Ночь, улица, фонарь

Андрей Демидов 2
                Ночь, улица, фонарь

            ( На фото: Освещение Казанской улицы в Самаре)

Сколько старинных профессий больше не существует в нашем городе. Не встретишь уже фонарщиков, трубочистов, специалистов по мощению улиц и так далее. Потеряны навыки, традиции, а значит, и наша местная культура осиротела.
В XIX веке цивилизация ворвалась в провинциальную Самару решительно и бурно. На 1839 год город насчитывал 1491 дом, и 20 из них были уже каменными, а к 1851 году к моменту образования Самарской губернии возвышалось уже 2334 дома, из которых 253 каменных. В 1853 году жители губернского города увидели настоящее чудо света. Местные умельцы по распоряжению Городской Думы поставили 100 спирто-скипидарных фонарей. Это было великое событие, рушился старый уклад жизни. Многие жители вечерами выходили на центральные улицы, где начинались народные гуляния. Десятки лоточников с папиросами, пирожными, напитками располагались при свете фонарей и удовлетворяли желания праздно прогуливающейся публики. Тут же можно было купить городскую газету и прочитать ее при свете чудесного фонаря. Здесь же обсуждались новости, возникали споры. Можно сказать, жители Самары вышли из средневекового мрака. А фонарей становилось все больше. На 1 января 1876 года управа поставила уже 518, а в 1886 году — 769. Это были уже не те допотопные, со спирто-скипидарной смесью, а керосиновые.(ГАСО,Ф.1,оп.3,д.3436,с.4). Они стояли в центре города через 15— 20 саженей, а на окраине через 30—60 саженей. Фонари способствовали укреплению противопожарной системы города, ведь 247 из них освещали пожарные краны на водопроводных линиях.(ГАСО,Ф.153,оп.41,д. 293,с.1,3.)
Профессия фонарщика уважалась горожанами. Каждый вечер десятки специалистов выходили на работу, и Самара встречала сумерки с уже зажженными светильниками. Утром опять эти же умельцы поднимались первыми, и гасили фонари. На специальной телеге подвозили керосин, иногда приходилось на месте осуществлять ремонт. Говорят, что идея написать сказку о Данко появилась у Максима Горького в Самаре. Вечерами он возвращался из редакции «Самарской газеты» по центральным улицам и видел, как фонарщики дарили людям свет, как бы зажигая его своими сердцами. А вокруг, куда не проникал керосиновый луч, была тьма жестокого города. За глухими заборами рвались с цепей злые меделяны и, казалось где-то в ночи путника поджидают лиходеи-разбойники, боящиеся света.
Город с каждым годом приобретал все более цивилизованный европейский вид. В 1900 году в Самару приходит электрическое освещение. С построенной городской электростанции электроэнергию подавали на Дворянскую от Воскресенской улицы до Драматического театра, и на Панскую от Дворянской до Троицкой улицы. Здесь, вместо керосиновых, устанавливаются 32 электродуговых и 34 электроламповых фонаря. В 1901 году электрическими фонарями засиял Струковский сад. Всего на 1903 год в Самаре насчитывалось 1040 фонарей, многие из которых оставались керосиновыми. Более того. Неэлектрическое освещение распространяется на Молоканские сады, на проезды до лесных пристаней и лесопильных заводов, в Засамарскую слободу, в Солдатскую слободку, в Мещанский поселок, по улицам Соловьиной, Полевой, Курени, Петропавловской, Вокзальной, Столбовой, Чернореченской. Мощность самарских фонарей колебалась от 750 свечей до 1350. Наиболее яркие ставились в центре, маломощные - на окраинах. По мере увеличения светоотдачи, удлинялось расстояние между фонарями до 60 саженей, тем самым уменьшалась общая численность фонарей.( ГАСО,Ф.4940,оп.1,д.18,с.3,5).
Старели фонарщики, старели фонари. Керосин заменялся электричеством, снижалась себестоимость городского освещения. К 1915 году в Самаре насчитывалось 554 керосиновых, керосиново-калильных и электрических фонарей. 90 электродуговых светильников мощностью по 12 ампер стояли вдоль линии движения трамвая. Для снижения себестоимости городского освещения, губернатор распорядился, чтобы все владельцы частных мелких электростанций ставили электрический фонарь около своих домов и учреждений. На личную динамомашину получили разрешение владельцы гостиницы «Гранд-Отель», ресторана «Аквариум». Губернское правление создало специальную комиссию, в которую входили: губернский архитектор, механик или инженер. Они досконально проверяли соблюдение противопожарных норм, а также смотрели, описываются ли осветительные сооружения в архитектуру города.
Электрическое освещение зажигалось централизованно, и газета «Городской вестник» регулярно печатала график включения фонарей. Например, в 1911 году с 1 по 6 января освещение улиц начиналось в 16.30., а заканчивалось в 6.00., с 7 января по 12 января с 16.35 по 5.50. В самарских магазинах появляется новый товар — электрические лампочки. Их покупали в магазине братьев Клодт. Специальные агенты вели пропаганду электрического освещения среди самарцев. Свет начинает помогать торговле. На главных улицах появляются ярко освещенные витрины магазинов. Самара готовилась шагнуть в мир неоновых реклам, подмигивающих огоньков успеха и фейерверков процветания.