Сон или не сон? 3. Глава 7. Размик и Оник

Карин Андреас
(фото: монастырь Татев, автор Kesha Ogurtsov)

Глава 7. Размик и Оник

Ученик и мудрец прошли на территорию пансионата.
В лучах предзакатного солнца трава и листва на деревьях казалась зеленее, бутоны алых роз, выделяясь яркими пятнами, распустились на кустах, разбросанных по всей территории. Веселые лучики слепили глаза, отражаясь в окнах деревянных домиков.
— Дай посмотреть в каком месте живешь. Здесь красиво, много деревьев. Которое из жилищ твоё? Та хижина твоя?
— Всё, что видишь, моё, но я живу в том доме, — Размик указал на двухэтажный особняк с плоской крышей, стульями, столиками и большим зонтиком на ней.
— Все жилища твои? – поразился Оник.
— Да, ко мне приезжает много гостей, они в них ночуют. Пойдем в мой дом, отдохнешь с дороги, расскажешь как наши, что успел увидеть.

Гость из прошлого во все глаза смотрел по сторонам.
— Я знал, что ты мастер. Неужели всё делаешь сам?
— Многое делаю сам, но мне помогают.
— Молодец! Стоило тебе помочь! Каким счастьем тебя одарила твоя женщина, что ты щедро делишься с другими!
У порога особняка их встретила Лусине и протянула обе руки старику:
— Большое спасибо за Размика! — Лусине взяла его левую ладонь обеими руками, наклонилась и поцеловала.
— Что ты, дочка, — смутился и обрадовался путешественник во времени, — ласковая какая.
Хозяева провели странника в гостиную. Там играли дети.
— Мои: Арам и Нвард, — Размик смотрел на детей с любовью.
— Как они похожи на твоих родителей! – старец радостно улыбался.
— Как они? – загрустил хозяин.
— Скучают, переживают за тебя. Успокою их, обрадую.
— Ты голоден, устал. Что тебе можно?
— Только ягоды и воду.
— Принеси еды, — хозяин дома обратился к жене.
— Сейчас принесу крыжовник и смородину, только что нарвала. Может, тан, отец?
— Нет, только воду.
Лусине вернулась с тарелкой ягод и стаканом, запотевшим от холодной воды.
— Хорошее место ты занял, но я не понял, где расположен твой холм. Так много поворотов – голова от них кружится, тропа извилистая, машина быстро едет, — пожаловался гость из прошлого.
— Я и сам сначала немного растерялся, — признался ученик, — но часто хожу пешком и уже привык. Наверно, были землетрясения и леса исчезли. Где-то недалеко находилась моя хижина – я чувствую, но не могу найти место.
— Твоя хижина под толстым слоем песка. Ты построил такую же?
— Да, по просьбе Лусине. Хочу на соседнем холме посадить лес — ели, сосны и фруктовые деревья, но боюсь люди вырубят хвойные. Теперь появился обычай: дома ставить елку, если снаружи лежит снег. Елка или сосна постоит две недели, высыхает и ее выбрасывают, а вырастить трудно, но никто об этом не думает, поэтому воздух тяжелый.
— Да, трудно дышать, не хватает воздуха, поэтому я устал.
— Останься, отдохнешь у меня. Здесь зелено. Будешь ночевать в хижине.
— Не могу, я хотел остаться, даже надеялся научить тебя нескольким рецептам, но узнал кое-что и должен немедленно вернуться. Ты был в нашем городе?
— Да, как перешел сюда, сразу стал его искать, но не обнаружил. Потом расползлись слухи, что нашли город. Его откопали. Там всё сдвинуто со своих мест. Наверно, местность потрясли несколько землетрясений.
— Я спрашивал тех, кто копает там: что случилось с городом? Мне ответили: город разрушился четыре тысячи лет назад. Что если несчастье произойдет, пока здесь отдыхаю? Я должен немедленно вернуться. Может, успею чем-нибудь помочь людям.
Хозяин понимающе кивнул, странник не спеша ел ягоды, потом отодвинул тарелку.
— Но есть и другая причина моей торопливости. Мне нельзя остаться даже на день, потому что двое мужчин меня преследуют. Они заподозрили, что я пришел из прошлого и решили со мной поговорить. Если меня задержат, боюсь, не смогу вернуться назад, но и здесь не останусь. Просто исчезну.
— Они могут тебя найти?
— Могут, многие меня видели. Старший из мужчин – Мовсес, не хотел меня преследовать, но молодой горячий Атом его заставляет.
— Следует изменить твою внешность, в своем балахоне ты заметен. Сейчас тебя искупаю и переодену так, что никто не узнает.

Хозяин дома повел гостя в ванную комнату. Включил обогреватель и стал в ванну набирать горячую воду.
— Раздевайся, отец, не стесняйся, я тебя помою. Помогу, чтобы быстрее закончить. Садись сюда, — указал на ванну.
— Там мой кисет, — старец указал на балахон.
— Не беспокойся, твои вещи рядом с ванной положу. Когда закончим, заберем их с собой.

Размик намылил тело странника, на голову вылил шампунь и мыл его всего.
— Уф, как хорошо, я не ожидал, тело отдохнуло.
Завернув Оника в полотенце, отнес его в комнату для гостей, уложил на кровать.
— Полежи пока, сейчас принесу твои вещи.
Хозяин вышел из спальни и вернулся с балахоном и трехами.

Достав из гардероба голубую рубашку и синие брюки, Размик стал одевать гостя из прошлого.
— Что за одеяния?
— Теперь так одеваются. Ты не будешь отличаться от других. Тебя не узнает Атом.
— Чьи вещи?
— Гость оставил, тебе как раз подойдут. Мои вещи будут велики.
— А борода?
— О, я знаю, что с ней сделать, — Размик поднял вверх указательный палец, обувая старика в белые кроссовки.
Расчесал волосы и бороду. На бороду нанес немного крема и заплел косу на подбородке.
— Ты похож на иностранца, — объявил ученик.
— На кого?
— На чужака. Сюда многие приезжают поглазеть на Гавазан и храмы.
Путешественник во времени понимающе кивнул.
— К одеянию требуется одна важная деталь — шляпа.
— Что нужно?
— Мне один гость оставил на память черную шляпу, — из гардероба хозяин достал модный головной убор и водрузил на Оника.
– Пожалуй, мне тоже следует переодеться, чтобы соответствовать важному гостю, — Размик остался доволен преображением странника.
— Мой кисет! – напомнил мудрец.
— Вот кисет, завяжем на поясе брюк. Спрячь внутрь, чтобы другие не увидели его.
Хозяин дома быстро переоделся и повел гостя к гардеробу.
— Хочу тебе показать тебя. Перед тобой зеркало, не бойся того, что увидишь – это ты. Готов?
Путешественник во времени кивнул и встал, не догадываясь о чем речь. Размик открыл створку гардероба.
Перед странником стоял солидный пожилой мужчина в брюках, сорочке и шляпе.
— Еще один штрих, — Размик взял с полки синий шелковый шарф и повязал ему на шею.
От избытка чувств старец хлопнул в ладоши, потрогал зеркало.
— Даже на водной глади не увидишь такое. Это серебро?
— Не совсем, но что-то такое.

Неожиданно гость подскочил на месте:
— Близко шумит машина, они меня нашли.
— Не бойся. Скажи, куда собирался пойти? Откуда ты вернешься?
— Мне нужно добраться до Гавазана.
— Понял. Тебе необходим посох?
— Нет, вернусь в свой век и найду другой. Оставь себе – будет тебе талисманом.
Балахон и трехи учителя ученик сложил и положил в пакет.
— Возьмем их с собой, выедем отсюда и вновь тебя переодену.
Размик позвонил водителю.
— Гриша ты где? Мне срочно нужна машина, выведи ее за ворота.
Затем обратился к Онику:
— Мы спустимся и пройдем мимо них. Они тебя не узнают. Чтобы они не говорили, молчи, только улыбайся – так поступают чужаки, будто не понимаешь языка.
— Возьми чётки на память, — странник протянул золотые чётки Размику.
— Нет, как можно, я их сделал для тебя.
— Тебе пригодятся, а мне более привычные эти, — мудрец показал свои чётки из бирюзы.
— Золотые шарики помогли мне найти тебя. Не спорь! Спрячь их, — рассердился старец.
Размик положил чётки в карман. Хозяин и гость перешли в гостиную.

— Лусине, к нам идут двое мужчин, они будут спрашивать об Онике. Ты ничего не знаешь. Поняла? Лишь слышала, что гость собирался посмотреть Воротнаванк.
— Вы прекрасны! Какое преображение! – изумленная Лусине протянула старцу руку.
Размик сфотографировал Лусине с мудрецом.

Ученик и учитель вышли из дома. К ним приблизились Атом и Мовсес.
— Здравствуйте! Вы Размик? – к хозяину пансионата обратился Мовсес.
— Да, простите, я скоро освобожусь. Провожу гостя. Дождитесь меня в домике отдыха. Там, — жестом указал направление.
— Но мы хотели лишь спросить... – начал Атом.
«Атом и Мовсес идите в домик отдыха, — мысленно приказал им маг».
— Потом, — Размик распахнул заднюю дверь машины, первым сел путешественник во времени. Хозяин пансионата обошел автомобиль, сел рядом с гостем и обратился к водителю:
— Гриша, едем в Татев. Поезжай быстро, но не гони.
«Значит Размик разговаривал с Гришей с помощью маленького механизма, — догадался учитель. – Важное устройство».
Машина плавно отъехала от пансионата, постепенно набирая скорость.

Мовсес и Атом двинулись в указанную Размиком сторону. Прошагав немного, остановились, оглянулись и ошеломленно посмотрели вслед автомобилю.
— Говорили, что Размик вежлив, воспитан. Перед иностранцем стелется, а своих игнорирует, — пробормотал Атом. — Куда и зачем мы шли?
— Кого вам надо? – к ним подошла Лусине.
— К вам недавно приехал старик.
— Да, он приехал к мужу.
— Вы его знаете? – уточнил Атом.
— Нет, Размик потом мне расскажет, его гость — мой гость, — Лусине улыбалась.
Атом будто проснулся и толкнул Мовсеса.
— Похоже, старик опять нас усыпил, — пробормотал Мовсес.
— Нам необходимо поговорить с Оником. Куда они поехали?
— Не могу сказать, — Лусине улыбалась, — я не знаю.

— Чёрт! – хлопнул себя по лбу Атом. — Пожилой мужчина в шляпе меня смутил. Точно знаю, что видел его. Эта улыбка. Так улыбается Оник. Они нас обманули! Размик переодел старика под иностранца.
— Куда они собирались пойти? О чем говорили? – Атом спросил требовательным тоном.
— Не знаю, — потянула Лусине, — вроде о Воротнаванке говорили. Дождитесь Размика. У нас есть домик отдыха. Можете там посидеть.
— Нет, спасибо, — резко бросил Атом. — Едем к Воротнаванку. Видимо, старик хочет обойти все местные достопримечательности. Может, мы их там застанем.

Мовсес остановил машину у стены монастыря Воротнаванк.
— Все ж, мне кажется, не стоит гоняться за ними. Размик деловой мужчина, владеет таким пансионатом. Нужно было взять номер его телефона и договориться с ним о встрече.
Атом выбежал из машины и быстро обежал территорию Воротнаванка.
Направился к столбу и остановился. К нему подошел Мовсес.
— Гавазан церковники называют посохом. Этот столп прост и внешне похож на посох. Может, его поставили в подражание тому – настоящему, в Татеве. Возле него венчались на царство сюникские князья, монахов посвящали в сан, — размышлял Мовсес.
— Однако Гавазан – это фаллос, – вставил Атом. — До сих пор в некоторых областях Армении этим словом называют мужской орган. Бездетные женщины шли к Гавазану, чтобы прикоснуться к нему и попросить у бога силы для своего мужа, чтобы иметь детей. Фаллос – языческий символ плодородия и возрождения. Женщины шли к другой колонне. Тот Гавазан действительно похож на фаллос.
— Татев! – воскликнул Атом. – Очевидно, старик отправился туда. Может, Оник собирается вернуться тем же путем, каким пришел – от Гавазана. Хорошо бы увидеть, как он это проделает, если не удастся побеседовать с ним.

*
— Что успел посмотреть? – в машине Размик обратился к страннику.
— Храм разрушили, построили другой, наших богов сменили новые, — гость из прошлого ответил с грустью.
— Тебе ничего не понравилось?
— Атом, Мовсес и Гор – первые с кем я познакомился. Ночью все люди похожи – мужчины и женщины. Я так подумал, но увидел Амест – женщину Гора, и обрадовался, есть скромные красавицы. Погулял на празднике, посмотрел как танцуют, рассматривал поделки. Понравилось. Меня везли в большой машине, девушки и юноши – все, одетые одинаково в длинные штаны и короткие, но яркие балахоны. Они начали петь. Молодежь не забыла наши песни и танцы. Я счастлив. Видел разные механизмы для передвижения – по земле и воздуху. Ты с Гришей говорил в маленькое устройство.
— Телефон.
— Но, видимо, Творец не хочет, чтобы я передал тебе хоть часть своих знаний и потому подвергнул меня испытанию. Возможно, Создатель желает спасти жителей общины с моей помощью и торопит с возвращением.
— Переодену тебя в твои вещи.
Ученик снял кроссовки с ног учителя и обул его в трехи; стянув сорочку, надел на него балахон.
— Мой кисет! – напомнил мудрец.
Сняв со странника брюки, Размик развязал кисет и помог гостю привязать ее к шнуру балахона.

Гриша остановил машину у оборонительной стены монастыря Татев.
Стемнело. Размик вышел из автомобиля и помог выйти учителю.
— Гриша, подожди я скоро вернусь, — попросил водителя.

Во дворе Татева они столкнулись с настоятелем монастыря.
— Храм закрыт, — настоятель улыбнулся Онику в ответ на его улыбку.
— Мы посмотрим на Гавазан, — настоятелю сказал Размик.
Священник кивнул и зашагал к воротам.
— Когда я пришел, меня встретил этот человек, он же — провожает, — объяснил странник.
Когда они дошли до храма, гость из прошлого остановился.
— Уходи, Размик, мне пора.
— Сколько времени тебе нужно? 
— Семь кругов вокруг Гавазана. Ступай, не оглядывайся. Последи, чтобы мне никто не помешал. Прощай! — Оник вздохнул и направился к Гавазану.
— Прощай, мудрейший! — Размик посмотрел на часы и пошел к воротам.

Путешественник прислушался к шагам ученика. Понял, что тот уходит и остановился. Достал из кисета корочку хлеба и пузырек, открыл его, капнул на сухарь последнюю каплю и спрятал склянку в холщовый мешок. Корочку положил в рот и приблизился к Гавазану.
«Где стоял Овен?» – странник посмотрел на колонну и стал обходить ее справа. Нашел солнечные часы и подошел к нужному месту.
На сей раз маг начал движение против часовой стрелки, шагая вокруг столба, касаясь ладонью левой руки пустых постаментов или шарниров, которые прежде занимали подвижные статуи. Хлеб у него во рту уже размяк, Оник разжевал его и проглотил. Гость из прошлого дошел до пьедестала Овна и легко побежал, набирая скорость...

Размик остановился перед воротами. Вспомнил, что с детства любил обходить статуи Гавазана и хорошо их знал. Представил себе, как медленно обходит их: «Все на шарнирах, подвижные — Овен, Телец, Рак, Близнецы, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы». Посмотрел на часы, узнал сколько минут ушло на один круг и умножил на семь.
— Время вышло, — произнес тихо и вышел из ворот монастыря.
*

Подъехала машина. Из нее стремительно выбежали двое мужчин.
— Мовсес? Атом? – к ним обратился Размик.
— Да, это мы, — с вызовом ответил Атом. — Где старик? Шляпой обманул нас!
— Спокойно, говорите о нем уважительно, в данный момент он занят, ему нельзя мешать.
— Я хочу с ним поговорить! – потребовал Атом.
— Нельзя!
— Уйди с дороги!
— Не настаивайте. Оник просил, чтобы его тревожили. Слово учителя для меня закон! 
— Атом, не надо, не ходи туда, — вмешался Мовсес.
— Ты испугался? Он нам угрожает?
— Я не угрожаю. Свои вопросы вы можете задать мне.
— Он прав, Атом, — заметил Мовсес и обратился к Размику. — Садитесь в машину, поговорим.
— Вы за рулем, Атом вспыльчив. Я на своей машине. Поедем в мой пансионат, там спокойно поговорим. У меня в данный момент есть свободный домик. Будьте моими гостями.
— Нам что ночевать негде? — огрызнулся Атом.
— Я не это имел в виду. Там мы спокойно поговорим обо всем, что вас интересует, хоть всю ночь. Обдумайте свои вопросы. Спешить не нужно.
— Иначе что?
— Ничего, вы меня искали, если передумали, уезжайте по своим делам, — Размик направился к своей машине.
— Атом, успокойся. Он прав, старик искал его, значит они знакомы и Размик может ответить на твои вопросы.

Глава 8 —  http://www.proza.ru/2015/11/09/1391