Месть женщины

Сергей Шулинин
(Пьеса по мотивам рассказа А.П.Чехова «Месть женщины»




Действующие лица:

Хозяйка квартиры - Надежда Петровна
Доктор





                Одно действие
Кто-то рванул за звонок. Надежда Петровна - хозяйка квартиры, вскочив с дивана, побежала отворить дверь.

Н.П. Должно быть, муж...

Но, отворив дверь, она увидела не мужа. Перед ней стоял красивый мужчина, прилично одетый. Лоб его был нахмурен и сонные глаза глядели на божий свет равнодушно-ленивым взором.


Н.П.: Что вам угодно?

Доктор.: Я - доктор, сударыня. Меня звали сюда какие-то... э-э-э... Челобитьевы... Вы Челобитьевы?

Н.П.: Мы - Челобитьевы, но... ради бога, извините, доктор. У моего мужа флюс и лихорадка. Он послал вам письмо, но вы так долго не приезжали, что он потерял всякое терпение и побежал к зубному врачу.

Д.: Гм  (Доктор нахмурился) Он мог бы сходить к зубному врачу и, не беспокоя меня...

Прошла минута в молчании.

Н.П.: Извините, доктор, что мы вас обеспокоили и заставили даром проехаться... Если бы мой муж знал, что вы приедете, то, верьте, он не побежал бы к дантисту... Извините...

    Прошла еще одна минута в молчании. Надежда Петровна почесала себе затылок.


Н.П.: Чего же он ждет, не понимаю? - произнесла она, косясь на дверь.

Д.: (произнёс с недоумением) Отпустите меня, сударыня! Не держите меня. Время
так дорого, знаете, что...

Н.П.: То есть... Я, то есть... Я не держу вас, честно...

Д.: Но, сударыня, не могу же я уехать, не получив за свой труд!

Н.П.: (залепетала, сильно покраснев) За труд? Ах, да... Вы правы... За визит нужно заплатить, это верно. Вы трудились, ехали... Но, доктор... мне даже совестно... муж мой пошел из дому и взял с собой все наши деньги... Дома у меня теперь решительно ничего нет...

Д.: Гм... Это странно... Как же быть? Не дожидаться же мне вашего мужа! Да вы поищите, может быть, найдется что-нибудь... Сумма, в сущности, ничтожная...

Н.П.: Я уверяю вас, муж всё унес... Мне, разумеется, совестно... Не стала бы я из-за какого-нибудь рубля переживать подобное... глупое положение, в общем-то...

Д.: Странный у вас, у публики, взгляд на труд врачей... ей-богу, странный! Словно мы и не люди, словно наш труд и не труд... Ведь я ехал к вам, терял время... трудился...

Н.П.: Да, я это очень хорошо понимаю, но, согласитесь, бывают же такие случаи, когда в доме нет ни копейки! Право же.

Д.: Ах, да какое же мне дело до этих случаев? Вы, сударыня, просто... наивны и нелогичны... Не заплатить человеку... это даже нечестно... Пользуетесь тем, что я не могу подать на вас мировому и... так бесцеремонно, ей-богу... Больше, чем странно!

Доктор замялся. Ему стало стыдно за человечество. Надежда Петровна вспыхнула. Её покоробили слова доктора.

Н.П.: (сказала резким тоном) Хорошо! Постойте... Я пошлю в лавочку, и там, может быть, мне дадут денег... Я вам заплачу.

Надежда Петровна пошла в гостиную и села писать записку к лавочнику. Доктор вошел в гостиную и развалился в кресле. В ожидании ответа от лавочника, оба сидели и молчали. Минут через пять пришел ответ. Надежда Петровна вынула из записочки рубль и сунула его доктору. У доктора вспыхнули глаза.

Д.: (кладя рубль на стол) Вы смеетесь, сударыня. Мой человек, пожалуй, возьмет рубль, но я - нет-с, извините-с!

Н.П.: Сколько же вам нужно?

Д.: Обыкновенно я беру десять... С вас же, пожалуй, я возьму и пять, если хотите.

Н.П.: Ну, пожалуй, пяти вы от меня не дождетесь... У меня просто нет для вас таких денег.

Д.: Пошлите снова к лавочнику. Если он мог дать вам рубль, то почему же ему не дать вам и пяти? Не всё ли равно? Я прошу вас, сударыня, не задерживать меня. Мне некогда.

Н.П.: Послушайте, доктор. Вы не любезны, более того, вы дерзки! Нет, вы грубы, бесчеловечны! Понимаете? Вы... вы гадки!

Надежда Петровна повернулась к окну и прикусила губу. На ее глазах выступили крупные слезы.

Н.П.: Подлец! Мерзавец! — шептала она. — Животное! Он смеет... смеет! Не может понять моего ужасного, обидного положения! Ну, подожди же... чёрт!

И, немного подумав, она повернула свое лицо к доктору. На этот раз на лице её выражалось неописуемое страдание, немая мольба.

Н.П.:  Доктор! — сказала она тихим, умоляющим голосом. — Доктор! Если бы у вас было сердце, если бы вы захотели понять благочестивую барышню... вы не стали бы мучить её из-за этих денег... И без того так много муки (глубоко, порывисто вздохнула) так много пыток.

Надежда Петровна сжала себе виски и словно сдавила пружину: волосы прядями посыпались на ее плечи.

- Страдаешь от невежды мужа... выносишь эту жуткую, тяжелую среду, а тут еще милостивый, образованный человек позволяет себе бросать упрек. Боже мой! Это невыносимо!
Д.: Но поймите же, сударыня, что специальное положение нашего сословия...

Но доктор должен был прервать свою речь. Надежда Петровна пошатнулась и упала без чувств на протянутые им руки. Голова её склонилась к нему на плечо.

Н.П. Сюда, к камину, доктор... — шептала она. — Поближе... поближе. Я вам всё сейчас расскажу... всё-всё...

Через некоторое время доктор выходил из квартиры Челобитьевых. Ему было и досадно, и совестно, и приятно. Однако он беспокойно пошарил по карманам, достал портмоне, открыл его и несколько  огорчился

Д.: О женщина, чёрт возьми! Никогда не следует брать с собой из дому много денег! Того и гляди, что нарвешься! …