-то долго не может дождаться ответа, причина одна – мы просто не успеваем отвечать так быстро, как хотелось бы. Непрочитанным ни одно письмо не остается, и то, что мы из этих писем узнаем, часто определяет направление нашей дальнейшей работы. И вот сейчас через газету мы хоели бы передать огромную благодарность тысячам людей, чьи письма и частушки хранятся у нас. Не будь этих писем, написанных от всей души, честное слово, жизнь наша была бы намного беднее. И еще. Когда люди доверяют тебе душу, невольно становишься требовательней к себе.

– Не поделитесь ли вы с читателями «Вечерки» ближайшими творческими планами?

– Сейчас мы приступаем к работе над фильмом о сибирских гармонистах. Ждем выхода в свет в Барнауле новой книги – «Частушки родины Шукшина», а в московском издательстве «Искусство» – сборника «Частушка на эстраде». Скоро должна выйти наша третья пластинка-«гигант» под названием «Охи, вздохи, шуточки». Ну, и, конечно, впереди новые концертные выступления, поездки за новыми частушками… Короче, дел хватает.

– В коллекции братьев Заволокиных свыше двадцати тысяч частушек. А есть ли среди них частушки о самих Заволокиных?

– Есть. И довольно много – несколько сот текстов. И это еще одно доказательство, как мобильна и жизнеспособна частушка, как оперативно она откликается на всё, что происходит в нашей жизни. Хотите познакомиться с некоторыми?

Из колодца вода льется,
Ручеечком сочится.
Заволокински частушки
Эх, послушать хочется.

Раньше спутник запускали
Лишь с собакой Лайкою.
Заволокины б летали
С гармошкой, с балалайкою.

Вот такие дела. Ну, и раз мы сами в частушки попали, никуда, видно, нам от них теперь не деться. Они – судьба наша…

…Мы попрощались, и только тогда я сообразил, что не зафиксировал, что именно говорил Александр, а что – Геннадий. Хотел было вернуться, уточнить, а потом подумал, что не нужно это: они ведь Александр и Геннадий лишь для друзей, для родных и близких. А для всех остальных, для тысяч и тысяч почитателей они – выступающие неизменно вместе братья Заволокины. Так пусть и в сегодняшней газете они будут, как на эстраде, вместе – просто братья Заволокины.

«Вечерний Новосибирск», 12 июля 1985 г.