Домашний цирк

Олег Маляренко
Все мы любим такой волшебный вид искусства как цирк. Нет ни одного ребёнка, которому бы цирк не нравился. Со взрослыми сложнее. Большинство их стесняются признаться, что любят цирк, и если в него ходят, то говорят, что исключительно ради детей и внуков.

Кинематографисты не только не гнушаются ходить в цирк, но даже иногда снимают его. А гремучая смесь кино и цирка порой даёт неплохие результаты. Вот и я соблазнился этой темой, когда размышлял, чтобы снять эдакое после оглушительного успеха моего фильма «Машина времени».

Постепенно я пришёл к мысли, что стоит снять фильм о цирке. Это будет загадочно-развлекательное и ослепительно красочное зрелище, которое займёт достойное место среди подобных фильмов.

Съёмки я начал не с написания сценария, а со составления сметы. По моим скромным подсчётам она должна была укладываться во внушительную сумму в размере 15 рублей. При таком раскладе нечего было и думать, чтобы арендовать помещение цирка. Поэтому я ограничился квартирой. Состав артистов решил расширить, включив помимо Миши и Гали ещё и Галину подружку Свету. Ради экономии средств надо было и зрителей цирка подобрать из местных. На этот раз наметил только темы будущего фильма, дав волю импровизации. Название фильма родилось само собой – «Домашний цирк».

                КАНАТОХОДЕЦ ПОД КУПОЛОМ

Хождение по канату – дело смелых, ловких и хладнокровных. У канатоходца Миши таких качеств более чем достаточно. Вот он появился с зонтиком в руках в тельняшке с заплатами и неестественно крупной кормой. Канат подвешен на уровне его головы. Высота, не ахти какая, но в условиях дома выше не получается.

Эквилибрист небрежно вешает зонтик на канат и пытается туда забраться. Все его попытки заканчивались неудачей. Канат словно заколдованный и, подобно дикому мустангу, не даёт себя оседлать. Даже когда казалось, что акробат уже забрался на канат, его ноги запутывались, и канат оставался  непокорённым.

Всё-таки Мише удалось продефилировать на канате, используя для равновесия раскрытый зонтик, который его здорово выручал. Номер был спасён, хотя зрители потеряли в этом всякие надежды. В восхищении они искупали артиста в бурных овуляциях. А тот, довольный собой, низко раскланивался с широкой улыбкой. Цирк – дело серьёзное!

Может возникнуть недоуменный вопрос: под куполом чего?! Не цирка же, хотя это и цирк. Да под куполом зонтика! А зрителями были незанятые в съёмке артисты цирка и домочадцы. Сред них надо отметить мою тёщу Асю Григорьевну и мать её Ольгу Денисовну. Между прочим, бабушке было 95 с хвостиком лет. Мало кто может похвастаться почти столетними зрителями.

Следует упомянуть, что артист блеснул оригинальной манерой ходьбы по канату, который был волнисто уложен на полу.

                ДЕВОЧКА-СИЛАЧ

Вне сцены её звали Галей, а цирковое имя было Геркульетта. Вот она стоит рядом со стеллажом, на котором выстроились тяжести всех видов.  Невзирая на юный возраст, атлетка смотрит на них спокойно и уверенно, словно это какие-то пустышки. Для лёгкой разминки поднимает массивные гантели. Затем элементарно растягивает эспандер со стальными пружинами. Будто соломинку гнёт столовую ложку. Демонстрация небывалой силы миниатюрной девочки продолжилась, когда она взяла в руки тяжёлый молоток. Зрители напряглись в ожидании чуда. И оно происходит, когда Геркульетта  легко и непринуждённо гнёт молоток, словно он сделан из пластилина. Невероятно! В воздухе взвился шикарный букет, который силачка ловко поймала.

А теперь наступает очередь коронного номера. Ассистент с трудом вкатывает крупный шар, разрисованный под мячик. Однако удастся ли девчушке хотя бы оторвать его от пола? Вот она не спеша подходит к шару. В официальном цирке сейчас раздалась бы барабанная дробь. Неохотно массивный шар отрывается от пола и поднимается уже до колен девчонки. Её лицо напряжено, колени дрожат, но шар поднимается всё выше, и выше. Постепенно и с трудом шар достигает пояса атлетки. И вот, наконец, шар взвился на её вытянутых руках. Девочка преодолела притяжение Земли. Это её очередная победа!

Из верхнего положения необходимо медленно опустить шар на пол, чтобы его не проломить. Зрители застыли до последнего момента. А когда он наступил, все одновременно вздохнули с облегчением. Старая бабка до того умилилась, что сказала на родной мове: «Бисова дытына!»

Однако что-то пошло не так. Геркульетта схватилась за живот и согнулась. Зрители разом ойкнули. А девочка взяла стоящий вблизи горшок и присела на него. Все расслабились, догадавшись, что произошло. Атлетка потянулась за букетом и с наслаждением стала вдыхать его ароматы.

Как и во всяком цирковом номере, здесь также были свои секреты. К ним можно отнести, что молоток был пластилиновым, а тяжёлый шар – резиновым мячом.

                ЗНАМЕНИТЫЙ ФАКИР

Молодой мужчина в чалме с окладистой бородой,  в звездчатом халате, подпоясанным кушаком. Чем-то удивительно похож на меня, но, возможно, это и в самом деле я. Стоит рядом со столиком, на котором расположены турецкая сабля, чёрная книга «Магия», колпак и череп жука-носорога. Судя по таким аксессуарам, не иначе как факир.

К нему подходит девочка, напоминающая мою Галю. Факир берёт со столика колпак и надевает на её голову. Она моментально исчезает, словно там никогда её не было. Без всякого смущения факир перемещает колпак в другое место. И (О ЧУДО!) под ним оказывается пропавшая девочка.

Факир садится за столик, а на нём в беспорядке разбросаны карты. Он что-то шепчет и протягивает руки. Карты, словно притянутые невидимым магнитом, одна за другой летят в левую руку, а потом в правую. Это поразительно!

Однако на этом факир не останавливается и готов показать фокус позаковыристей. Подвигает к себе поближе вазу с яблоками, широко раскрывает рот, и в него влетает яблоко. Магу ничего не остаётся иного, как проглотить яблоко целиком, не разжёвывая. Вот это да! А кудесник разохотился и умёл все плоды с вазы. Даже гоголевскому Пацюку не удалось бы совершить такое. Согласитесь, что яблоки – не галушки в сметане.

Представление продолжается. Факир делает страшное гипнотическое лицо и тихо произносит волшебное заклинание: Аш-Шааб, Аль-Ахрам, Аль-Джумхурия. Как впоследствии я узнал, это были названия арабских газет. Это вам не «Трах-тибидох».

Кресло рядом с факиром пусто. По взмаху его руки там сидит уже парнишка Мишка. Факир делает пасы, чтобы поднять новоявленного. Через некоторое время это ему удаётся. Словно под гипнозом Миша медленно поднимается. Маг вращает руками над ним, и он поворачивается. Неожиданный тумак, и парень не исчезает, а безропотно уходит. Публика недоумевает, хотя на её глазах совершается очередное чудо.

На кресле уже большой мяч. Факир делает над ним пасы, направленные вверх. С небольшой задержкой мяч поднимается в воздух. Иллюзионист ведёт руки вправо, и мяч послушно следует за ним. Затем после движения влево мяч плавно и бесшумно опускается на кресло. Аплодисменты не заставили себя ждать.

Факир смотрит вверх. Панорама, снятая кинокамерой, также движется вверх. Вот она достигла палки и, продолжая смещаться по ней, доходит до смешливой Галочки, которая с табуретки манипулирует палкой, а через неё подвешенным на тонкой нитке мячом. Секрет фокуса раскрывается, но все остаются довольными.

Что касается фокусов с картами и яблоками, то они были запечатлены обратной киносъёмкой. Кстати, яблоки не пропали и были съедены киногруппой вместе со зрителями.

                УКРОТИТЕЛЬНИЦА ХИЩНИКА

В комнату входит Галина подруга Света с сумкой в руках. Открывает сумку и извлекает оттуда забавного чёрного щенка. Если вы не считаете собак хищниками, то вы ничего не понимаете в биологии.

Света вместе со щенком садится на диван. Гладит своего любимца и загадочно движет рукой. В какой-то момент щенок из чёрного превращается в белого и пушистого. К тому же, это уже не щенок, а игрушка. (Вот так подмена!) Света подбрасывает её и ловит. На её лице ни капли печали. Опять машет рукой и уже держит своего щенка. Все, включая щенка, рады его возвращению.

Теперь щенку предстоит не хилое задание. Он должен съесть слона. Щенок держится уверенно, словно этим занимается каждый день.   

На полу разложен слон из кусочков колбасы. Собачка хищно набрасывается на жертву и остервенело поедает её. Через минуту от слона не остаётся ничего. Укрощение хищника состоялось.

Света и её хищник получили свою заслуженную долю аплодисментов и криков «Браво!»

                ЧЕМПИОН МИРА ПО ПРЫЖКАМ ЧЕРЕЗ ТАБУРЕТКИ

Под звуки фанфар и литавров на сцену выходит мировой чемпион по прыжкам, покоритель табуреток, Майкл Фокс. На нём почётная лента, увешенная множеством медалей, заслуженных в экстремальном виде спорта.

Прыгун приветствует всех улыбками и маханием рук. Затем он разминает мышцы рук и ног, полощет горло.

Ассистент устанавливает табуретки одна на другую. Чемпион показывает, что этого мало, и следует установить ещё одну. Её устанавливают, однако чемпион требует довести пирамиду до четырёх табуреток. Это уже заявка на новый мировой рекорд. Но покорится высота спортсмену?

Вот он сосредоточенно смотрит вперёд, крестится, набирает в лёгкие побольше воздуха, чтобы не испытывать кислородного голодания в высшей точке, и бежит.

Майкл Фокс медленно летит в воздухе, будто парит. Высота покорена! Установлен новый мировой рекорд! Ещё не верящий в свою победу, спортсмен принимает восторженные поздравления.

И здесь случилась досадная оплошность. Кадры, где герой совершает спортивный подвиг, загадочным образом испарились. На плёнке они были, а в оцифрованном виде исчезли. Вероятно, это случилось при видеомонтаже. Момент полёта я снимал лёжа на полу,  в ускоренном режиме, что повысило зрелищность.

                ВОЗДУШНАЯ ГИМНАСТКА

Это был завершающий шедевр циркового представления. Юная гимнастка настолько любила делать стойку на руках, что семья чаще видела её вверх ногами, чем наоборот. А любимым снарядом у неё был турник во дворе дома.

Галя легко делает стойку, вызывая неописуемое восхищение зрителей. Следующим номером должен быть полёт на трапеции, но оказалось, что её некуда было вешать. Поэтому пришлось заменить снаряд турником. Досадно, что и его не оказалось в наличии.

Я нашёл остроумный выход из положения, когда взял за конец швабру, а другой передал Оле. Получился импровизированный турник, на котором Галя показала высокий класс цирковой гимнастики. Какие только выкрутасы она ни делала! Она могла ещё долго крутиться, если бы не появился униформист Миша с ведром и тряпкой со словами: «Отдайте швабру!» Представление закончилось.

Артисты цирка и зрители дружно пошли на банкет с чаем и пиццей под песню Аллы Пугачёвой «Куда уехал цирк?»

                КОНЕЦ ЦИРКА