Отдать бы небо птицам...

Виктор Прутский
Вот уже несколько дней болею.  Першит в горле, температура. Простыл, видно. По такой погоде и не мудрено. На улице то дождь, то снег, слякоть.  Мой доктор в лице жены пичкает таблетками и не велит  выходить на улицу. Строгий больничный режим.

Режим – и слово какое-то нехорошее, и состояние неприятное. Режим всегда хочется нарушить. А как нарушишь, если в доме нас всего двое, оба пенсионеры, и ты всё время на глазах у жены, которая этот режим и установила?

Сходила бы в магазин за продуктами, что ли? А я бы вышел на крыльцо, подышал…  Так нет, соседу заказывает. А он, как на грех, сердобольный и добрый, сам звонит: дескать, собираюсь в поселок, что вам привезти? И – плакало моё крыльцо со свежим воздухом…

И что узнику остаётся?

Вообще-то, если не впадать в уныние, то не  так уж и мало. Книги, телевизор, кухонное окно…

Кухонное – вот почему. Между калиткой и палисадником находится углярка, а на её стене, под шиферной крышей, - кормушка для птиц. Небольшая такая площадка, недоступная для кошек. Не могут  на неё попасть и сороки, вороны: габариты не позволяют. Поэтому кормушка – в полном ведении воробьёв и синичек. Рядом – высокая ирга, и они с утра сидят на её голых ветках. Иногда кто-то из них   слетает на подоконник с наружной стороны и заглядывает в окно: «Эй, вы там, которые внутри, хватит спать! Сколько можно ждать?!»  Котёнок Тигрик уже дважды стукался лбом и зубами о стекло, пытаясь воробья схватить. Тоже учится на собственных ошибках, как и все мы…

И вот вся эта картина с кормушкой, птицами, иргой – прямо за окном, и смотреть можно часами. «Бесплатное кино», - говорит жена.

Особенно интересно наблюдать за  Хозяйкой-синичкой. Она, видно, считает себя начальником кормушки и ведет себя соответственно: гоняет всех подряд, крылья расставит на всю кормушку – «Моё!». Когда через миллионы лет синички  достигнут человеческой стадии развития, она, видно, будет диктатором или олигархом…

В кормушке – хлебные крошки, пшено, подсолнечные семечки – их  особенно любят синички. Схватит семечко в клюв и летит в укромное место. На ту же иргу. Одной лапкой держится за  ветку, другой поддерживает семечко и острым клювиком непостижимым образом раскрывает створки и достает содержимое. Как не уронит?!

Совсем другая метода у воробья. Клюв у него тупой и потолще, семечку он старается раздавить  прямо тут же, в кормушке, летят ошмётки, сородичи зорко следят и не прочь выхватить.

Воробьи обычно налетают стаей, крошки летят во все стороны, но ничего не пропадает: одни клюют в кормушке, другие  подбирают упавшее.

Поражают ловкость и совершенство пташек. Вертикально взлетают, вертикально садятся,  никакой аэродром не нужен. Могут даже «приземлиться» в самом центре ирги, будто им и ветки не мешают. Какой наш летательный аппарат может сравниться  с тем же воробьем? Даже близко никакой!  Да что там говорить о воробье  или синичке – мы и травинку-то  создать не в состоянии.

И  вспоминаются вечерние новости с бодрыми сообщениями о бомбардировках в Сирии. Живую клетку создать не можем, а вот убить всё живое на планете – можем…

Ладно. Больному человеку лучше не думать о таких вещах, и я стараюсь переключить своё внимание на суету вокруг кормушки. Но мысли не хотят уходить из  образовавшейся колеи. И я думаю о том, что между воробьями и синичками разница ведь  побольше, чем  между христианами и мусульманами. А вот поди ж ты! Никаких серьёзных потасовок. Не то что убийств, даже раненых нет! Почему же мы, люди, ведем себя так глупо?

К обеду кормушка практически пустеет, и «кино» заканчивается. «Артисты» мои улетели,  пойду и я прилягу по случаю болезни, умную книжку почитаю. Неужели нет никакого объяснения, почему воробьи и синички ведут себя человечнее, чем люди?

Объяснение, оказывается, есть. В умной книжке говорится, что свой путь мы начали в незапамятные времена (каких-то несколько миллиардов лет назад). А длинный он такой потому, что предполагает прохождение цепочки:  минерал – растение – животное – человек – ангел – архангел…  И далее целая иерархия возвышенных духовных существ аж до Бога (так называемая  «лестница  Иакова» в Библии).

Минеральную, растительную и животную стадии мы уже прошли (эти этапы просматриваются  даже  при формировании плода в теле матери), а вот самосознание вместе с  пониманием, что такое добро и зло, и  ответственностью за свои  действия появились сравнительно недавно. Задача  нынешнего этапа – сделать нас самостоятельными.  Ведь в конце концов мы, "блудные сыны",   должны вернуться к Богу, обретя все его божественные качества, поскольку созданы «по Его образу и подобию». А без обретения самостоятельности это невозможно.

Чем же мы отличаемся сегодня от воробья? В основном вот чем: у нас у каждого свой индивидуальный ум, которым мы и руководствуемся, а у птиц, животных – невидимый руководитель один на весь вид. Именно он повелевает вить гнезда в определенное время, собирает стаи, если надо лететь в другие края, определяет все повадки. Наука называет это инстинктом.

Эволюцией животных руководят архангелы. Они опережают животных на три жизневолны, людей – на две. То есть  архангелы были уже людьми, когда мы проходили растительную стадию, а   животные – минеральную.

Понятно, что жизневолна длится многие миллионы лет, и все мы – от амёбы и до архангела и выше – проходим школу жизни. В каждой школе всегда есть сильные ученики и слабые, отличники и двоечники. Тигрик вот стукнулся пару раз лбом о стекло в попытке схватить воробья – больше не пытается, только глазами зыркает. Наверное, и мы в России  через два-три поколения поймем, что суд  должен руководствоваться   не телефонным правом и деньгами, а законом.  А  выборы должны быть честными, а не жульническими. Но пока  большинству населения это безразлично и есть потребность в царе, то что бы мы ни строили – коммунизм или капитализм – будет у нас диктатура и царь. И будем с презрением смотреть на демократические страны с их  гражданскими свободами и высоким жизненным уровнем: отличников в школе мало кто любит!

- Витя, скорей, скорей!

Это жена, занявшая наблюдательный пост у окошка, увидела что-то интересное.

- Посмотри, какие красавцы к нам пожаловали!

На ирге сидели, пламенея красными грудками, два красавца снегиря. Довольно редкие гости.

Ах, как бы хорошо, если бы вместо  Су-34 летали в небе снегири да стерхи, соловьи да жаворонки! Не рано ли Всевышний начал приучать нас  жить своим умом? Мы же ещё такие глупые и жестокие... Но верно и то, что если не заходить в воду, то плавать и не научишься.

- Как ты себя чувствуешь? Таблетки пил?

- Да пил, пил.  Нормально себя чувствую.

- Извини, что подняла. Иди ложись. Сегодня тебе ещё надо поберечься.

Я и не возражаю. Иду и ложусь. Кстати, в умных книжках написано, что болезни – неотъемлемое условие нашей эволюции. Когда с одним мудрецом продолжительное время не случилось ни одной неприятности, он очень забеспокоился. «Когда же я буду возвращать долги?» - переживал он, потому что знал: случайного в жизни ничего нет, и каждое недомогание, другие удары судьбы  – это следствие  наших же мыслей,  поступков - сегодняшних, вчерашних или в далеком прошлом.