Истоки русского коммунизма. (краткие выдержки из одноимённой книги Н.А.Бердяева,
изданной в 1937 году на английском языке.)
-Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность,
бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта. На западе тесно, всё
ограничено, всё оформлено и распределено по категориям, всё благоприятствует
образованию и развитию цивилизации – и строение земли и строение души. Можно
сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли.
- В России всегда интересы народа приносились в жертву мощи и организованности
государства – государство пухло, народ хирел.
- Славянофилы были защитниками общины, которую считали оригинально русским
укладом хозяйственной жизни. Так думали все народники. Они были решительными
противниками понятий римского права о собственности. Они отрицали западную
буржуазную, капиталистическую цивилизацию. Славянофилы были горячими защитниками
свободы личности, свободы совести, мысли, слова и своеобразными демократами,
признавали принцип верховенства народа.
- Западники отрицали своеобразие русской истории. Не видели никакой миссии Рос-
сии, кроме необходимости догнать запад.
- Герцен был одним из первых русских эмигрантов. Он страстно мечтал о западе.
Герцен был поражён и ранен мещанством Запада. Он увидел этот мещанский,
мелкобуржуазный дух. Образ рыцаря заменился образом мещанина-лавочника.
- Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над
народной душой и народными верованиями. Народ ответил на это насилие созданием
легенды о Петре, как антихристе.
- Религиозная санкция царской власти в народе была так сильна, что народ жил
надеждой, что царь защитит его и прекратит несправедливость, когда узнает всю
правду.
- Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать, как народ
государственно-деспотический и анархически-свободолюбивый, как народ склонный к
национализму и национальному самомнению, и народ способный к всечеловечности,
жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности
сострадательный. Эта противоречивость создана вечным конфликтом инстинкта
государственного могущества с инстинктом свободолюбия и правдолюбия.
- Русская душа стремится к целостности, она стремится к Абсолютному и всё хочет
подчинить Абсолютному. С этим связан русский максимализм.
- Россию Чаадаев считает уроком и предостережением для других народов. Культурно
рафинированный Чаадаев обречён жить в некультурном обществе, в деспотическом
государстве, которое держит в тисках тёмный народ, не просвещая его. Русское
правительство объявило Чаадаева сумасшедшим, он был подвергнут медицинскому
освидетельствованию.
- В своём протесте против неправды русской жизни Печорин эмигрирует и делается
католическим монахом. Попытайтесь понять трагедию русской души, которая пишет:
«Как сладостно отчизну ненавидеть. И жадно ждать её уничтожения». – Типически
русские слова, слова отчаяния, за которыми скрыта любовь к России.
- Передовые русские интеллигенты 1840-х годов страдали от уродства и неправды
действительности, но бессильны были её переделать. Разлад с действительностью
делал русских людей бездейственными, выработал тип «лишних людей».
- Однако великий русский шестидесятник Белинский уже приходит к революционному
социализму и воинствующему атеизму. Истоком этого атеизма было сострадание к
людям, невозможность примириться с идеей Бога в виду непомерного зла и страданий
в жизни. Белинский пишет – чтобы осчастливить большую часть человечества, можно
снести голову хотя бы сотням тысяч. Люди так глупы, что их насильно нужно вести к
счастью. Он склонен к диктатуре. Он признаётся, что, будь он царём, он был бы
тираном во имя справедливости. Он верит, что настанет время, когда не будет
богатых, не будет и бедных.
- Русские из жалости, сострадания, из невозможности выносить страдания делались
атеистами. Они делаются атеистами, потому что не могут принять Творца сотворив-
шего злой, несовершенный, полный страдания мир. Ленин пишет – в первоистоках
русского атеизма заложено повышенное, доведённое до экзальтации чувство
человечности.
- Но в результате русского воинствующего безбожия, получившего власть, человеч-
ность переродилась в новую бесчеловечность.
- В 60-ые годы в России появляются нигилисты. Нигилизм есть характерно русское
явление, неизвестное Западной Европе. Русские нигилисты Чернышевский, Писарев,
Добролюбов. Главным идеологом признаётся Писарев. Русский нигилизм отрицал Бога,
дух, душу, нормы и высшие ценности.
- Нигилизм – это эмансипация натурального человека, на которого не будет более
налагаться никаких оков. Материализм и естественные науки были превращены в идол.
Родился «мыслящий реалист», который стал искать разгадки тайны жизни в
разрезывании лягушки. Реалисты 60-х годов провозгласили нелепый аргумент, что
анатомирование трупов не обнаружило существования в человеке души.
- Народничество в России. Драма народнического движения была в том, что народ не
принял интеллигенции, и народ сам отдавал интеллигентов-народников, жертвенно и
бескорыстно желавших послужить народу, в руки властей. Народ всё ещё оставался
религиозным, православным и безрелигиозность интеллигенции его отталкивала. Всё
это поставило перед интеллигенцией политическую проблему и привело к выработке
новых методов борьбы.
- Убийство Александра-11 по постановлению партии "Народная воля" было концом и
срывом русских революционных движений до возникновения марксизма. Это была
трагедия единоборства русской власти и русской интеллигенции.
- Во главе «Народной воли» стояла героическая личность истинно русского человека
А.Желябова. Это страшная трагедия русской жизни. На суде на вопрос православный
ли он, он ответил: «Крещён в православии, но православие отрицаю, хотя сущность
учения Иисуса Христа признаю. Я верю в истину и справедливость этого вероучения и
торжественно признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий истинный
христианин должен бороться за правду, за право угнетённых и слабых, и если нужно,
то за них и пострадать: такова моя вера».
- Я склонен думать (пишет Бердяев), что даже активное участие евреев в русском
коммунизме очень характерно для России и для русского народа. Русский мессианизм
родствен еврейскому миссианизму.
- Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм и революцию. Однако
революция всегда иррациональна. Она свидетельствует о господстве иррациональных
сил в истории.
- Когда в обществе слишком долго не находится положительных, творческих,
созидательных сил, тогда на небесах постановляется неизбежность революции,
происходит разрыв времени и вершится суд над обществом. Революциям подвержены
нерадивые общества. В революции и добро осуществляется силами зла, т.к. добрые
силы были бессильны реализовать своё добро в истории !!!
О как это актуально, и для современной России.
Русская душа чрезвычайно медленно меняется.