Фрески Паоло Веронезе на вилле Барбаро

Алина Алексеева-Маркезин
Паоло Веронезе. Потолок в Зале Олимпа.1560г

       Вилла Барбаро в Мазере — загородная резиденция патриарха Аквилеи Даниэле Барбаро и его брата Маркантонио в посёлке Мазер около Тревизо.Италия.Я о ней уже рассказывала. Здесь можно посмотреть её снимки. http://maxpark.com/community/6782/content/4778534

     Вилла построена с 1554 по 1560 г. по проекту непревзойдённого архитектора Андреа Палладио, но славой своей обязана в первую очередь, благодаря фрескам художника  Паоло Веронезе.
 
                На вилле Барбаро в Мазере Паоло Веронезе создал знаменитый цикл фресок на стенах залов. Цикл стенной живописи, выполненный художником в технике иллюзионизма (тромплёй), по разнообразию применённых решений не имеет себе равных.

                Эта работа служила образцом для многих  художников того времени. Пейзажи, написанные Веронезе, подсмотрены автором на гравюрах, опубликованных в 1551 году Иеронимусом Коком и в 1561 году Баттистом Питтони.

             Таким образом, учёные считают, что Паоло Веронезе работал над фресками виллы Барбаро в 1560-61 годах, когда уже познакомился с циклами гравюр, вдохновивших его при росписи пейзажей.

               Вполне возможно, что сначала Веронезе расписал Зал Олимпа, затем Зал Крочиера (Крестообразный), и последовали два салона со стороны фасада. Последними должны были быть расписаны два маленьких салона  со стороны холмов, потому что именно там появились виды с гравюр, опубликованных в 1561 году Питтони.
     Первый большой салон в виде Креста, сердце Виллы, созданной гением Палладио, называется  Крочиера – крестообразный зал.
       
         Зал  Крочиера полон иллюзорных обманных архитектурных элементов с колоннами, барельефами, нишами, фальшивыми дверьми, из которых появляются разные персонажи – паж и девочка.
 
        Пейзажи и Музы с разными музыкальными инструментами в руках, мечи, алебарды, копья в углах зала приглашают посетителей сложить оружие, забыть о битвах  и отдаться  отдыху и музыке, единению с природой и прекрасным .
 
ЗАЛ БАХУСА
                Салон Бахуса – бога банкетов и виноделия, встречает нас фреской на потолке-гимном изобилию и плодородию виноградников виллы Барбаро. Понятно, что земли вокруг заняты виноградниками, и на вилле был винный погреб, какой же отдых для знатной семьи Барбаро без праздников, банкетов и хорошего вина.


              Бог Бахус дарует виноград, рядом почти спящий персонаж, уже вкусивший вина и наслаждающийся музыкой, летающими купидонами. Всё это у него в голове после бокальчика вина.

                Изящные архитектуры-обманки в этом салоне Бахуса дополняет большой камин работы Алессандро Виттория. Стены украшены пейзажами, полными жизни повседневными сценами среди античных руин , созданных Веронезе. Художник расширяет пространство салона изображениями пейзажей.
          
САЛОН ЛЮБВИ

                Салон Любви Веронезе посвящает супружеской любви и верности. На потолке представлена сцена Суд Любви.

              Молодая жена на коленях между мужем и судьёй предстала перед судом. Судья изображён на облаке, рядом с ним фигура Справедливости, с цветами в одной руке, и палкой в другой, она готова к любому приговору. Вокруг летают купидоны, разбрасывают цветы, и это предполагает счастливый приговор суда.

            В этом зале также иллюзионизм – тромплёй Веронезе, ниши со статуями, пейзажи, похожие на реальные, которые мы видим из окон виллы.

           В одном уголке художник даже «забыл» тапочки и веник 460 лет назад и скоро должен за ними вернуться. Вверх по стенам поднимаются плети винограда, и над нами на потолке – крыша беседки, заплетённая виноградной лозой.

       Над дверью изображены три херувима с серебренными чашами, а над камином скульптора Алессандро Виттория,где  расположились три музыкантши, создающие атмосферу гармонии.

Зал Олимпа.

           Центральный зал виллы – Зал Олимпа, где нас «встречает хозяйка дома» на балюстраде, написанная Паоло Веронезе.
                Зал Олимпа назван так из-за многочисленных олимпийский греческих богов, изображённых художником на потолке в восьмиугольнике. На тронах из облаков мы видим Афродиту, Гермеса, Зевса, Апполона с символами зодиака.

             В центре – женская фигура готовая растоптать дракона, которую раньше считали Божественным провидением. Теперь критики считают её  Богиней зерна и сельского хозяйства Деметрой.
         Четыре монохромных изображения дополняют украшения свода, на них представлены силы, управляющие жизнью людей – Любовь, Верность, Изобилие и Удача, а также боги-символы основных элементов – Земли, Воды, Воздуха и Огня.
Хозяйка дома наблюдает за гостями с баллюстрады.

               На нарисованных лоджиях в Зале Олимпа мы видим реальных персонажей  Джустиниана - жена заказчика  Маркантонио Барбаро, в сопровождении няни и сына Алвиза.

      С другой стороны зала на посетителей смотрят сыновья постарше Альморо и Даниэль. В люнетах под потолком изображены божества, аллегорически представляющие  сезоны года –  лето и осень, зиму и весну.

           На длинных стенах зала с коринфскими колоннами Веронезе изобразил пейзажи с рекой и римскими классическими руинами, а над дверьми зала монохромные фигуры, напоминающие изображения работы Микеланжело в Сикстинской Капелле. В нишах арки, ведущей в следующий зал виллы, художник написал Аллегории, фигуры Мира и в противовес  — Раздора.
 
 Зал собаки

           Слева от Зала Олимпа вход в небольшой Зал Собаки, названный так из-за фрески Веронезе с изображением собачки на одной из стен с пейзажем. В этом зале — Аллегории с тремя женскими фигурами и рогом изобилия.

         В центре Венеция— хозяйка, рядом Амбиция и Зависть, которая прячется с ножом в тени. На центральной стене зала  Святое Семейство с Святой Катериной, которая была покровительницей семьи Барбаро.
 
      Художник Паоло Веронезе на забыл и о своей будущей жене  Елене Бадиле, дочери первого учителя в Вероне, на которой он женится через пять лет. Он изобразил её в виде дамы с веером, фигура превышает реальные размеры для создания перспективы.
 

                Мы видим её в конце левой анфилады залов на стене. Нас не удивляет, что в конце правой анфилады Паоло Веронезе изобразил себя, практически напротив своей возлюбленной, в виде охотника, который возвращается с охоты в окружении собак.

 Зал Веры
    
      На своде Зала Веры (другое его название — Зал светильника) Веронезе, руководствуясь программой, изобразил аллегорию «Вера и Милосердие, охраняющие христианина», а над дверями — аллегории «Силы и Благоразумия» и «Добродетель, сдерживающая Страсть».
 
         Одной из лучших фресок виллы является небольшая композиция, написанная Веронезе в люнете Зала Веры. На ней Мадонна поддерживает сидящего на подушке младенца, а Св. Иосиф кормит его похлебкой.

             Необычная камерность сцены овеяна теплом и искренностью простого чувства, так уместного в интерьере частного дома. Стены этих комнат, как и других помещений дома, украшают прекрасные пейзажи, которые вдохновляли не одно поколение венецианских мастеров.

        Конечно здесь нельзя показать все  фото и иллюстрации фресок.Вы можете посмотреть их здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/4780316