Развитие социальной философии 5

Виталий Шолохов
Развитие социальной философии в рамках самоорганизующейся картины мира и синергетики
Человеческая деятельность создает неравновесные условия существования человека в природе. Поэтому на основе установленного синергетикой закона адаптации должна возникать структура (форма общества) как результат адаптации человека к меняющимся условиям его существования. Причем, общество должно представлять собой систему самоорганизации (со всеми установленными наукой элементами и связями между ними, которые присущи подобным системам). Одной из существенных особенностей (атрибутом) самоорганизации является феномен «кооперации» людей. Если в равновесном состоянии люди ведут себя независимо и каждый из них словно бы не замечает существования других, то в неравновесном состоянии устанавливается когерентность (взаимосвязь) их поведения, которая (когерентность) совершенно отсутствовала в равновесных условиях. Одним из проявлений указанного свойства в обществе является стратификация (разделение людей на слои, классы, группы). Этим же можно объяснить и явление специализации (разделения людей по видам деятельности).
Способность к самоорганизации, иначе говоря к усложнению своей пространственно-временной структуры на макроскопическом уровне в силу происходящих на микроуровне изменений, в синергетике называется сложностью. В равновесном состоянии системы «сложность» людей обращена вовнутрь, а вдали от равновесия она проступает наружу, происходит конституирование коммуникаций, одним из простейших механизмов которой становятся каналы связей и передача по ним информации. Коммуникативные связи позволяют людям общаться друг с другом на значительных расстояниях, когда люди находятся в разных регионах. В результате в огромной степени возрастает когерентность поведения людей (вдали от равновесия системы). В равновесии человек «видит» исключительно  соседей и с ними «общается». Вдали же от равновесия каждая часть общества «видит» общество целиком. Можно сказать и иначе, а именно, что в равновесии общество «слепо», тогда как вне равновесия оно «прозревает». Такие выводы есть прямое следствие идей синергетики. Обобщая их, можно сказать, что и философия должна в известной степени «прозревать» в периоды ускоренного развития человечества как рефлексия происходящих в обществе процессов. Продолжая нашу аналогию можно сказать, что при удалении от состояния равновесия общественные процессы по-своему «оживают», они словно «чувствуют» время, распознают информацию, различают прошлое и будущее, появляются разные формы организации общества (демократия, олигархия, диктатура). В результате возникают новые различные формы самоорганизации такие, например, как образование рыночных структур в условиях «бархатной» революции в России в 90-х годах ХХ в. С точки зрения отдельного человека, в равновесном обществе занимаемое им положение для него  безразлично, да и нет внутренних возможностей, которые позволяли бы ему воспринимать это общество. Время словно останавливается, отдельные периоды воспринимаются как тождественные. В переходном (неравновесном) состоянии общества возникает когерентное (согласованное) поведение людей, организующихся в партии, общества, группы, кружки и другие макроструктуры типа фирм, консорциумов и т.д. Такие условия позволяют отдельному наблюдателю (человеку) фиксировать при наблюдении за людьми (от человека к человеку) дифференциацию общества и, соответственно, течение времени. Именно в этих случаях процессы в обществе усложняются, а общество оценивается теперь как сложная система. Сложность поведения людей при этом характеризуется в первую очередь тем, что ограниченное число людей демонстрирует высокое согласованное (когерентное) поведение, несмотря на по-прежнему случайный характер поведения каждого отдельного человека. Так, на наш взгляд, можно интерпретировать результаты работ Пригожина и И.Стенгерс [203].
В сложной ситуации следует что-то делать, а количество теоретически возможных вариантов оказывается ограниченным. Отсюда происходит статистическое распределение людей по возможным вариантам, что может обрести вид организованного процесса. Ситуация возрастания сложности (и организованности) имеет место не только в ходе экономических преобразований, но и в случае военного столкновения обществ (цивилизаций). Установленные синергетикой закономерности социальной динамики могут быть положены в основание теории становления государства.
Синергетики провозгласили принципы ко-эволюции сложных систем (Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов) [116]. Если сделать упор на слове «ко-эволюция», то исходя из значения указанного термина (ко-эволюция) нельзя рассматривать природу, общество и человека в отдельности. Их следует рассматривать системно и одновременно диалектически. Поэтому одной из проблем рассматриваемого подхода становится логика развертывания 3-х взаимосвязанных систем. Это непросто. Однако в первом приближении возможно сведение этой логики к трем парам взаимодействия и развития: общество-природа, человек-общество, человек-природа. Парные взаимодействия вроде бы  нам знакомы, но и здесь скрыты проблемы, которых в XIX в. не рассматривали ни Гегель,  ни его оппоненты. В частности, материалистическая позиция К.Маркса привела автора к обособлению (отчуждению) взаимодействующих сторон и к рассмотрению их борьбы. Другая (идеалистическая) позиция философов, напротив, рассматривала систему взаимодействующих сторон как  единую. Последняя вырастала в систему борьбы, в которой каждая из борющихся сторон является необходимым условием существования другой. Равенство сторон и равновесие систем при этом никем  не рассматривается.
Таким образом, в неравновесном состоянии возникают дальнодействующие корреляции и система начинает вести себя как некое целое. Но изменения касаются не только общества, но также и каждого отдельного человека. Происходит процесс ко-эволюции. Так, например, трудовая деятельность человека ведет к ко-эволюции человека и природы. Рост населения и миграция ведут к возникновению и ко-эволюции различных цивилизаций (с их атрибутами: языком, культурой и т.д.), общественная организация которых принимает форму государства со своими атрибутами: идеологией, политикой, армией и т.п. Так как процессы ко-эволюции протекают постепенно и скачками во времени, то на них оказывают свое влияние и законы диалектики (или наоборот, законы диалектики выражают суть этих процессов). Сегодняшние процессы глобализации ослабляют фактор борьбы между цивилизациями и их государствами и усиливают фактор производственной деятельности людей. Человечество переходит через стадию организованных структур, усиливается значение случайностей. В этих условиях адекватной моделью общества становится статистический ансамбль с его макропоказателями. И тут на первое место выходят парциальные производственные сферы, иначе говоря, такие организационные формы, которые концентрируются вокруг конкретных социальных сфер: труд, продукт, деньги, ресурсы, энергия, инфраструктура. Такая перспектива с необходимостью будет иметь место, если только сохранятся условия дальнейшего усиления неравновесности человеческого глобального общества.
В переходный период люди, даже живущие на больших расстояниях друг от друга, не являются независимыми. В случае же регресса, после возвращения общественной системы в устойчивое состояние люди неизбежно должны возвращаться к «молекулярному» (индивидуалистскому) существованию, частной форме жизни, отмиранию государства и другим прелестям первобытного «коммунизма». Идея К.Маркса о коммунизме, судя по всему, была связана с «перегретой» фазой существования человеческого общества, когда глобальные процессы приводят к парциальной форме существования сфер человеческой деятельности. Однако последняя возможность весьма сильно связана с наличием энергетических источников и научно-технического прогресса. Помимо этого, практика указывает, что в наших условиях существуют ограничения экологического плана: природа может не выдержать слишком большого «перегрева» системы человек и окружающая его среда. Так как неустойчивое состояние общества создается воздействием на него больших потоков вещества и энергии, то весьма трудно представить себе, чтобы уже существующие потоки когда-нибудь уменьшились или иссякли. Скорее всего, человечество всегда будет находиться в переходном состоянии – организованном и сложном. Разум человека тем не менее позволяет ему оставаться в таких сложных ситуациях без подчинения им и не во вред себе.

116 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетические принципы эволюции сложных систем. (Источник – Интернет).
203 Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла  Время, хаос, квант. К решению парадокса времени //пер. с англ. изд. 5-е, исправл., М., Едиториал УРСС, 2003, 240 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).