Концепция программы для радиопередачи Путешествие

Екатерина Бабабекова
В основу концепции радиопрограммы «Путешествие на остров «Читалия» положено художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая возрастные особенности данной категории слушателей,  длительность передачи должна быть 20 минут. Важной, хотя и трудновыполнимой  мы считаем  задачу приобщения детей (не читающего поколения) к книгам.
Цель - художественно-эстетическое воспитание  детей дошкольного и  младшего школьного возраста.
Задачи:
1) Образовательные: знакомство с отечественными писателями, их биографией, знакомство  с  русским народным творчеством и авторскими литературными детскими  произведениями, знакомство с разнообразными  литературными жанрами, а также с прозаическими и поэтическими произведениями.
2) Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, образной речи, эстетического восприятия, развитие умения принимать и выполнять обучающую задачу.
3) Воспитательные : воспитание патриотических, эстетических и нравственных  чувств.
Радиопередача включает в себя три составляющие: тема, герой, язык.
При выборе темы учитывается ведущая деятельность радиослушателей -игровая и учебная. В тему  входит  обучающе - игровой материал о биографии писателей, о происхождении слов и крылатых выражений, прочтение отрывков художественных произведений. Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравятся передачи о ребятах – ровесниках, о природе и животных, о путешествиях, та¬кого материала  много и в нашей программе. Не случайно «мес¬то действия» нашей программы — Остров «Читалия», над которым летают Птицы-Слова. Сюда можно  попасть с помощью Корабля – Книги, который плывет по Морю Литературы. Весла-Страницы  перелистываются, увлекая  ребят чтением интересных произведений.
При выборе типа героя мы учли, что  передаче нужен монолог мудрой, всезнающей сказительницы, прототипом которой является няня А.С.Пушкина, Яковлева Арина Родионовна. «Сказительница» ассоциируется с домашнем уютом,   является  хранительницей  памяти своего народа. Ее педагогический дар превосходно соединяется с даром рассказчика. Нарочитая «неэкзотичность» персонажа - дополнительное средство сосредоточить внимание на том, что он говорит. Сказительница Устинья, приглашает  маленьких радио - слушателей  совершить путешествие на остров «Читалия», на котором живут различные литературные произведения для детей: сказки, былины, рассказы, сказы, повести, сказки в стихах. На острове обитают прозаические и поэтические детские  литературные произведения. Сказительница является хозяйкой этого острова, т.к. создала его сама, собирая долгими годами произведения разных литературных жанров. Устинья  знакомит ребят  с веселыми литературными героями, такими как Лягушка-путешественница, Буратино, Никита-доктор,  Дагни Педерсен.  А также здесь можно узнать об авторах этих героев – о В.Гаршине,  об А. Толстом, об Е. Чарушине, о К. Паустовском и о многих других обитателях этого загадочного острова. Благодаря сказительнице можно  побывать на улицах Цветочного города, где живет Незнайка, на поляне, где стоит Теремок, вместе с мальчиком Филиппком заглянуть в сельскую школу. С помощью литературных героев  дети узнают: что такое дружба, честное слово, рецепт каши из топора, к чему приводит любопытство, хвастовство,  а так же как надо и не надо вести себя в разных ситуациях. Герои детей учат  быть добрыми, ценить человеческие отношения, бороться со злом.
В передаче будут использоваться произведения отечественных авторов,  русский народный фольклор, что дает полное право находиться в формате любой радиостанции, где ведутся детские радиопередачи. Интерактивные приемы способствуют вовлечению маленьких слушателей в процесс обучения через игру, повышая у них интерес к материалу о русской литературе. На острове «Читалия» можно встретиться с песнями, викторинами, творческими заданиями, связанными с прочитанными произведениями сказительницей Устиньей. Интерактив  осуществляется с помощью современных информационных технологий (смс -сообщение, электронная почта, звонок по телефону и т.д.)
Язык передачи —  истинно народная певучая манера сказа Устиньи не может оставить равнодушным ни одного маленького слушателя.  Слово выполняет не только информа¬тивную, но и образную функцию: «изображает» внешность героини, время и обстоятельства, место действия. В условиях радио-искусства на первый план выходят звуки, информация передается не только вербально, но и при помощи шумов. Постоянная смена темпа, ритма речи, величины интервалов, яркая эмоциональная речь так же способствуют успеху передачи.


КОРАБЛЬ-это КНИГА,
К нему ВЕСЛО-СТРАНИЦА,
ЛИТЕРАТУРА-МОРЕ,
СЛОВА здесь-это ПТИЦЫ!
Вы к острову "ЧИТАЛИЯ"
Ребята, подплывайте,
И много интересного
Читая, узнавайте!!!