Былина о богатыре сухмане

Алексей Горшков
от Кота Романа

Князь Владимир пировал,
Гостям застолье даровал.
Гости, знамо, веселились,
Пили крепко и хвалились.
Глупый хвастался женой,
Дурак же — золотой казной,
Сильный — силою кичился,
Умный — матерью хвалился...
А в углу мужик сидит,
И не пьёт и всё молчит.
Князь тут к молчуну подходит
И с ним речь таку заводит:
«Что не пьёшь ты, молодец?
Аль завязал что ль, наконец?
Что не хвастаешь ты силой,
Богатырь Сухм'ана, милый?»
А Сухман князю в ответ:
«Теперь не пью. Я дал обет.
Ты, князь, дай мне пару дней,
И найду я лебедей,
И лебёдушку живую
Привезу тебе большую!»
Князь Сухману два дня дал,
Тот на лошадку сел и ускакал.
Вот и срок его ушел,
А лебедей он не нашел.
«Не могу так возвратиться, -
Гневен князь, когда серд'ится!
На Непр-реке я поищу,
может там, что разыщу...»
К Непре парень подъезжает,
А река хмурой его встречает,
И серебром не серебрится,
А песком густым мутится.
«Что ж ты, Непра, так мутишься,
И серебром не серебришься?»
«Да вот татары набежали,
сорок тыщь, и всю зас**ли».
«Плох я буду молодец,
Коль не положу тому конец!»
Дуб тут с корнем оторвал,
Да к татарам поскакал,
Всех татар он перебил,
Да три стрелы всё ж пропустил.
Стрелы вон он удалил,
раны маком припустил,
И в Киев, к князю поспешил,
А рассказал всё — насмешил...
Над ним бояре насмеялись,
насмеялись, издевались,
А князь Владимир гневен стал,
И наказать Сухмана приказал,
И в подвалы сырые его закидали,
И сырой землёй замуровали.
А князь Добрынюшку послал
К Непре реке, что б разузнал....
Добрыня к Непре прискакал,
Да сорок тысяч насчитал
Татар побитых, что кругом валялись
(откуда только, черти, вз'ялись?)
А дуб Сухмана, Добрыня в Киев приволок,
И был Владимиру хорош урок!
«Приведите  мне Сухмана богатыря!
Награжу  и почести воздам ему я!
Городами и сёлами его одарю,
Да ещё золотую казну подарю!»
Пришли слуги к Сухману, к князю звать:
«Выходи, богатырь, хочет князь тебя величать!»
Вышел Сухман, листочки маковые с ран сорвал,
Нахмурил брови и так сказал:
«За что ж меня князь наказал?
Хорошо же он мне за подвиг воздал!
А теперь пусть моя кровь потечёт рекой,
Сухман рекой, молодой....»

* Есть в России река Сухмань....