Истоки русского коммунизма. краткие выдержки из од

Матур
Истоки русского коммунизма. (краткие выдержки из одноимённой книги Н.А.Бердяева,
                изданной в 1937 году на английском языке.)


-Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность,

бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта. На западе тесно, всё

ограничено, всё оформлено и распределено по категориям, всё благоприятствует

образованию и развитию цивилизации – и строение земли и строение души. Можно 

сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли.


- В России всегда интересы народа приносились в жертву мощи и организованности

государства – государство пухло, народ хирел.


- Славянофилы были защитниками общины, которую считали оригинально русским

укладом хозяйственной жизни. Так думали все народники. Они были решительными

противниками понятий римского права о собственности. Они отрицали западную

буржуазную, капиталистическую цивилизацию. Славянофилы были горячими защитниками

свободы личности, свободы совести, мысли, слова и своеобразными демократами,

признавали принцип верховенства народа.   


- Западники отрицали своеобразие русской истории. Не видели никакой миссии Рос-

сии, кроме необходимости догнать запад.


- Герцен был одним из первых русских эмигрантов. Он страстно мечтал о западе.

Герцен был поражён и ранен мещанством Запада. Он увидел этот мещанский,

мелкобуржуазный дух. Образ рыцаря заменился образом мещанина-лавочника. 


- Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над

народной душой и народными верованиями. Народ ответил на это насилие созданием

легенды о Петре, как антихристе.


- Религиозная санкция царской власти в народе была так сильна, что народ жил

надеждой, что царь защитит его и прекратит несправедливость, когда узнает всю

правду.


- Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать, как народ

государственно-деспотический и анархически-свободолюбивый, как народ склонный к

национализму и национальному самомнению, и народ способный к всечеловечности,

жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности

сострадательный. Эта противоречивость создана вечным конфликтом инстинкта

государственного могущества с инстинктом свободолюбия и правдолюбия.


- Русская душа стремится к целостности, она стремится к Абсолютному и всё хочет

подчинить Абсолютному. С этим связан русский максимализм.


- Россию Чаадаев считает уроком и предостережением для других народов. Культурно

рафинированный Чаадаев обречён жить в некультурном обществе, в деспотическом

государстве, которое держит в тисках тёмный народ, не просвещая его. Русское

правительство объявило Чаадаева сумасшедшим, он был подвергнут медицинскому

освидетельствованию.


- В своём протесте против неправды русской жизни Печорин эмигрирует и делается

католическим монахом. Попытайтесь понять трагедию русской души,  которая пишет:   

«Как сладостно отчизну ненавидеть. И жадно ждать её уничтожения». – Типически

русские слова, слова отчаяния, за которыми скрыта любовь к России.


- Передовые русские интеллигенты 1840-х годов страдали от уродства и неправды

действительности, но бессильны были её переделать. Разлад с действительностью

делал русских людей бездейственными, выработал тип «лишних людей».


- Однако великий русский шестидесятник Белинский уже приходит к революционному

социализму и воинствующему атеизму. Истоком этого атеизма было сострадание к

людям, невозможность примириться с идеей Бога в виду непомерного зла и страданий

в жизни. Белинский пишет – чтобы осчастливить большую часть человечества, можно

снести голову хотя бы сотням тысяч. Люди так глупы, что их насильно нужно вести к

счастью. Он склонен к диктатуре. Он признаётся, что, будь он царём, он был бы

тираном во имя справедливости. Он верит, что настанет время, когда не будет

богатых, не будет и бедных.


- Русские из жалости, сострадания, из невозможности выносить страдания делались

атеистами. Они делаются атеистами, потому что не могут принять Творца сотворив-

шего злой, несовершенный, полный страдания мир. Ленин пишет – в первоистоках

русского атеизма заложено повышенное, доведённое до экзальтации чувство

человечности.


- Но в результате русского воинствующего безбожия, получившего власть, человеч-

ность переродилась в новую бесчеловечность.


- В 60-ые годы в России появляются нигилисты. Нигилизм есть характерно русское

явление, неизвестное Западной Европе. Русские нигилисты Чернышевский, Писарев,

Добролюбов. Главным идеологом признаётся Писарев. Русский нигилизм отрицал Бога,

дух, душу, нормы и высшие ценности.


- Нигилизм – это эмансипация натурального человека, на которого не будет более

налагаться никаких оков. Материализм и естественные науки были превращены в идол.

Родился «мыслящий реалист», который стал искать разгадки тайны жизни в

разрезывании лягушки. Реалисты 60-х годов провозгласили нелепый аргумент, что

анатомирование трупов не обнаружило существования в человеке души.


- Народничество в России. Драма народнического движения была в том, что народ не

принял интеллигенции, и народ сам отдавал интеллигентов-народников, жертвенно и

бескорыстно желавших послужить народу, в руки властей. Народ всё ещё оставался

религиозным, православным и безрелигиозность интеллигенции его отталкивала. Всё

это поставило перед интеллигенцией политическую проблему и привело к выработке

новых методов борьбы.


- Убийство Александра-11  по постановлению партии "Народная воля" было концом и

срывом русских революционных движений до возникновения марксизма. Это была

трагедия единоборства русской власти и русской интеллигенции.


- Во главе «Народной воли» стояла героическая личность истинно русского человека

А.Желябова. Это страшная трагедия русской жизни. На суде на вопрос православный

ли он, он ответил: «Крещён в православии, но православие отрицаю, хотя сущность

учения Иисуса Христа признаю. Я верю в истину и справедливость этого вероучения и

торжественно признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий истинный

христианин должен бороться за правду, за право угнетённых и слабых, и если нужно,

то за них и пострадать: такова моя вера».


- Я склонен думать (пишет Бердяев), что даже активное участие евреев в русском

коммунизме очень характерно для России и для русского народа. Русский мессианизм

родствен еврейскому миссианизму. 


- Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм и революцию. Однако

революция всегда иррациональна. Она свидетельствует о господстве иррациональных

сил в истории.


- Когда в обществе слишком долго не находится положительных, творческих,

созидательных сил, тогда на небесах постановляется неизбежность революции,

происходит разрыв времени и вершится суд над обществом. Революциям подвержены

нерадивые общества. В революции и добро осуществляется силами зла, т.к. добрые

силы были бессильны реализовать своё добро в истории !!!


                О как это актуально, и для современной России.
               
                Русская душа чрезвычайно медленно меняется.