Сейчас вылетит птичка

Александр Претендент
Казалось, что эта фотография полностью чёрная, словно автор сделал её, закрыв рукой объектив. Леонид отошёл немного назад и склонил голову на правое плечо. Вроде нет. Приглядевшись, молодой человек рассмотрел две белые точки, похожие на глаза. Странный снимок.
- Необычно, не правда ли? – раздался сзади женский голос. Леонид от неожиданности вздрогнул. Рядом с ним стояла девушка лет двадцати пяти в пиджаке и юбке классического покроя. Она держала в руках электронный планшет. Улыбнувшись, она продолжила, - у этой фотографии есть небольшой секрет.
Девушка положила руку на плечо Леонида и немного отодвинула его в сторону – так, чтобы взгляд молодого человека упал на фотографию под небольшим углом. Только сейчас он заметил, что картинка не полностью тёмная. На ней была изображена комната, посередине которой находился силуэт мужчины, практически достигающий ростом до потолка. Именно его глаза и увидел первоначально парень.
- Ничего себе, - промолвил молодой человек, - как у него так получилось?
- Артур – настоящий мастер игры света и тени, - восхищённо ответила девушка, - но, поверьте, это, - она указала рукой на фотографию с силуэтом мужчины, - далеко не предел, пойдёмте – я Вам покажу.
Не дожидаясь ответа от собеседника, девушка двинулась в противоположный конец зала. Парень проследовал за ней.
- Вот эта – одна из моих любимых, - она указала на фотографию, висящую на стене позади. Леонид пригляделся. Казалось, что снимок был сделан в какой-то параллельной вселенной: на нём был изображён лес, укутанный туманом. На переднем плане, посреди деревьев ржавел старый автомобиль.
- Где он такое место-то нашёл? – спросил Леонид, - Ой, простите! Так неудобно. Я не спросил как Вас…
- Анна, очень приятно, - перебила девушка, - я и сама не знаю, где он находил такие места. За три года, что я с ним работала, он ни разу не брал меня на съёмки, всё, что мне доставалось, это проявление его фотографий и составление каталогов.
- Вы работали с Артуром Мзакаряном? – удивлённо спросил Леонид, - Ничего себе!
Сказать по правде, этому действительно стоило удивиться. Знаменитый на весь мир фотограф Артур Каренович Мзакарян был очень закрытым человеком. Он не имел друзей и никогда не появлялся на светских вечеринках. Создавалось ощущение, что единственное, что ему нравилось – это фотографии.
- Да, работала. Не буду утомлять Вас долгой историей о том, как у меня получилось занять это место, скажу коротко: это того стоило. Артур – настоящий мастер. Он всегда так точно подбирал место для очередной композиции. Каждая его работа, как картина. Возьмём, к примеру, вот эту, - она указала на фото с автомобилем в лесу, - приглядитесь, ничего не замечаете?
Леонид молча вглядывался в снимок.
- Да вроде нет, а что тут такого?
- Посмотрите, на боковые зеркала машины, - только сейчас Леонид разглядел в отражении нечто чёрное. Эта тень была неестественна для такого фона, и было совсем не понятно, что могло её создать.
- Жутковато.
- Я же говорю – он мастер света и тени. Когда смотришь на его фото, просыпается какой-то первобытный ужас.
- И у него, я так понимаю, все работы в таком же ключе?
- Практически все. Хотя, - девушка осеклась, немного о чём-то подумав, она продолжила, - хотя есть одна очень необычная фотография. Пойдёмте, я Вам её покажу.
Спустя несколько минут Леонид стоял напротив большого снимка комнаты старого заброшенного здания. Понять это было нетрудно: пол и стены полностью обветшали, старые покошенные двери были открыты настежь, а в самом помещении полностью отсутствовала какая-либо мебель; было видно, что хозяева покинули это жилище очень давно. Но то, что привлекало наибольшее внимание, находилось по центру комнаты – силуэт женщины, одетый в белый длинный плащ. Удивительно, но казалось, будто можно посмотреть сквозь неё, как через привидение. Создавалось ощущение, что автор дурачится, играясь со светом, заставляя доверчивого зрителя поверить в необычность происходящего.
Лёгкая улыбка появилась на лице Леонида.
- Интересно он так всё устроил. Это на статистке какая-то особая ткань, которая свет хорошо отражает? Он ещё на втором этаже стоит, чтобы свет лучше поймать. А вот ещё, - парень указал рукой на дверь, выходящую на улицу, - вот здесь виден яркий свет, как от вспышки. Похоже, он долго рассчитывал всю эту постановку.
  - Постановка постановкой, - согласилась Анна, - да вот только не было у Артура никогда статисток, - немного помолчав, она продолжила, - с этого снимка всё и началось.
- Что началось?
- Ну, можно назвать это помешательством на своей работе. Артур Каренович мог пропасть на две недели, не отвечать на телефон, не писать на почту. Затем он заявлялся в студию посреди ночи, вызванивал меня и требовал, чтобы я ехала к нему. Он заставлял меня немедленно заняться проявлением плёнки. Ему всегда так не терпелось увидеть новые фотографии.
Платил он мне хорошо, даже, можно сказать, очень хорошо, так что я никогда не задавалась лишними вопросами.
Уже стала привыкать к такому необычному режиму работы, но однажды он пропал на два месяца. Я начала беспокоиться и даже подала заявление в полицию, но неожиданно Артур объявился на пороге моей квартиры в пятом часу утра. Лицо его было расцарапано, а руки дрожали, как будто он неделю пробирался через густой лес.
В этот момент я ожидала услышать от него, что угодно, но никак не: «Ты должна срочно проявить эти фото!». Он упал в обморок. Серьёзно, я не шучу. Свою работу я выполнила, но потребовала разъяснений.
Артур долго не хотел ничего говорить, но я пригрозила ему тем, что уволюсь. Даже страшно говорить, какой бред он понёс после этих слов.
Анна замолчала.
- И? Что он сказал? – нетерпеливо прервал молчание Леонид.
- А? – отрешённо произнесла девушка, - Что простите?
- Я говорю, что он Вам сказал?
- Да всякую чушь. Сказал, что он не может спать, каждый раз между днём и ночью он видит каких-то существ. Ещё говорил что-то про то, что они всегда вокруг нас, но пока ты их сам не увидишь, они тебя тоже не увидят. Я тогда спросила, а видит ли он эти создания. Он ответил, что да. Долгое время он от них убегал, пока не понял, что может их запечатать в фотографии.
Это так глупо, не правда ли? Я, конечно, знаю, что у творческих людей разные заморочки бывают, но такое слышала впервые в жизни. В общем, в тот день я настоятельно посоветовала ему уехать в отпуск. Артур лишь заставил меня пообещать ни за что не сжигать его фотографии, он сказал, что иначе эти «существа» могут выбраться оттуда. Также потребовал следить за тем, чтобы его фото не попали в частные коллекции. По договору я стала официальным представителем и распоряжаюсь всеми его работами.
- А где он сейчас?
- Как и обычно – я не имею ни малейшего понятия. Вот это последнее фото, которое мы проявили. Неделю назад Артур прислал мне сообщение, что будет в старом доме в пригороде и попросил его оттуда забрать. Когда я приехала на место, Артура Кареновича там не было. На полу валялся его фотоаппарат. Я подумала, что это очередной бзик творческой личности и, как и обычно, просто сделала свою работу – проявила фотографии. Точнее фотографию. Она там одна была.
Леонид увидел на фото Артура, чьё лицо было искажено в гримасе ужаса, словно невидимые нити, прикреплённые к лицу мужчины, растягивали кожу на нём в разные стороны. Фотограф лежал на полу на животе, а ноги его были подняты вверх под неестественным для человеческих возможностей углом. Огромное нечто, похожее на иссиня-чёрного осьминога в человеческий рост с десятком белых глаз держало автора фотографий своими щупальцами за задние ноги и тянуло в развернутую мерзкую пасть. Фотографии не могут передавать запах, но при виде этого действия перед носом предстало противное ощущение гнилого мяса. Леонид невольно скривился.
- Да-а-а, фантазия у Артура, как и талант, похоже, выше обычных человеческих возможностей.
- Согласна с Вами. Это, кстати, единственная фотография, на которой есть сам автор, - ответила Анна, - в общем, буду и дальше следить за коллекцией, чтобы никто из фото не сбежал, - шутливо проговорила девушка.
Леонид немного помедлил, но, поняв, что шанс упускать нельзя решился.
- Анна, как Вы смотрите на то, чтобы выпить со мной чашечку кофе?
- Пожалуй, не откажусь, - снова улыбнулась девушка, - Бог знает, когда Артур Каренович объявится в следующий раз, жизнь-то продолжается.