А верёвки мы выкинули

Борис Готман
 
   Мы ремонтировали  автомобильный мост, построенный лет тридцать назад.

   Под мостом, поигрывая прихваченными по дороге огромными валунами, всерьёз пытаясь свалить ими железобетонные опоры, ревели несшиеся с гор ливневые потоки.

   Наверху, у въезда на мост нетерпеливо сигналили водители – транспорт пропускали только по одной из двух полос, хотя, по-хорошему, надо было вообще на время ремонта мост закрыть.

   Но он был единственным, по которому можно было добраться до Арада  и до Мёртвого моря.

   Вот в этом адском шуме над грозным потоком  мы и работали,  что под пролётом моста было очень неудобно –  надо было маневрировать между металлоконструкциями,  временно поддерживавшими треснувшие железобетонные балки.

   Кроме того,  на нас были надеты специальные ремни безопасности, фалы которых были привязаны к балкам:   сорваться с подмостей в гремящий валунами поток означало верную смерть.

   Сегодня рабочие должны были закончить подготовку треснувших балок к наклеиванию на них усиления - полотен из углеродных волокон.

   Это было последним  достижением  в ремонте железобетонных конструкций:  наклеенный специальным образом чудо-материал увеличивал в несколько раз прочность конструкции.
   
   К вечеру ожидалось прибытие бригады субподрядчиков из немецкой фирмы, выполнявшей это усиление и поставлявшей необходимые материалы и оборудование.
   
   Субподрядчики должны были принять сделанные до них работы, проверив исправленную геометрию балок и прочность выравнивающего слоя.
 
   Наконец три минибуса "субчиков" въехали на нашу стоянку.
 
   Поскольку работа была уникальной, каждая её стадия скрупулёзно документировалась.
 
   Я взял свой фотоаппарат и пошёл к прибывшим, уже начавшим выгружать привезенное добро.
 
   Познакомились. Они оказались симпатичными молодыми арабами из Хайфы, работавшими в местном филиале немецкой фирмы.
 
   Взял у их старшего накладные – на первый взгляд всё в них было в порядке.
   
   Сфотографировал рулоны чудо-полотна  и упаковки с компонентами для приготовления смолы  - в качестве доказательств для будущего отчёта:  проверено, что все материалы доставлены в неповреждённых заводских упаковках.
   
   Только один большой картонный ящик был вскрыт.
 
  -Это что? – спросил у старшего.
 
  -Анкеры, - ответил он. – Просто немецкие упаковки занимают много места,  и мы перекладываем болты в один ящик – за одну поездку ничего с ними не случится!
 
  -Открой, пожалуйста, - попросил я.
 
   Парень открыл ящик – в нём лежали стандартные пятимиллиметровые винты с пластмассовыми дюбелями.
 
  -Ты хочешь сказать, что это те самые анкеры для полотен из углеродного волокна?
 
  -Конечно, мы уже несколько раз их ставили! – ответил "субчик".
 
  -А по-моему, это обычные винты  крепления армирующих штукатурных сеток, - сказал я. – Сомневаюсь, что это анкеры для углеродных полотен.

   Я сфотографировал открытую коробку и продолжил, обращаясь теперь уже ко всей небольшой бригаде, собравшейся возле нас:

  -По проекту анкеры надо пропитать смолой перед установкой, а после установки развести концы нитей длиной 6-7 см от центра и приклеить их к полотну.

  -Так мы их и окунаем в смолу! – ответил один из прибывших.

  -И где, по вашему, у них эти самые концы нитей? – опять спросил я.

  -Так вот же есть большие шайбы! – удивляясь моей непонятливости сказал  старший. – Они и прижимают полотно, поэтому никаких нитей не надо!

   Вдруг неприятная догадка осенила меня:

  -А как болты были упакованы на заводе? – спросил у старшего.

  -Так они же дорогие, вот немцы и проложили между ними верёвки из пластика. Наверно, чтобы по дороге не повредили. Потому и места много занимают.

  -А где эти "верёвки"? - с некоторой надеждой спросил я.
 
  -Выбросили вместе с коробками, - ответил кто-то из бригады.

  -Может, мусор этот ещё не увезли? Давай звони в свою контору, выясни!

  -А зачем тебе понадобились эти верёвки? – спросил парень.

  -Так "верёвки", уважаемый, и есть эти самые дорогие анкеры! Болты нужны для того, чтобы пропитанную смолой "верёвку" вставить в бетон и прижать её к нему, пока смола не схватится , а шайбы - прижать разведенные концы к полотну и фиксировать их, опять же, пока смола не застынет!

   К счастью, "мусор" ещё не вывезли…

   Утром "верёвки", то есть анкеры, уже были у нас. Без их установки ремонт не имел бы смысла…

   Пояснения к моим фотографиям:

   Снимок номер 1:  одна из повреждённых балок моста на фоне бушующего потока. О ремонте этого моста написано в статье "Нано технологии рядом".

   Снимок номер 2: наклеенные полотна из углеродного волокна.

   Снимок номер 3: та самая "верёвка" – анкер из углеродных волокон, снятый на фоне полотна из углеродных волокон.  Его прочность после отвердения смолы в десять раз превышает прочность стали.

   Снимок номер 4:  вспомогательный винт с нейлоновым дюбелем и шайбой.

   Снимок номер 5: анкер, установленный на приклеенном полотне. Видны расходящиеся из-под  шайбы,  приклеенные  к полотну нити анкера.