Развитие социальной философии 4

Виталий Шолохов
Развитие социальной философии в рамках самоорганизующейся картины мира и синергетики

То, что справедливо для всей философии, должно быть справедливо и для её относительно самостоятельного раздела – социальной философии. Стадии развития философии и основные теории социальной философии должны совпадать по времени возникновения. Теории появляются, когда созревают условия для их формулирования.
Эта мысль хорошо подтверждается пояснением Н.В.Бряник: «... социальная философия в своих глубинных основаниях ориентирована на какой-либо преобладающий способ познания – спекулятивный разум, чувственно фиксируемый факт или непосредственно выражающую дух жизни и человеческой истории интуицию» [Бряник, с.15].
Рассмотрим, однако, этот вопрос более детально. Принципы анализа систем изложены в нашей монографии «Социальное – природное» [XIX,С.168-175]. Само познание представляет собой самоорганизующуюся систему. В соответствии с двухзеркальной моделью диалектического противоречия структура самоорганизующейся системы раскрывается исторически постепенно, что и создаёт логику развития познания. В соответствие с нашей методологий анализа систем возможны четыре подхода к познанию общества как системы. С нашей точки зрения, можно усмотреть соответствие в том, что:
историческому материализму соответствует рефлексивный подход (диалектика);
историческому идеализму соответствует логический подход (логика);
историческому позитивизму соответствует функциональный подход (поиск законов);
историческому практицизму (детерминизму, структурализму) соответствует операционный подход.
Современная теория познания (Н.В.Бряник) видит три основных гносеологических модели познания (ОГМ). Они в принципе соответствуют уровням рефлексии, отмеченным в выше упоминавшемся нами докладе В.С.Стёпина. Действительно, первая ОГМ – объективистско-реалистическая гносеологическая модель в трактовке природы знания подчинена принципу реальности. «С позиций «1-й ОГМ», из всего разнообразия человеческих представлений и образов знанием является только то, что в той или иной форме (той или иной степени) соотносимо с миром самих вещей, предметных связей и так или иначе зависимо от них. Знания – это совокупность познавательных образов, обладающих сходством с познаваемым объектом, являющихся его «портретной» (зеркальной, фотографической) копией» [25, с.253].  «2-я ОГМ» - конструкционистская гносеологическая модель. В этом случае знание интерпретируется иначе: «...сконструированный познаваемый объект, собственно, и является искомым результатом – продуктом познавательной деятельности. Поскольку конструирование происходит благодаря тому, чем располагает познающий субъект, значит, знания в самом первом приближении можно определить как своеобразные трансформации способностей познающего субъекта. Никакого воспроизведения сущности познаваемого в знаниях не происходит» [25,С.263]. Согласно Н.В.Бряник «3-я ОГМ» есть символическая гносеологическая модель. В том, что здесь понимается под познанием, она выделяет два момента: «Во-первых, знание – не эпифеномен, не чисто метальное или какое-нибудь другое психическое образование, оно слито с языком, они неразделимы и составляют единое целое: язык и представляет собой реальность знания, он есть «знаниевая» реальность. ... Во-вторых, знания по сути своей являются объектно-субъектным образованием; и в этом пункте «символическая модель познания» противостоит и «1-й ОГМ» (трактующей знания, как копию, образ, репрезентацию объектов), и «2-й ОГМ» (привязывающей знания к субъекту)» [25,С.274].
Граница между  «1-й ОГМ»  и «2-й ОГМ» определяется основным вопросом философии диалектического материализма: “Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии — материализму и идеализму... Вопрос о первичности материи (или духа, как полагают идеалисты) образует первую, онтологическую сторону основного вопроса философии. Второй, гносеологической его стороной является вопрос о познаваемости мира... Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предметов в сознание познающего субъекта” [Философский словарь]. Вторая граница между ОГМ проводится по разделу: естественная природа – искусственная природа (культура). Здесь есть также два полюса: деятельность человека и её результаты в виде символов, языка и т.д. Не случайно С.В.Соколов выдвинул идею о существовании реалистической философии (исторический реализм).
Многообразие современных подходов к социальной философии свидетельствует о нерешённости её основных проблем. Продуктивность новых подходов определяется возможностью решения конкретных вопросов политической экономии, антропологии, культурологии, психологии и т.д. Но этого невозможно достичь без уточнения принципов и категорий философии. Только точные и теоретически выверенные посылки в состоянии дать ответ на вопросы о законах развития общества и их отличии от законов неорганической природы, о социальных идеалах, о логике социальных процессов, их генезисе и развитии, истории и будущих перспективах. В последние годы над специально научным знанием стала формироваться обширная универсальная надстройка, включающая философию, системные представления, кибернетику, синергетику, теорию эволюции, другие области знания подобного же рода. Но именно разработка системы онтологических принципов бытия ведёт к смене традиционной картины мироздания и создает фундамент для решения проблем социальной философии.
Мощным транслятором современного знания сегодня, помимо кибернетики, является синергетика. Это - специальное по характеру, но достаточно необычное по масштабу новое наддисциплинарное научное направление.
На основе изучения ряда физических явлений синергетика сделала фундаментальное, на наш взгляд, обобщение, состоящее в том, что «в сильно неравновесных условиях достоверно установлено весьма важное и неожиданное свойство материи: впредь физика с полным основанием может описывать структуры как формы адаптации системы к внешним условиям» [201]. Эта адаптация протекает по закону самоорганизации, а не направленного внешнего управления.

25  Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания: учебное пособие для вузов //М., Академический проект, Екатеринбург, Деловая книга, 2003
201 Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой //пер. с англ. изд. 4-е, стереотипное, М., Едиторил УРСС, 2003, 312 с. (Серия Синергетика: от прошлого к будущему.)