НА УРОКЕ- ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ
Раз!- и оказался в 1948 году, на уроке арифметики в 5-м «Б» классе Мужской средней школы № 10 города Евпатории! Не верите? А зря! Оказался здесь без всякой Машины Времени, а точнее- ее роль сыграли некоторые сохранившиеся с тех лет школьные тетради по арифметике и школьный Дневник (их вполне можно, за давностью, назвать артефактами). Теперь здание той школы- один из корпусов Евпаторийской Гимназии имени Ильи Сельвинского (о ней рассказ «Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского» на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2).
Перелистав страницы тетрадей и Дневника, почувствовал себя сидящим за школьной партой и решающим задачи, предложенные Львом Марковичем Цинисом- учителем по арифметике. Он же преподавал нам алгебру и геометрию. Беру в руки сохранившуюся тетрадь. На этикетке, приклеенной к лицевой стороне обложки тетради типографские надписи: «Общая тетрадь. Изготовлено из отходов бумаги. Арт. ЛГ-3156. Цена 6 руб. Т-3 Углетехиздат». В этой толстой тетради запись решений задач велась с 29 ноября 1947 года. На последней странице мною тогда написано: «Эту тетрадь я кончил 6 марта 1948 года. На ней я писал три месяца в городе Евпатории в 5-м «Б» классе. Подпись и дата».
В памяти всплыла картина проходящего урока. Интересно, как современные школьники оценят сложность тех задач для пятого класса. Тогда мы не пользовались калькуляторами, их не было у школьников, все вычисления делали «столбиками». А слово «компьютер» тогда у нас еще никто не слышал. Итак, выберу некоторые задачи из тетради.
Домашняя работа 04.02.1948, задача № 1242 (4): 0,129+0,00497+0,85703+1,0909= (ответ: 2)
Домашняя работа 21.02.1948, задача № 1462 (3): 1,41993:3,506-0,8118:2,05-0,135:15= (ответ: 0).
Домашняя работа 25.02.1948, задача № 1460 (1): (28,7х0,15): (0,25х0,21)+22,5:1,25= (ответ: 100).
А в старших классах математике нас обучал Юрий Романович Левенберг. Он успевал за урок всем нам поставить оценки. Как это может быть? А вот как. Пока вызванные к доске решали здесь задачи, учитель давал задание из задачника (называл номера задач) всем остальным ученикам. Причем у всех учеников, сидящих в одном и том же ряду парт, задача была одна и та же. В классе- четыре ряда парт, поэтому сначала задавались четыре разные задачи. Те, кто первыми решали задачи своего ряда, получали «отлично», а те, кто вторыми- «хорошо». За урок ученики успевали справиться с двумя-тремя задачами. На этих уроках царила атмосфера соревновательности, «спортивный дух». Хотелось как можно скорее справиться с заданиями. Мы перерешали почти все задачи в толстых сборниках задач. Юрий Романович говорил, что это поможет нам при поступлении в высшие учебные заведения. Так и оказалось.
Рассматриваю Дневник 1948-1949 учебного года (6-й «Б» класс). В нем указаны правила его ведения. «Указания к ведению дневника. 1. Ученик заполняет лицевую и оборотную стороны обложки и стр. 3-ю (расписание уроков на первое полугодие). 2. На стр. 4-75 ученик ежедневно записывает заданные уроки. Уроки записываются в графах тех дней недели, на которые уроки заданы. 3. Оценки (отметки) успеваемости вписываются учителем в дневник одновременно с оценкой (отметкой) в классном журнале и заверяются его подписью. 4. Учет норм на значок ГТО (БГТО) на стр. 77 проставляется на основе положения о комплексе «Будь готов к труду и обороне СССР». 5. Классный руководитель следит за правильностью ведения записей в дневнике и в конце каждой недели отмечает пропуски уроков. 6. В конце каждой недели родители подписывают дневник. 7. Записи в дневнике должны вестись грамотно, четко и опрятно».
На странице 76: «Сведения об успехах в занятиях и поведении ученика за 1948-1949 учебный год». Здесь указаны предметы в 6-м классе: русский язык (устный, письменный), литература, арифметика, алгебра, геометрия, естествознание, история, география, физика, иностранный язык (какой), черчение, физическое воспитание, поведение. В приведенной здесь таблице записывались оценки (отметки) успеваемости по четвертям, годовые оценки (отметки); оценки (отметки), полученные на испытаниях (экзаменах); итоговые оценки (отметки). В нижней части страницы: «Подпись классного руководителя, Подпись родителей; Итоги года: переведен в следующий класс, оставлен на второй год, исключен, выпущен и т.д.»
На странице 77: «Учет сдачи норм и требований комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Здесь: «Ступень…Общие нормы и требования (гимнастика, полоса препятствий, бег, плавание, лыжи (или пеший поход)… Допущен к сдаче норм комплекса, повторный медицинский осмотр… Результат, дата, подпись…Нормы по выбору…Дата сдачи первой нормы, дата сдачи последней нормы. Дата получения значка. Номер значка».
В Дневнике указаны наши учителя:
Бабич Лидия Игнатьевна (наш классный руководитель)- учитель по русскому языку и литературе;
Цинис Лев Маркович- учитель по арифметике, алгебре и геометрии;
Токарская Бела Ефимовна- учитель по истории;
Рыкун Евгения Филипповна- учитель по физике;
Меркурьева Елена Прокофьевна- учитель по географии, ботанике и зоологии;
Алипов Павел Александрович- учитель по рисованию.
А наших учителей в старших классах я назвал в рассказе «Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2):
1. Капкан Василий Петрович- директор Мужской средней школы № 10, преподаватель истории.
2. Сургучева Валентина Николаевна- заместитель директора, преподаватель математики.
3. Левандовский Владимир Алексеевич- заведующий учебной частью.
4. Станчо Мария Федоровна- преподаватель литературы.
5. Левенберг Юрий Романович- преподаватель математики.
6. Винникова Галина Самуиловна- преподаватель истории.
7. Рыкун Евгения Филипповна- преподаватель физики.
8. Вассерман Фаина Ефимовна- преподаватель химии.
9. Застаринский Никита Тимофеевич- преподаватель географии.
10. Калиховская Лилия Леонидовна- преподаватель английского языка.
11. Лемперт Эсфирь Ефимовна- преподаватель немецкого языка.
12. Авдеева Раиса Федоровна- преподаватель логики и психологии.
13. Крайнева Мария Дмитриевна- преподаватель биологии.
14. Алипов Павел Александрович- преподаватель рисования и черчения.
15. Харитонов Павел Александрович- преподаватель физкультуры.
16. Шамарин Петр Михайлович- преподаватель военного дела.
У нас были замечательные учителя. С каждым годом прожитой жизни понимаешь это все глубже и проникаешься все более теплой памятью о них.
Быстро, очень быстро пролетели школьные годы. Очень много впечатлений связано с ними. Что-то забылось, а некоторые впечатления остались на долгие годы. Общее впечатление от той атмосферы, в которой мы учились- доброе отношение к нам наших учителей. Великое им спасибо!
Юрий Жданов 06.11.2015