Оглашению не подлежит...

Валерий Ефимов
В конце 1920 года председатель ВЧК Дзержинский открыто заявил: "... церковь разваливается. Этому надо помочь, но никоим образом не возрождать ее ее в обновленной форме. Наша ставка на коммунизм, а не на религию".
Наибольший размах антирелигиозное наступление получило зимой - весной 1930 года. Именно тогда ландшафт России обогатился новым характерным элементом - белыми скелетами полуразрушенных церквей.
Понимаю, что необъективно делить современников тех лет на "палачей"- большевиков и "жертвы" - верующих. Сама церковь переживала внутренний кризис и раскол. Священники вели дискуссии по поводу религиозных догматов, и не было среди них единства. В семьях верующих отрекались от набожных родителей и близких, устраивая "комсомольские крестины" и антипасхальные кампании.
Однако не надо преуменьшать и роль государства в этих процессах.
Хочу рассказать об этом на примере Свято-Троицкой церкви станицы Магнитной и ряда других церквей, используя документы тех лет, совсем недавно носившие гриф "Оглашению не подлежит..."
26 января 1930 года на заседании партбюро райкома партии специально рассматривался вопрос о ликвидации церквей в районе. Было решено начать оформление документов по изъятию (ликвидации - автор) церковного имущества.
Интересные факты приводит краевед Галина Гончарова.Когда стали крушить церковь, станичники плакали и просили отдать иконы, но власть осталась непреклонной. Иконостас серебряный разорили, иконы сложили в кучу, облили бензином и подожгли. Жители станицы вспоминали, как били по Свято-Троицкой церкви чугунными болванками, но она устояла. Как вспоминала Антонина Костина, из-под купола стекали капли меда. Под куполами оказались многолетние соты диких пчел.
Позднее в изуродованной церкви сначала разместили зернохранилище, затем - клуб. в 1937 году ее руины ушли под воду реки Урал.
Храм Казанской Божьей матери поселка Среднеуральский, возведенный в 1906 году, разделил судьбу Свято-Троицкой церкви, был полностью разрушен, как и сам поселок, канувший в небытие под корпусами металлургического комбината.
Даю слово документам, хранящимся в областном архиве, рассказав о судьбе некоторых других, отдельно взятых церквей Челябинской области.
Специальной инструкцией областной комиссии от 1936 года предписывалось:"... для того, чтобы оформить закрытие бездействующей церкви необходимо обсуждать на общегражданских(колхозных) собраниях вопрос о закрытии церкви и использовании ее под определенные цели. Решения собраний с личными подписями участвующих в них граждан о том, что они не возражают против этого, должны быть утверждены пленумом сельсовета".
Я видел в архиве многостраничные малограмотные петиции таких "не возражающих граждан".
Один из таких протоколов привожу, сохраняя его стилистические и орфографические особенности.
"Повеска дня о закрытии церкви спередачей под культурное учреждение
Церковь стоит в разрушенном виде ее закрыть и сделать  ней клуб.
Иванов. Закрыть церковь аплодисменты (так в оригинале - автор)
Худякова. Я небывала в церкви не молилась как откроют клуб пойду на танцы.
Кузнецов. Предлагаю нашу церковь закрыть и отделить от государства.
Постановление. Церковь закрыть и сделать в ней клуб. Голосование прошло единогласно на 100 %".
В архиве найден еще один красноречивый документ о закрытии церквей и мечетей (по состоянию на 1937 - 1939 год). За указанный период смертельный приговор - закрыть! - вынесен 74 культовым учреждениям области.
Отдадим должное верующим: они спасли жизни отдельным церквям. В Челябинске, например, в 30-е годы и во время Великой Отечественной войны работала церковь. Действовали церкви в Троицке и Аше.