Теория относительности в картинге

Ильмир Шакиров
       Теория относительности в картинге.
(Записки тренера –механика. Байки из картклуба.)
Хронометраж работ в картинге.
"Cегодня будете копать от забора и до обеда". "Круглое носим, квадратное катаем" Армейский быт
Есть такой термин в экономике –нормочас. Сколько к примеру вспашет или пройдет лошадка. Или трактор. Это для расчетов. Такие же расчеты и в автосервисах. Час работы слесаря стоит энное количество дензнаков. В совковых подешевше, в для иномарок поболее. Таковые расценки и в картинге. Но вот в чем дело, узкие спецы экономисты не пошли дальше теории относительности и очень уверены, что в часу 60 минут. Ой ли?
Давайте поразмыслим над теорией относительности Энштейна в картинговой версии.
Мы утверждаем, что то, что утверждение –«в часе 60 минут» не всегда правильное утверждение.
При различных спорах и претензиях, что нередки в любительском*1 картинге, тренеру, который ведет группу или пилота, необходимо иметь на руках хронометраж временнОго ресурса*2 затрачиваемый на конкретного пилота. Это же пригодится и при ценообразовании в «платных» группах. (на основании чего?)
Это необходимо при различных ступенях «звездной болезни», разборе полетов, прочих спорах «кто сделал больше».
Нормо-час в картинге это человеко час, время затрачиваемое на пилота. Причем, возникает интересная ситуация, когда в часе, это 60 минут, может быть куда больше минут.
Пример. идет накатка пилота в режиме «циркового медведя»3*
Если тренер один, то нормо-час один человеко час. Но что может один тренер? Стоять и указывать один поворот переходя по мере освоения (удовлетворительного прохождения), к другому повороту. Это долго , утомительно и непродуктивно.* 4Поэтому на практике в группе Микро* мы используем несколько людей. Обычно по паре на каждый поворот. Вход и выход. Иногда используем три человека. Вход, середина, выход.
Здесь считается время затраченное конкретным тренером на одного пилота (если накатывают одного). Вот и получается, что за час времени пилота в него вбухивается время трех и более человек. Такая вот теория относительности, где отношение пилото-часа к тренер-часу равно 1/3.
Но сие еще не все.
Кто считал работу моториста (разобрать-дефектовать-собрать) и прочих сервисменов (настройка шасси –развесовка) ? Есть ведь не просто тренера инструкторы, есть педагоги, психологи, методисты наконец. Вот их труд и надо сводить к человеко-часу.
Поэтому, чем больше человеко часов специалистов картинга вмещается в пилото –час, тем быстрее вы получите результат. Принцип количество в качество.
Как определить.
Обычно рисуется пирамида времени. вверху пилот снизу все остальные по иерархиям подготовки. Поэтому важно учитывать (записывать) все время затрачиваемое на пилота. К примеру –готовите статью или методику тренировок. Вот вам час работы методиста. Он есть в расценках любой школы. Плюс новизна и авторство. Готовите шасси? Для чего ищете литературу, ксерите или печатаете из инета (тоже время и деньги)(берем расценки институтов за новые статьи). Потом «настраиваете» шасси под конкретного пилота. Потом еще возитесь с ним же, регулируя сход-развал и прочие касторы. Все это храним в отчетах и при «считалках» разборках, есть такая пора «звездной болезни»* в паре тандем, предъявляем к оплате.
Жестоко? Но блин, вы то работаете либо за деньги (нормочас тоже пригодится) либо из высокой цели. А посему если тандем зазвездился и не хочет далее арбайт (выступать за команду к примеру или ехать на гонку, которая важна по вашему мнению) то тогда начинаются считалки при разводе, либо переход на капиталистические отношения «время-деньги».*5




Примечания
1 Любители..
Автор классифицирует по трем категориям –любители, любители-профессионалы, профессионалы. Здесь также все просчитывается по затратам. Времени и финансов. Второй аспект КАЧЕСТВО и профессионализм. Те кто занимаются 3-5 лет всего лишь любители. (хотя при старой «конюшне», где есть профи, акценты смещаются, новичку легче войти в курс).
 Семь лет уже порог Мастерства. Это любители-профессионалы. Они профессионально занимаются любимым делом. Просто могут хорошо делать работу. А вот профи уже зарабатывают этим на жизнь. Это весьма крутые спецы. Но их мало. И сейчас большинство из картинговой тусовки (любителей) делает вид что они профи, и соответственно просят большие денежки. Хотя по сути «верхушечники».
(автору удалось «разгадать» одну проблему настройки карбюратора мотора Парилла и всего за три гонки. А ведь тусовка билась над проблемой пару (!!!) лет. Да что там тусовка, чел занимающийся семь (!!!) лет именно с Париллой и весьма умный (как он про себя думает «верхушечник» не смогли найти причину странных сбоев мотора, который прекрасно арбайт на подставке, но проблемно работает если карт ставят на асфальт. Такие вот глюки. Вот вам пример профи занимающегося пару десятков лет и отсутсвующего семь лет (учеба в академии энд арбайт в автосервиз). (мастерство не пропьешь)

 2 ВременнОй ресурс.
 Это период от сих до сих. Личное время каждого. Есть другие, например экономический или финансовый. В схеме управления «тандем» львиную долю финансовой нагрузки «несет» папик, (еще бы! Купи карт за двести тыров минимум. Экипировку. Тачку и команду доставить на место. Проживание. Корм. Немудрено, что большинство внешне крутых «понторезов» всетаки знакомы с элементарной арифметикой (сметой) и решают жить попроще.(не заниматься картингом)
Хотя как сказать. Если мы взглянем на расценки картодромов в столицах Метрополии РФ, то подсчитаем, что тренер-инструктор-механик за год имеет возможность «заработать» тыров эдак 200-250 по самому минимуму.
(ну взять хотя бы «полевые» условия. Ведь не всегда лето и среднеудобная температура для чела. Ведь инструктор стоит часами (вот он варикоз) на асфальте. Потом бетон бокса (простатит и ревматизм с осложнениями на органы дыхания). Добавьте испарения бензина при разборке и дефектовке мотора. Кроме сего, асфальтовое поле не сосновый бор. Испарения связующего вещества асфальта (битум или как его там), сажа резины, совсем не экологичный бензин с избыточным соотношением масла…достаточно?
Мы это к тому, что работа тренера совсем не оценивается по максимуму составляющих, хотя можно «надергать» из разных профессий множество коэфициэнтов.
(примечание. Данные условия не относятся к преподавателям (тренерам преподавателям, педагогам в общем) в теплых классах с деревянными полами. Согласитесь, обучать теории и разбирать собирать чистенькие учебные пособия, совсем иное, чем работа в полевых условиях. (ветер. Дождь.снег)
(мы бы ввели понятие «полевой тренер» и к зарплате его довесили бы различные добавки в виде климатических надбавок и вредных условий труда.)
Вернемся к экономическому ресурсу. Тренер высшей категории (Мастер) всегда нацелен на ВЫСШИЙ результат, такой, который возможен при прочих равных. (ну не все же могут прикупить мотор Парилла из самой Италии от тюнинговой фирмы?). Ну, можно сказать он поэт (а посему и нищий), поскольку все ресурсы отдает достижению Высшей цели. Так что, если поразмыслить, то тренер не берущий плату за обучение, тоже инвестор со свои экономическим ресурсом.
А если совместить временнОй и экономический ресурсы, то в схеме трио (тандем отец-сын+тренер всех специализаций –универсал), то он затрачивает куда больше своей энергии, нежели папик, появляющийся на картодроме только в часы тренировки.
А посему тренер универсал есть основное звено в трио. Ну поразмыслите, если тренер начнет брать деньги за тренировку, как ему полагается, (а он этого достоин), то папик просто не потянет. Или, к примеру вместо полуторачасовой тренировки (интенсивной) тренер ограничится получасовыми покатушками (и так сойдет…»как платите так и работаю») то вместо расчетной теоретической восьмерки-девятки в мишени Целей, трио скатится к околотусовочному кругу пяти-шести.
(мишень целей. Знаете мишень в тире? В центре «яблочко». 10. Это супер профи либо сверхнакачанные бабками денежные мешки, кои просто покупают специалистов. Автору удалось на пике карьеры в пору лихих 90х достигнуть круга 9 и вплотную подобраться к «яблочку».
Это было второе месту у пилота в классе Пионер на России. Фактически было первое, но тут соперники применили административный барьер. Подошел один папик, «чемпион» автоспорта в прошлом, сына которого, тоже чемпиона, мы обогнали, и сказал, что если не «притормозим» в третьем заезде, то нас просто снимут, за отсутствующую деталь безопасности (хотя техкомиссия допустила). Учитывая, что гонки проходили на его родном картодроме в северной столице и супруга была  членом судейской, автор счел не ловить журавля в небе, зажав синицу в кулаке. (дело в том, что команда Юниоров –четыре человека, выходила на второе место по РФ. И если бы нашего пилота сняли, то командное место нам бы не светило.
Такие вот бумажные игры характерны для старых школ картинга, которые уже «разжирели» и крючкотворством мешают продвинуться новеньким.)

Группа Микро. Возраст 6-9 лет. многие тренера придерживаются мысли, что 9 лет уже относительно поздно для занятий картингом в группе высших достижений. И вот почему. допустим ребенок пришел заниматься в 9 лет. при идеальных условиях занятий не в общей группе (общая группа - путь в никуда, либо как вариант путь в сервис мены, что кстати не так уж плохо), а при том, что рядом папа (принцип тандем), плюс своя машина и регулярные тренировки (три в неделю) и пять-восемь соревнований в сезон. (пять это необходимый минимум для практики гонок).
Только на третий год (к концу сезона) из 12 ти летнего получается стабильный и толковый пилот «призовой головки» (от трех до пяти в среднесложном классе езды  среди «тусовщиков» -статистов и пары-тройки толковых пилотов старых «конюшен» (школ картинга).
 А 13-14 уже пубертантный период. Половое созревание. Ломка и прочие прелести переходного периода. Удержать подростка от нелогичных поступков даже при схеме управления тандем весьма проблематично. (а в «общих группах» многие вообще перестают приходить на занятия, интересуясь девочками. Селя ви. Такова жизнь, количество пилото-часов затрачиваемых на картинг резко сокращаеться. Некоторое время пилот идет по инерции наработанных навыков, но потом увы, противники, не озабоченные секспроблемами его догоняют). То есть, на самый ключевой год «олимпийского цикла» (4 года), наш пилот просто не в состоянии работать.
Именно поэтому мы практикуем набор именно с 6 -7 лет. по крайней мере олимпийский цикл полс\ностью вырабатывается к 10-11, а следующий цикл попадает на середину пубертантого периода, тогда когда только начинается процесс тренировк второго года –втягивание, и третий год усиленные тренировки (что кстати весьма хорошо при секспроблемах. Вспомните Андриано Челентано в «Укрощении строптивого»? Он колол дрова, а монах звонил в колокола когда им «хотелось». Простейшее замещение.


 3 Этап Циркового медведя
(Мы называем этот период первых шести месяцев –«накатка циркового медведя. Это своего рода сержантская учебка, за время которой формируются «полевые связи»*. Если попроще, то знание-умение-навык, теория и практика.

«полевые связи».
От термина информационное поле. Человек окружен биополем, излучением организма. Биополе в виде вытянутого овала. Вокруг головы (головной процессор) имеется сфера –виртуальная сфера по термину ДЭИР. Ее обычно рисуют на иконах в виде круга вокруг головы. Над головой также иметься сфера в виде кружка. На иконах ее рисуют в виде круга на головой. Эти три (упрощенно) образования и есть хранилище оперативной и тактической информации, и частично некоторых уровней стратегического плана.
  Процесс образования устойчивых связей человек – поле заметен примерно месяца через три. Шесть месяцев уже устойчивое закрепление. Далее уже идет процесс навыков в виде автоматизации процессов.
На практике применения Высшего Знания верхний информационный овал над головой применяется в армии. Всем известная фуражка и есть «хранилище» информации. Причем, если верит Шемшуку, то подобные головные уборы носили колдуны воины. Примечательно, что в эпоху империй, царской России и СССР, поля фуражек были маленькие. Принцип человек винтик. если по психологии, то размер поля фуражки есть аналог петушиного гребня. Именно поэтому многие опереточные диктаторы и военные РФ переходного периода имели фуражки с большими полями и очень высоким передом. Прямая аналогия по животной психологии –кто самец. альфа
Но тем не менее интересно, что и в царской армии и вермахте военные выделялись лихо заломленными полями фуражек.
А вот сэры в Англии, времен Британской Империи, носили высокие цилиндры, тоже вместилище «ума». Боярские высокие меховые шапки тоже используют тот же принцип. «средневековые» колдуны имели головной убор уже в виде высокого конуса. Ну про исламские тюбетейки, нашлепки на голову и прочие береты делайте выводы сами.

 4*Долго утомительно и непродуктивно…
Вообщето Мастер не должен сам вот так стоять часами.(как управленец он должен организовать процесс) Это удел менее подготовленных людей. Проблема для многих заключается в том, что многие мнят себя Мастерами и являются по сути ими в той или иной степени (как они думают про себя), но не опускаются до черновой монотонной работы, как например автор. Ну нам деваться было некуда. Назвался Мастером или считаешь себя им –лезь в соответсвующую корзину.
Так вот, во время дежурства на объекте как раз подошел один папик (вот он случай синхронизации. Автор искал пилота, папик искал подходящего тренера), произошла знаменательная встреча двух (трех) заинтересованных сторон (тренер-папик-сын-схема трио).
Естественно, вокруг «богатого буратино» начали роится люди делающие бабло на именно папиках несведущих. Попросту доили, пользуясь неведением специфики картинга. И фактически сразу вокруг тандема (отец-сын) начали крутиться те или иные представители картинговой тусовки, желающей выгодно продасть свои знания-умения-навыки. В общем то имеют полное право.  О чем я и сказал папику, подчеркнув несколько нюансов правда, что смотрят они на него только как на предмет поживиться –подоить. Больших достижений с ними не будет.
В течение пары месяцев, войдя в курс дела, ибо не занимался картингом лет семь, автор отодвинул излишне предприимчивых махинаторов от тандема. (Как то переборка мотора, настройка карбюратора, шасси и прочее) Хотя поживиться на нем успели.
(к сожалению не удалось спасти от печальной участи обеспеченную маман с сыном. В результате подоив –выдоив  их, к ним пропал интерес. То есть, их ввели в заблуждение и не объяснили специфики картинга, попросту не  сказав, что траты на порядок выше, чем они давали. В результате карт вернулся на склад, где его снова  разберут и «соберут» за отдельную плату новой жертвы.)
Так вот, первым и отличительным признаком схемы тандем (отец-сын) является то, что тренер делегирует полномочия.  Данном случае, инструктора по накатке. Папик стоит и элементарно накатывает своего киндера. Естественно, курс теории прочитан и показаны схемы «захода» поворот. Тренер соответственно занимается более важным делом. Либо тоже стоит на повороте.
(интересный факт. На начальном этапе работы, уже во время накатки, после того как папик «отфутболил» как минимум четыре предложения по тренерству, (знали бы вы, ЧТО про меня рассказывали, чикатило нервно бы курил в сторонке), начали предприниматься попытки «помочь» потренировать на трассе. Для чего претенденты на работу стали «помогать» и инструктировать. Но период накатки циркового медведя очень интересный, он довольно долгий. Пара-тройка месяцев. А то и более. А это час-а то и два стояния на трассе. А зимой мороз или снег с дождем. Естественно, отсутвие результатов и охладило пыл и не только «тусовщиков», (решивших, да он тупой!), но и сам папик стал сомневаться в своем киндере.
Пришлось автору применить психологию для взрослых и убедить отца , что все нормально. Ребенку то всего шесть лет. Он даже логически мыслит то периодически. (рекомендую книгу «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.» Коломинский Я.В. есть на  куб или кооб.ру)
 Автор с таким возрастом столкнулся впервые, и как показала практика, чутье тренера не подвело. Именно долгая и утомительная работа (количество) привела к «выстрелу» (качеству), после чего к пилоту начали присматриваться настолько, что даже запретили выступать на УРФО, так  как шасси было не МГТ01. (обычная возня «бумажных тигров»)
(шасси МГТ01 с базой 900 мм, наш пилот выступал на шасси с базой 950 (Мини), надо сказать что управлять ей даже труднее, что и почуствовалось, когда отец приобрел таки шасси МГТ01. с базой 900 карт вот ЭДАК плывет (курсовое скольжение) в повороте. Двигаясь тем не менее по траектории. А вот база 950 уже просто тормозит в повороте. Тут ничего сверхестественного. Фактически шасси с базой 950 должно лучше держать в повороте, но дело в том, что размеры колеи разные в разных классах, равно как и мощность мотора и вес карта.

5*Время деньги….
У нас нонче капитализм. Я в основном практикую отношения (а не бабки), ибо преследую высшую цель победу. Многие работают за деньги, как они думают. На самом деле за жалкие подачки.
(вообщето мне компенсируют время затраченное на пилота при выездах на соревнования, чтото среднеарифметическое по сумме, которое можно заработать в сервисе. Это кстати прекрасное решение проблемы с супругой, которая как член семейного тандема имеет все права на совместно нажитые денсредства. Думаю что это по «чеснаку». Могу арбайт в сервисе, могу выехать на гонки. В сервисе даже проще. Отработал 7-8 часов и давай досвидания с тыром или поболее в кармане. Гонка же это с утра и до вечера. Кто знаком с погонялками, знает, что даже поесть не всегда удается вовремя. Такой вот спорт –хобби «ударенных пыльным мешком по голове».
Но к денежкам…
К нам приезжают многие «крутые» на иномарках, «да давайте сюда вашего тренера!» Куплю с потрохами.
Мой ответ, для подобной категории «крутых»-«у вас денежков не хватит». Для начала «отстегните» мне по сто тыров в месяц, только за то, чтобы я вами занимался. Это не считая прочих трат. Причем, аванс за год вперед. Лимон двести. Для начала, чтобы я был уверен в платежеспособности. А далее как пойдет.
Сто тыров в месяц нормальная цена специалиста Мастера в любой сфере. Понятно, что картинг не та сфера где тебе сию сумму заплотят, но «держать» свою планку надо.
Для расчетов…свои тридцать  тыров (не особенно утруждаясь) я преспокойно зарабатываю сторожем (для электронной карточки и прочих инн и снилсов с медталонами. Увы, полностью быть свободным от Системы не получиться) и в автосервисе,  коих довольно много расплодилось. В сервисе сами понимаете, КАК. Поэтому и получается уйти от системы ДЮСШ и их инструкций, как и от оплаты папелей. Элементарно Ватсон.
 (проблема с папиками в том, что если они тебе платят как бы зарплату, то с тебя требуют как с подчиненного, а то и пытаются командовать как РАБотником. Автор уже проходил подобный этап и как то не рискует вновь попасть в силки контракта. А так свободный художник.)
Почему сто тыров? Такова сумма места научного сотрудника, скажем поиск и внедрение новых методов поиска и нейтрализации гео и технопатогенных зон, ибо в академии сия тема была выпускной дипломной работой, по коей автор с хммм «партнерами» даже сделал фирму по услугам. Вот эта сумма и фигурировала в предложениях. Нормальная сумма, за которую можно и выложиться по самое не могу. По известным причинам (кидалове партнеров, обычное дело в эрефии) это направление не продвинулось, да и ляд с ним. Это, по крайней мере, запасной аэродром. По крайней мере после пенсии можно и этим заняться если что. (я это к тому, что ВСЕГДА надо готовить пару-тройку аэродромов. Хоть запасных, хоть «подскока». Пока работает основная генеральная линия –картинг и автосервиз.)
Специалисты маркетинга рекомендовали многим начинающим русо бизнесменам и работягам на проклятом Западе, просить бОльшую сумму, чем рассчитывали. (подразумевается, что вы имеете знания, умения и навыки выше среднестатистичного пипла). Заплатить конечно не заплатят, но уважать будут. (это уже из психологии, вот блин какой Мастер у меня работает за гроши!).

Напоследок… «Если вы будете вести себя как последний человек, то и относиться к вам будут как к последнему». Андерсон Бренна. «Игра на квантовом поле», с58.


Звездная болезнь…
Крайне неприятное явление у пилотов и их папиков. Это когда они начинают считать, что они типа «гениальные». Обычное заблуждение толпарей не играющих в шахматы и не владеющих методом работы по сумме баллов.
В массовых группах это лечилось вручением веника и отчуждением от карта, на время излечения. В схеме тандем, где карт свой личный уже проблематично отнять карт. Тут по другому. Гуляй Вася. Давай досвидания. Срок излечения довольно большой, ибо пилота то натаскивали конкретно, но тем не менее за год, другой тандем приводился в чувство и вел себя адекватно, как се белые люди. но автор УЖЕ не работал с такими по полной мере, так как натаскивал другого пилота.. Это кстати, прекрасная воспиталка как для взрослых балбесов за 35-40, так и для несмышленышей.