Труженик

Игорь Степной
               
      Виталий Петрович преподавал в музыкальной школе гитару и преподавал давно. Через его руки прошли сотни детей. Толковых и умных было предостаточно, но приличных результатов достигли единицы. Почему? – тема отдельного большого разговора. Вот, к примеру, и закон перехода количества в качество никто не отменял. Но ведь не хотим мы заниматься ни зубрёжкой, ни монотонной отработкой какого-либо действия, а что уж говорить о детях. Каждый надеется проскочить этот этап в надежде, что он более не понадобиться. Ан нет – без фундамента никак.
      У Виталия Петровича появился новый ученик – мальчишка лет одиннадцати. Знающие люди подсказали – пацан непростой, проблемный, хоть мать и учительница. Но заниматься с глазу на глаз не то, что с классом в тридцать человек.
      В кабинет зашёл симпатичный, современно постриженный мальчик – ничем не хуже других. Познакомились (ученика звали Егором) и занятия начались.
      Гитара – инструмент сложный и запоминать, к примеру, на ней расположение нот совсем не то, что запомнить клавиши фортепиано, или того же баяна. Расстояния между нотами разные и довольно долго их приходится высчитывать на струнах. Для этого Виталий Петрович сформулировал тезис: «Ми-Фа, Си-До полтона, а остальные тон». Кто хоть как то был связан с музыкой, меня поймут. Когда пришло время, Виталий Петрович объяснил на практике, как этот принцип работает. Имея перед глазами методическое пособие, Егор попытался самостоятельно и небезошибочно находить ноты на струнах. Виталий Петрович предупредил, что следующий раз это нужно будет делать без шпаргалок.
      Следующий раз наступил. Егор ошибался часто и этим ничуть не удивил Виталия Петровича. Методика была отработана давно – за каждую ошибку ученик повторял известный тезис двадцать раз. Виталий Петрович только успевал загибать пальцы. Это быстро надоедало, и проявлялся результат. До Егора рекорд повторений составлял порядка восьмидесяти раз и держался лет пять. Но Егора это явно не устроило, и он пошёл на побитие этого результата. Виталий Петрович начал терять веру: сначала в то, что им хватит урочного времени; затем в наличии у ученика хотя бы одного свободного килобайта памяти и, наконец, в справедливость закона перехода количества в качество. К концу урока рекорд давно пал, составляя сто восемьдесят повторений, и никакой уверенности в стабильности у преподавателя не вызывал. Напрасно.
      Прошло стандартных три дня. Двигая пальцем по струнам, ученик щёлкал названиями нот, не ошибаясь ни разу. Виталий Петрович одобрительно крутил головой, на что Егор гордо заметил: «Я мно-ого занимался».
      - Пять раз что-ли повторил? – улыбнулся Виталий Петрович.
      - Два - ответил мальчишка, не замечая сарказма в вопросе.
      Виталий Петрович подавился от смеха: «А мелодию тоже много играл?»
      « Один раз» – ответил Егор.