Надежда умирает последней

Ирина Ларина Дв
                (Люди и судьбы)       

            Шёл  (уже теперь далёкий) 1960 год. На Россию стремительно надвигалась слава космической державы и не секрет, что жилось в Звёздном городке людям очень хорошо! Приехавшая из поволжской глубинки невеста  молодого  лётчика,  служившего в  отряде  космонавтов,   даже не представляла, какой  счастливой  окажется её судьба.  Прекрасный любящий муж, очаровательная, смышлёная дочурка, творческие коллеги в школе и замечательные соседи, одержимые одной идеей космонавтики – дружный коллектив!  Живи и радуйся.
           Именно так начала свой рассказ Варвара Павловна - моя попутчица  по купе поезда дальнего следования, в котором мы ехали из Москвы на Дальний Восток. Передо мной  сидела далеко не молодая, немного  сгорбленная,  убелённая сединой женщина с натруженными руками, похоже, её счастливая жизнь была не долгой…
               
           Уютное купе  поезда располагало к долгой непринуждённой беседе. Я на время превратилась "в слух", а Варвара Павловна, вздохнув грустно, продолжила:
         - Однажды на пороге моего дома появился посыльный и сообщил, что мужа больше нет… «погиб при исполнении»… дальше я уже не слышала, ноги сами подкосились.  Вдовой пришлось мне быть не долго.  Хотя в страхе за будущее своё и дочери я много плакала и выглядела  «не очень», меня  всё же присмотрел  один вновь прибывший в городок  молодой  лётчик по имени Андрей, да что там говорить(!)  молодые были, красивые…  За три года  нашей совместной жизни  мой второй муж  подрос по должности, я ждала  ребёнка, надеялись на новую большую квартиру.
             А въехали в старый дом родителей  Андрея  под Архангельском, на севере нашей большой страны. Когда мужа списали по здоровью с лётной работы, нас позвала к себе свекровь,  а свёкор устроил Андрея к себе в сапожную мастерскую. Переезд мы пережили нормально, потому что  с нами была любовь и огромный мешок оптимизма. Жизнь продолжалась… мы уже знали, что скоро у нас появиться сын.
               Родиться сыну было не суждено,  я потеряла его в одночасье,  когда пришло сообщение, что  мой муж Андрей погиб  в автокатастрофе.  Врачи ничего не смогли сделать, здоровье моё было слишком подорвано. Так в один день я осталась без мужа и без сына.  Работать в школе не могла по здоровью, поэтому пошла кладовщицей в порт.
            Через год как-то всё успокоилось, устоялось, я даже стала ходить на наши коллективные праздники. Познакомилась с морячком Толиком, он стал активно ухаживать, долго уговаривал и в итоге увёз меня на Сахалин.  Там мы прожили пять лет, я родила сына. Когда муж бывал в долгих плаваньях, мне доставалось забот с двумя детьми: сыном Ванечкой и старшенькой Алёнкой.  Не мудрено, что захотелось перебраться поближе к помощникам, родителям Толика в сельскую местность, где я научилась и корову доить, и свиней кормить…  Господи, как хорошо мы жили. За десять лет ни разу не поссорились.  Потом мужа списали «на берег», он затосковал без моря, начал пить и однажды в поздний час попал  под колёса  подростка – лихача...   так я снова стала вдовой.  «Поставила  на себе крест»  жила ради деток.
             Как же удивительно было мне слушать,  как-то сидя на юбилее соседей,  как наш местный конюх Сергей Петрович признавался мне в любви. Сначала я хохотала, а потом призадумалась – в деревне женщине одной, ох, как тяжело!  А тем более он жил недалеко  по  соседству,  и так давно мне помогал.  Дети уже большими  стали,  всё поняли, не осудили.  А позже и вовсе разъехались: сын на Камчатку в авиаотряд, а дочка во Владивосток за мужем офицером.  Этот брак оказался не удачным, мы плохо понимали друг друга в быту, я часто была, что называется, бита ни за что. Поэтому хоронила мужа без печали. После поминок, перекрестилась, вздохнула свободно и стала жить дальше. Работала в школе, учителю всегда есть чем заняться даже на досуге. Я  не скучала.
            Однако  «позвали внуки». У дочери родились погодки,  дет.садов на них не хватило, а няни - дорогие. Пенсия у меня учительская уже была, отчаялась я, продала дом и уехала во Владивосток.  Гуляя как-то с внуками в парке, я заметила взгляд одного прохожего пожилого мужчины.  Потом стала замечать его всё чаще и наконец-то мы с ним познакомились. Это был отставной военный лётчик(!), который всё недоумевал, как же я решилась променять чистый деревенский воздух на город, пусть даже такой красивый как Владивосток!  Чего греха таить, мои прогулки с внуками стали веселее и желаннее.  Нового знакомого звали Феликсом, он по своим «надёжным каналам» помог устроить моих внуков в детсад и мы – поженились. Условие мужа я приняла, поэтому  снова оказалась в сельской местности  с красивым названием Сад-город.  Завели  и пчёл, и коз, и даже  поросёночка.  Как гром среди ясного неба прозвучал диагноз мужа – рак.  Мы боролись как могли, пережили две операции, освоили термотерапию, когда рак убивают высокой температурой, как говорится,  держали оборону шесть лет. А потом муж сдался,  сильно похудел и  однажды уснул навечно.
               Я собралась и поехала от дурных мыслей подальше.  Объехала всю свою близкую и дальнюю родню, они ведь все  в Поволжье живут, думала там остаться, да вот потянуло обратно, поближе к внучатам, детям.
            
              После такого рассказа  мы почувствовали себя почти подругами, а при расставании обменялись адресами.  Позже, из письма попутчицы я узнала,  что в свои 67 лет она снова вышла замуж и надеется на счастье.  Ну скажите на милость, каким даром обладают некоторые женщины?  У одной за всю жизнь  ни друга, ни мужа(!)  а другая не успеет одного потерять, как тут же появляется новый…
 
                ИРИНА   ЛАРИНА